Методические принципы развития речи.

1.Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей А.От мотива зависит качество речи и успешность обучения
2.Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи Б.В основе лежит неосознанное обобщение явлений языка
3.Развитие языкового чутья В.Понимание речи как речемыслительной деятельности, связанное с познанием окружающего мира
4.Формироввание элементарного осознания явлений языка Г.Понимание речи как деятельности и использовании языка для коммуникации
5.Взаимосвязь работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования Д.Неосознанное владение закономерностями языка
6.Обогащение мотивации речевой деятельности Е.Освоение всех уровней языка во взаимосвязи
7.Обеспечение активной речевой практики Ж.Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики

1 – В 2 – Г 3 – Д 4 – Б 5 – Е 6 – А 7 – Ж

4.Определить, верно ли данное утверждение

1.Формирование устной речи – основная цель работы по развитию речи в детском саду.

2.Метод развития речи – способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков.

3.Практические методы в детском саду применяются реже, чем словесные.

4.Опосредованные методы основаны на применении наглядности.

5.Словесные методы направлены на применение речевых умений и навыков, их совершенствование.

1-да, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-нет

4. Раздел: «Методика обучения связной речи»

Связная речь –это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие)

Формы связной речи

Диалогическая речь – яркое проявление коммуникативной функции языка.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Задачи и содержание обучения связной речи

1.Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1.Собственно речевые умения:

· Вступать в общение;

· Поддерживать и завершать общение;

· Говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2.Умения речевого этикета.

3.Умение общаться в группе сверстников.

4.Умение общаться для планирования совместных действий.

5.Неречевые (невербальные) умения.

2.Монологическая речь.

Признаки монологического высказывания:

· Целостность;

· Структурное оформление;

· Связность;

· Объем высказывания;

· Плавность.

Типы монологов:

· Описание – характеристика предмета в статике.

· Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях.

· Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.

Виды монологов:

· Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

· Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) По игрушкам и картинам. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений.

2)Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка.

3)Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют рассказы

1) по восприятию;

2)по памяти;

3)по воображению.

Приемы обучения рассказыванию: совместное рассказывание, образец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, моделирование.

Контрольные задания

1.Вопросы:

1.Раскройте содержание понятия «связная речь».

2.Дайте обоснование места и роли обучения связной речи в общей системе работы по развитию речи.

3.Проследите усложнение содержания работы по развитию диалогической и монологической речи в возрастных группах.

4.Охарактеризуйте приемы обучения связной речи и их использование в зависимости от возраста и уровня речевых умений детей.

3 раздел: «Грамматический строй речи»

Грамматика –это наука о строе языка, о его законах, которая представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Основные направления формирования грамматической стороны речи

1.Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка.

2.Помочь детям в овладении синтаксической стороной.

3.Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей

· Создание благоприятной языковой среды.

· Специальное обучение детей трудным грамматическим формам.

· Исправление грамматических ошибок.

4.Раздел: «Методика развития словаря»

Современная методика рассматривает словарную работу как целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умений использовать их в конкретных условиях общения, содержание которого обеспечивает слово.

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

· Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

· Закрепление и уточнение словаря.

· Активизация словаря.

· Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Содержание словарной работы

Дошкольный возраст прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

· Бытовой словарь;

· Природоведческий словарь;

· Обществоведческий словарь;

· Эмоционально-оценочная лексика;

· Лексика, обозначающая время, пространство, количество.

Основные направления словарной работы

1.Освоение названий предметов, объектов и их действий.

2.Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены.

3.Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

4.Освоение новых и переносных значений слов.

Виды занятий по словарной работе

· Наблюдения, экскурсии, осмотры

· Рассматривание игрушек, предметов

· Рассматривание картин

· Дидактическая игра как средство активизации словаря детей

· Загадки как средство языковой выразительности.

Методы словарной работы

Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря
Методы Возраст Методы Возраст
1.Непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов   Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых   Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки   Экскурсии (социальное окружение)     Во всех возрастных группах   Начиная со средней группы     Рассматривание игрушек     Рассматривание картин знакомого содержания     Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками   Словесные игры Во всех возрастных группах   Во всех возрастных группах   Во всех возрастных группах   В средней и старших группах
2.Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием   Чтение и рассказывание литературных произведений Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом в старших группах   Во всех возрастных группах Лексические (словарные) упражнения     Загадывание и отгадывание загадок   Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Во всех возрастных группах, чаще в старших Во всех возрастных группах   Преимущественно в средней и старших группах

5. Раздел: «Звуковая культура речи (ЗКР)»

Задачи воспитания звуковой культуры речи

· Формирование правильного звукопроизношения

· Развитие голосового аппарата

· Выработка умеренного темпа речи

· Выработка правильного речевого дыхания

· Развитие навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Направления реализации задач:

1.Развитие восприятия речи:

-слуховое внимание;

-речевой слух;

-фонематический слух;

-звуковысотный слух;

-ритмический слух;

-восприятие темпа и громкости голоса.

2.Развитие речедвигательного аппарата:

-артикуляционный аппарат;

-голосовой аппарат;

-речевое дыхание.

3.Формирование произносительной стороны речи – произношение звуков и четкая дикция.

4.Система работы по звуковой культуре речи:

· Занятия по ЗКР

· Упражнения как часть занятия по развитию речи

· Упражнения, входящие в содержание других занятий

· Утренняя речевая гимнастика

· Прогулка и другие режимные моменты

· Игры – дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные (с произнесением слов).

6 раздел: «Художественная литература»

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская литература – первооснова воспитания (И. Токмакова).

Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка (В.А. Сухомлинский).

Критерии отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам

(О.И. Соловьева, В.М. Федяевская, Н.С. Карпинская и др.):

· Идейная направленность детской книги;

· Высокое художественное мастерство, литературная ценность;

· Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

· Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

· Конкретные педагогические задачи.

·

Методы ознакомления с художественной литературой

-Чтение воспитателя по книге или наизусть;

-Рассказывание воспитателя;

-Инсценирование;

-Заучивание наизусть.

Методика художественного чтения и рассказывания детям

Типы занятий (М.М. Конина)

1.Чтение или рассказывание одного произведения.

2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

4.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

5.Чтение как часть занятия по развитию речи.

Подготовка к занятию:

-обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, с учетом возраста, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, выбор методов работы с книгой;

-определение программного содержания;

-подготовка воспитателя к чтению произведения.

Приемы чтения:

· Объяснение незнакомых слов;

· Беседа до и после чтения (вопросы);

· Показ иллюстраций.

Структура занятия:

1.Вводная часть (беседа до чтения)

2.Выразительное чтение или рассказывание

3.Беседа по первичному восприятию произведения (Понравилась ли сказка? и др.)

4.Повторное чтение произведения или его отрывков.

5.Аналитическая беседа

6.Обобщение главной идеи произведения.

Методика заучивания стихотворений

Методические требования к заучиванию стихов:

· Не рекомендуется заучивать стихи хором.

· Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).

· Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

· Учитывать индивидуальные особенности детей.

· Создавать «атмосферу поэзии» в детском саду.

Построение занятия по заучиванию стихотворения

1.Начало занятия – создать эмоциональный настрой.

2.Выразительное чтение стихотворения наизусть без установки на запоминание (1-2 раза).

3.Беседа по содержанию (анализ стихотворения).

4.Повторное чтение с установкой на запоминание.

5.Воспроизведение стихов детьми (6-8 чел.).

6.Выразительное чтение воспитателем или ребенком.

Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихотворения

· Игровые;

· Досказывание детьми рифмующегося слова;

· Чтение стихов по ролям;

· Драматизация с игрушками;

· Воспроизведение стихов методом игры.

Использование художественной литературы вне занятий

Создание уголка книги, выставки детских книг, утренники, вечера досуга, литературные викторины и др.

7 раздел: «Подготовка к обучению грамоте»

Сущность подготовки к обучению грамоте

1.Общеречевое развитие детей;

2.Формирование речевой рефлексии, произвольности речевого поведения;

3.Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи;

4.Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Основные направления содержания работы по подготовке к обучению грамоте:

· Ознакомление детей со словом

· Ознакомление с предложением

· Ознакомление со словесным составом предложения

· Ознакомление со слоговым строением слова

· Ознакомление со звуковым строением слова

· Подготовка к обучению письму.

Педагогические задачи

1.В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3г.5мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. Дети могли хорошо видеть рыбок.

Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.

-Чем объяснить неумение детей рассказать о рыбках?

-Как следует организовать наблюдение детей?

Ответ:

Неумение детей рассказывать можно объяснить тем, что ранее не проводилось целенаправленное рассматривание рыбок. Знания детей приобретались бессистемно, не выявлялись общие связи и зависимости. Воспитатель не развивал у детей наблюдательность. Взрослый, организуя активную деятельность детей во время наблюдения, направляет внимание детей на следующее: обследование предмета; планирование действий; выявление общих связей и закономерностей явлений; обобщенные формы рассуждений; решение практических, познавательных и речевых задач.

2.В детском саду наблюдали за развитие фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный разговор некоторых детей:

Гриша говорил вместо рыба – «лыба»;

Саша говорил вместо шишка – «сишка»;

Петя говорил вместо садись – «дись»;

Вова говорил вместо сахар – «хасир».

-Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании?

-Чем это можно объяснить?

-Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Ответ: Исследователи отметили следующие недостатки речи детей: У Гриши и Саши – замену труднопроизносимого звука легкопроизносимыми; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановку звуков и замещение их.

Несовершенство речи дошкольников объясняется несформированностью у них фонематического слуха, недостаточной дифференцировкой звуков.

3.При рассматривании картины «Улицы города» воспитатель задал детям следующие вопросы: что изображено на картине? Как вы узнали, что это улица города? Сосчитайте, сколько этажей в этом высотном доме. Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? («Едут трамваи, автобусы».) Кто знает, как назвать их одним словом? (Детей знакомя с термином «транспорт».) Почему в городе должно быть много видов транспорта? Для чего в городе существуют правила уличного движения? Почему не все машины и пешеходы двигаются? Какие из них стоят?

-Проанализируйте вопросы воспитателя.

Ответ: Воспитатель задавал детям вопросы правильно, учитывая особенности мышления дошкольников.

Часть вопросов направлена на перечисление изображенных предметов, другая часть – на развитие понятий. Наиболее сложные для детей вопросы, которые использовал воспитатель, - это вопросы на обобщение. Воспитатель упражнял детей в следующих мыслительных операциях: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

4.Докажите, почему умение дошкольника производить звуковой анализ слов и осознание им словесного состава речи способствует успешному овладению чтением и письмом.

Ответ: Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, легкость образования новых слов.

Дети легко изменяют слова, учитывая их исходную форму, проявляют интерес к звуковой форме слова, увлекаются его стихотворной формой. Постепенно развивающееся языковое чутье и с ним умственная работа над языком приводят к попытке осознания речи.

5.На занятии Саша разбирает у доски слово слон. Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто-то подсказывает: «А». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не а, а о. Если бы а, то был бы слан, а тут слон».

-В каком возрасте ребенок осознает словесный состав речи?

-Может ли ребенок без специального обучения овладеть словесным составом речи?

Ответ:Словесный состав речи осознается ребенком к 6 г. На осознание словесного состава слова влияет овладение дошкольниками определенным действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков. Это позволяет ему свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Без специального обучения ребенок овладеть словесным составом речи не может.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

3. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1993. – 124 с.

4. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

5. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. - №8. – С.66-74.

6. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников // Начальная школа. – 2002. - №4. – С.42-50.

7. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.11-13.

8. Мельникова И.И. Развитие речи . Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.

9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Изд-во «Лайнер», 1995. – 99 с.

10. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 137 с.

11. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С.77-86.

12. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1995.

13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

14. Ушакова О. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.

15. Филлипова С.О. Подготовка дошкольников к письму. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94 с.

Наши рекомендации