Общая информация об организации

Наименование организации (по уставу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
Фактический адрес 23806, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28
Ф.И.О. руководителя организации Мустафина Файруза Зуфаровна
Ф.И.О. научного руководителя (при наличии) Репина Ольга Константиновна
Контактное лицо по вопросам представления заявки Репина Ольга Константиновна
Контактный телефон (рабочий, домашний, сотовый) 8(8552)466776
Телефон/факс организации 8(8552)466216
E-mail: [email protected]
Реквизиты решения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, о согласии на реализацию образовательной организацией инновационного проекта (программы) в статусе региональной инновационной площадки <1> Решение Ученого совета от 23.09.2015

Ректор ФГБОУ ВПО «НИСПТР»_________________________ _Ф.З. Мустафина

2. Краткое описание инновационного проекта (программы)

Направление инновационной деятельности в сфере образования Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.
Наименование инновационного проекта (программы) Разработка апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста.
Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы) Умение понимать тексты является одной из базовых способностей, которая обеспечивает успешность как в школе при изучении любых предметных областей, так и в коммуникации. Это значит, что отдельной важнейшей задачей учителя является целенаправленное развитие способности понимать. Решать данную задачу невозможно без соответствующего психолого - педагогического инструментария: - диагностических средств; - методических материалов. В рамках проекта будут разработаны и апробированы - диагностические материалы, - сценарии развивающих занятий, - методические материалы для педагогов. Участие в проекте квалифицированных экспертов обеспечит удержание высокого качества разрабатываемых материалов.
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) Анализ ключевых показателей способности понимания текста производился в ходе решения задач по разработке средств диагностики способности понимания. Широко известен опыт тестового измерения ключевых когнитивных компетенций, накопленный в рамках регулярных международных мониторинговых исследований PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy) и PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). Когнитивный аспект понимания представлен в таксономии образовательных целей Б. Блума. С его точки зрения способность понимания устроена иерархически (от простого к сложному) и она отдельна от процессов анализа и синтеза. Учитывая опыт международных мониторинговых исследований, отечественные исследовательские группы под руководством П.Г. Нежнова создали свой тестовый инструмент для диагностики учебной успешности в начальной школе. Важность способности понимания текста в достижении общего образовательного результата подчеркнута требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В примерной основной образовательной программе начального общего образования зафиксированы отдельные требования к достижению такого образовательного результата, как понимание текста. В универсальном умении работать с текстом выделены такие аспекты, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан Сформированная способность понимания текстов является одним из важнейших образовательных результатов. Эффективные навыки работы с текстом являются базовыми условиями для получения качественного образования. В образовательных стандартах нового поколения способность понимания текста отнесена к метапредметным умениям, которые, несомненно, носят универсальный характер, а также способствуют успешному обучению в школе и социализации в обществе. Необходимость понять текст присутствует на протяжении всех ступеней школьного образования и является неотъемлемой частью успешного обучения. Несформированная способность понимания текста у учащихся может привести к учебной неуспешности по многим предметам.  
Цели и задачи инновационного проекта (программы) Цель: Разработать, апробировать и внедрить в образовательную практику средства диагностики и развития понимания текста.   Задачи: 1. Создать сообщество педагогов по разработке заданий для диагностики и развития способности понимания текста. 2. Создать условия для системного взаимодействия между педагогами, студентами и экспертами по разработке и оценке эффективности разрабатываемых заданий. 3. Организовать апробацию заданий в школах - участниках проекта. 4. Провести республиканский Турнир способностей для учеников 2 - 8 классов с использований лучших вариантов разработанных заданий. 5. Обеспечить распространение созданных в рамках проекта диагностических, развивающих заданий и других методических материалов.
Сроки реализации инновационного проекта (программы) 2015-2018 годы
Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы) 414000 рублей. Источники финансирования: · внебюджетные источники ФГБОУ ВПО "НИСПТР"; · организационные взносы участников площадки; · средства МОиН РТ; · средства грантовых фондов.
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) Методический результат 1. Банк диагностических заданий для оценки способности понимания текста на разном предметном материале для учеников начальной и основной школы. 2. Банк сценариев занятий по формированию у школьников эффективных способов работы по пониманию текста. 3. Методические разработки для педагогов по формированию способностей понимания текста.   Организационный результат: 1. Создание эффективной среды по реализации новых ФГОС за счет формирования у педагогов опыта работы со способностями как новым образовательным результатом. 2. Создание неформальных групп педагогов по работе с технологиями достижения метапредметного результата. 3. Создание в Республике Татарстан традиции проведения республиканского турнира способностей «Мыслю, знаю, действую» для учащихся 2 – 6 классов.   Результат содержательный: 1. Формирование и поддержка нового педагогического профессионализма, направленного на получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка). 2. Создание полипрофессионального общения для педагогов и новаторов (в том числе, по формированию объективных способов оценивания образовательных результатов).  
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) Семинары, конференция, публикации в сети и в СМИ
Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии)  

Наши рекомендации