Создание условий для познания ребенком мира природы

Создание условий для познавательного развития ребенка в условиях ДОУ

Цель: на основе анализа современной психолого-педагогической и методической литературы показать значение предметно-развивающей среды; форм сотрудничества с взрослыми и сверстниками; самостоятельной деятельности ребенка в развитии познавательной деятельности в условиях ДОУ.

Каждому студенту выбрать один вопрос для выступления на семинаре. Выбранный вопрос будет выступать и темой для домашней контрольной работы. Поэтому собирайте все материалы для дальнейшей работы, а само выступление на семинаре на 5-7 минут. Обязательно указывать источники, которыми пользуетесь.

Вопросы для обсуждения

Модуль 1

(Буфист,Шевчук,Чурко,Шевченко,Оболенская,Беляева)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка в познании математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве)

(Буфист)1.1. Настольно-печатные игры, направленные на закрепление знаний детей о количество, величине, форме. Важно показать усложнения в зависимости от возраста детей.

(Шевчук)1.2. Интеллектуальные игры, направленные на развитие познавательных процессов детей (внимания, памяти, мышления) на материалах о количестве, величине, форме, ориентировка во времени, ориентировке в пространстве. Важно показать усложнения в зависимости от возраста детей.

(Чурко)1.3. Компьютерные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников. Подтвердить примерами.

(Шевченко)1.4. Компьютерные игры как средство развития ориентировки в пространстве и на плоскости. Подтвердить примерами.

(Оболенская)1.5. Словесные игры на развитие ориентировки детей в пространстве и времени.

(Беляева)1.6. Краткий обзор статей периодических изданий по проблеме формирования основ математических представлений дошкольников.

Модуль 2

(Сидорук,Панчук,Попок,Вахрамеева,Аникина,Епихина,Постыка,Нестеренко)

Создание условий для познания ребенком предметного мира (название, функция, назначение, свойства и качества предметов)

(Сидорук)2.1. Краткая характеристика методов и приемов ознакомления детей с миром предметов.

(Панчук)2.2.Особенности организации рассматривания предметов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

(Попок)2.3. Интеллектуальные игры, направленные на развитие действий классификации, обобщения (на материале мира предметов). Важно показать усложнения в зависимости от возраста детей.

(Вахрамеева)2.4. Развитие представлений детей о свойствах предметов в повседневной жизни (одевания, приема пищи, умывания и т.д.)

(Аникина)2.5.Экспериментирование как средство ознакомления детей с характеристикой материалов.

(Епихина)2.6. Краткий обзор художественной литературы для детей (стихи, загадки, познавательные рассказы о мире предметов)

(Постыка)2.7. Краткий обзор художественной литературы для детей (стихи, загадки, познавательные рассказы о мире предметов)

(Нестеренко)2.8. Краткий обзор статей периодических изданий по проблеме ознакомления дошкольников с миром предметов.

Модуль 3

(Яговкина,Романенко,Смелова,Лисова,Воронцова,Коренная,Мацибон,Саарва,Самойленко,Суровцеваа,Каменева,Портянова)

Создание условий для познания ребенком мира природы

(Яговкина)3.1. Краткая характеристика содержания ознакомления дошкольников с миром растений (показать усложнение задач на примере одной из образовательных программ). Подтвердить сравнительной таблицей.

(Романенко)3.2. Краткая характеристика содержания ознакомления дошкольников с миром животных (показать усложнение задач на примере одной из образовательных программ). Подтвердить сравнительной таблицей.

(Смелова)3.3. Краткая характеристика содержания ознакомления дошкольников с явлениями природы (показать усложнение задач на примере одной из образовательных программ). Подтвердить сравнительной таблицей.

(Лисова)3.3. Настольно-печатные игры, направленные на закрепление знаний детей о растениях и животных. Важно показать усложнения в зависимости от возраста детей.

(Воронцова)3.4. Интеллектуальные игры, направленные на развитие познавательных процессов детей (внимания, памяти, мышления) на материалах о мире природы. Важно показать усложнения в зависимости от возраста детей.

(Коренная)3.5. Краткий обзор статей периодических изданий по проблеме ознакомления дошкольников с миром природы, развития познавательной активности детей.

(Мацибон)3.6. Сформулировать программные задачи к 10 организованным наблюдениям детьми за комнатными растениями, включая когнитивный компонент (знания), деятельностный компонент (умения) и эмоционально-ценностный. Важно показать усложнения в течение года. На примере одной возрастной группы.

(Саарва)3.7. Сформулировать программные задачи к 10 организованным наблюдениям детьми за растениями, включая когнитивный компонент (знания), деятельностный компонент (умения) и эмоционально-ценностный. Важно показать усложнения в течение года. На примере одной возрастной группы.

(Суровцева и Самойленко)3.8. Сформулировать программные задачи к 10 организованным наблюдениям детьми за животными, включая когнитивный компонент (знания), деятельностный компонент (умения) и эмоционально-ценностный. Важно показать усложнения в течение года. На примере одной возрастной группы.

(Каменева)3.9. Подобрать исторические, развлекательные и познавательные факты о 10 растениях. Адаптировать текст для рассказывания старшим дошкольникам .

(Портянова)3.10. Подобрать исторические, развлекательные и познавательные факты о 10 растениях. Адаптировать текст для рассказывания старшим дошкольникам.

Рекомендованная литература

1. Організація дитячої ігрової діяльності в контексті наступності дошкільної та початкової освіти. Навчально-методичний посібник /За ред.. Г.С.Тарасенко.- К.: Видавничий дім «Слово», 2010.- 320 с.

2.А.М.Богуш, Н.І.Луцан. Мовленнєво-ігрова діяльність дошкільників: мовленнєві ігри, ситуації, вправи. Навчально-методичний посібник.- К.: Видавничий Дім «Слово», 2008.- 256с.

3.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

4. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

5. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

6. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

7. Дрязгунова В Дидактические игры для ознакомления дошкольников с животными.- М. 1991.-160 с.

8. Дыбина О., Рахманова Н., Щетинина В. Неизведанное рядом Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2002.-192 с.

9. Денисова Т. Компьютер в детском саду // Ребенок в детском саду.-2010.- № 2.-С.66.

10.Баликова Н. Ком’пьютерно-ігровой комплекс. Методичні рекомендації // Палітра педагога.-2006.-№4.- С.7.

11. Гаврик Н., Лінник О. Організовувати але не обмежувати (управління розвитком дітей в освітньому середовищі дитсадка. Зони порядка и свободи) //Дошкільне виховання.-2013.- №1.- С. 8.

Наши рекомендации