Тема 2. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.

Программа дисциплины

«История педагогики и образования»

Пояснительная записка

Осмысление любого педагогического феноме­на обуслов­ливает обращение к его истории, ибо, как сказал В.О. Ключев­ский, «проводница наша - исто­рия с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошед­шего».

В цикле психолого-педагогических дисциплин курс «Исто­рия педагогики и образования» решает свои специфические за­дачи. «Надстраивая» курс теоретической педагогики, он призван поднять на более высокий уровень обобщений теоретические знания студента по общей педагогике, теории и методике воспи­тания, дидактике через установление исторических связей со­временных педагогических идей и проблем с теоретическим и практическим опытом прошлого.

Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования не только педагогической, но и общей культуры будущего педагога, так как оно дает знания о развитии теории и практики воспитания и образования как о процессе и соответст­венно содействует становлению педагогического профессиона­лизма и мировоззрения человека вообще.

Изучая историю педагогики и образования вдумчиво и ос­новательно, мы не только приобретаем интересную и ценную для профессиональной деятельности информацию, но и учимся мыслить педагогическими категориями, понимать их генезис.

Исторический опыт педагогики и системы образования может быть очень поучителен, поскольку только ретроспектив­ный подход «обеспечивает глубокое и всесто­роннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать ее место в струк­туре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь» (З.И. Равкин).

Цель дисциплины: приобщение студентов к становлению и развитию отечественной и зарубежной педагогической мысли, системы образования.

Учебные задачи дисциплины:

1) развитие у студентов культуросообразного педагогического мировоззрения;

2) осмысление своеобразия школы и мировой педагогической мысли на разных этапах путей их развития;

3) изучение происхождения современных систем образования в их историческом развитии на фоне прогрессивных тенден­ций теории и практики воспитания прошлого;

4) развитие критического и позитивного отношения к вкладу прошлого в современную педагогику.

Методы преподавания дисциплины:

- лекции;

- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- письменные и устные домашние задания;

- консультации преподавателя;

- самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «История педагогики и образования» разработан для…

Для изучения данной дисциплины студенты должны в оп­ределённой мере владеть знаниями таких дисциплин как фило­софия, отечественная и зарубежная история и обязательно об­щими основами педагогики, дидактики, теории и методики вос­питания.

Требования к уровню освоения содержания: в резуль­тате изучения данной дисциплины студенты должны приобре­сти:

Знания

- о месте истории педагогики и образования в исторической и педагогической науках, о её роли и значимости в подготовке учителей;

- об историческом зарождении и развитии педагогики и школы;

- об основных понятиях курса («педагогическая концепция», «образовательные системы», «народная педагогика», «принцип народности воспитания», «национальная система воспитания», «система общечеловеческого воспитания», формальное и материальное образование, педагогика само­развития личности, «свободное воспитание», «эксперимен­тальная педагогика», «государственная система образова­ния», «общественная система образования», «частная сис­тема образования»);

- об особенностях развития школьного дела и педагогической мысли в различных регионах мира;

- о связи педагогических и философских идей, теории и прак­тики образования; об особенностях проблем национального образования, актуализированных на том или ином этапе ис­тории образования и педагогической мысли;

- о современных мировых тенденциях развития образования;

Умения

- выделять в историко-педагогических и философских текстах основные идеи по обучению и воспитанию детей, по органи­зации школьного дела;

- осуществлять сравнительно-педагогический анализ;

- применять историко-педагогические знания в практике осмыс­ления современного образования и собственной педа­гогической деятельности.

Навыки

- самостоятельной работы с историко-педагогическими источни­ками и литературой.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

Цель изучения темы - сформировать у студентов пред­ставление об истории педагогики и образования как о науке и учебном предмете.

Задачи изучения темы:

1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин;

2) раскрыть сущность основных понятий курса;

3) выявить многообразие историко-педагогических источников.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее ме­сто в истории мировой цивилизации. Сущность принципа науч­ного историзма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики.

Методы историко-педагогического исследования.

Педагогические источники как эмпирическая основа по­знания историко-педагогической действительности.

Классификация историко-педагогических источников по Д.И. Раскину. Письменные источники (роды, виды и подвиды). Документальные источники как род (виды: актовые, делопроиз­водственные, статистические и картографические. Повествова­тельные источники как род (виды: личные, художественные, публицистические, исторические, научные). Дидактические ис­точники как род («продукция» учебного процесса от учебников и программ до классных журналов и ученических работ).

Классификация историко-педагогических источников по М.А. Анисову (материалы учебных заведений, учебная литера­тура, художественная литература, мемуарно-эпистолярная пе­дагогическая литература, законодательные материалы, дело­производственная документация, педагогические сочинения).

История педагогики как учебный предмет в высшей педа­гогической школе. Его значение в формировании профессио­нальной культуры будущего учителя.

Методы: лекция.

Литература:1, 4, 12.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое история педагогики и образования?

2) Что и как она изучает?

3) Каковы задачи и функции истории педагогики и образова­ния?

4) Каково ее место в системе научно-педагогического знания?

5) Какова её роль в профессиональном и личностном становле­нии педагога?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Проведите сравнительный анализ статей «История педаго­гики» из «Педагогической энциклопедии» 1966 и, соответст­венно, 1992 годов издания. Определите, общее и особенное в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания в этих статьях.

2) Определите, какие историко-педагогические источники необ­ходимо использовать, чтобы описать взаимодействие семьи и школы в России XIX в. как феномен.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Эвристическая функция истории педаго­гики при решении проблем теории и практики со­временного российского образования».

2) Реферат на тему: «Становление педагогики как отрасли на­учного знания».

3) Доклад на тему: «Единый курс педагогики и истории педаго­гики: за и против».

Тема 2. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.

Цель изучения темы - сформировать у студентов пред­ставление об особенностях воспитания в первобытном обще­стве.

Задачи изучения темы:

1) познакомить с существующими в научной литературе воззре­ниями на особенности воспитания в первобытном обществе;

2) раскрыть сущность первобытной «ритуальной педагогики».

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Концепции происхождения воспитания (эволюционно-биологическая и психологическая).Возникновение воспитания в период первобытнообщинного строя, его особенности. Основная цель первобытно общин­ного воспитания и формы его осуществления. Задачи воспи­тания в первобытных племенах, формы реализации воспита­тельных задач в первобытнообщинном строе. Инициации.

Методы: лекция.

Литература:1-3, 6, 53, 57, 58.

Вопросы для самопроверки:

1) Как и почему возникла педагогическая деятельность?

2) Какие концепции происхождения воспитания вы знаете?

3) Откуда историко-педагогическая наука черпает информацию о воспитании в первобытную эпоху?

4) Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

5) В чем причины уникальной эффективности первобытнообщин­ного воспитания?

6) Почему многие исследователи называют инициации «прооб­разом школы»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Какие противоречия образования, возникшие на этапе разло­жения первобытнообщинного строя, присущи совре­менной педагогической практике? Могут ли они быть пре­одолены? Если да, то как?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Один день из жизни "первобытного ребенка"»

Наши рекомендации