Индивидуальные предприниматели. 15 страница

4. Разработка порядка проведения аттестации педагогических работников отнесена к ведению Российской Федерации - федерального центра. Полномочия по разработке названного порядка законодатель передает Правительству РФ в лице специально созданного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минобрнауки РФ на основании п. 1 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337.

Минобрнауки РФ должно разработать нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения аттестации педагогических работников, и согласовать данный акт с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом является Минтруда РФ согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610.

В настоящие время на дату написания комментария продолжает действовать Приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Порядок аттестации). Порядок аттестации действует в части, не противоречащей положениям комментируемого Закона.

Порядок аттестации состоит из четырех разделов:

- общие положения;

- формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы;

- порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

- порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Сразу отметим, несмотря на то что в п. 1 Порядка аттестации говорится о том, что Порядок регулирует отношения по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, его положения распространяются и на случаи проведения аттестации педагогических работников частных образовательных организаций, т.к. положения комментируемой статьи приравнивают порядок аттестации работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций. Отказать в проведении аттестации на основании п. 1 Порядка аттестации работнику частной образовательной организации нельзя.

В соответствии с п. 2 Порядка аттестация проводится в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (напомним, что в последнем случае порядок аттестации определяет сама образовательная организация).

Основными задачами аттестации согласно п. 3 Порядка являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Аттестация проводится на принципах коллегиальности, гласности, открытости, недопустимости дискриминации при проведении аттестации.

Порядок формирования комиссий установлен в ч. 3 комментируемой статьи с особенностями, установленными в Порядке аттестации. Аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии согласно п. 6 Порядка формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Персональный состав комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Порядок аттестации требует обязательного включения в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник, в случае если проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с ТК РФ.

Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

Аттестация педагогического работника для установления квалификационной категории проводится на основании заявления педагогического работника, которое рассматривается аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

- уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

- уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия.

Решение аттестационной комиссии при проведении аттестации любого вида может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 50. Научно-педагогические работники

Комментарий к статье 50

1. Комментируемая статья устанавливает основы правового статуса научно-педагогических работников.

В ч. 1 комментируемой статьи законодатель раскрывает понятие "научно-педагогические работники", понимая под ними работников, которые работают в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования и дополнительного профессионального образования. Законодатель выделяет при этом два подтипа работников:

- педагогические работники, которые согласно ч. 1 комментируемой статьи относятся к профессорско-преподавательскому составу;

- научные работники.

Зачастую на практике педагогические и научные работники совпадают в одном лице, т.е. осуществляют и научную, и педагогическую деятельность, поэтому комментируемая статья и озаглавлена как "научно-педагогические работники", а два вышеуказанных подтипа соединены в единой категории работников - научно-педагогические работники.

2. Основы общего правового статуса педагогических работников приведены в ст. ст. 47 - 48 комментируемого Закона. Научно-педагогические работники также обладают правами и несут обязанности, которые предусмотрены указанными статьями комментируемого Закона и были рассмотрены выше, с особенностями, установленными в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

Комментируемая статья устанавливает права, которыми обладают только научно-педагогические работники. При этом содержится ссылка на Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", а конкретно на п. 6 ст. 4, устанавливающей правовой статус научного работника. В соответствии с данным пунктом научные работники имеют право на:

- признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

- получение в соответствии с законодательством РФ доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

- объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

- осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством РФ;

- подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

- участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;

- подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве;

- доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

- мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;

- дополнительное профессиональное образование;

- иные права, предусмотренные Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, в т.ч. право на создание общественных объединений.

Часть вторая комментируемой статьи дополняет вышеприведенные права, а также права, указанные в ст. 47 комментируемого Закона.

Прежде всего, научно-педагогическим работникам предоставляется право на участие в управлении образовательной организацией через:

- возможность входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией;

- возможность участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

При этом законодатель устанавливает обязанность для образовательной организации определить порядок реализации вышеназванных прав (подп. 1 - 2 ч. 2 комментируемой статьи) в уставе образовательной организации, а также в иных локальных нормативных актах. Надо отметить, что при этом не допускается установление дискриминационных критериев отбора в коллегиальные органы управления или доступа к обсуждению вопросов по деятельности образовательной организации, т.е. все научно-педагогические работники независимо от их научного звания, возраста, пола, расы, стажа работы и т.п. должны получить возможность реализации прав, установленных подп. 1 - 2 ч. 2 комментируемой статьи.

Также отметим, что конструкция п. 2 ч. 2 комментируемой статьи указывает на возможность участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся любой деятельности образовательной организации, а не только научной и образовательной (педагогической). Форма участия и порядок могут быть различными и устанавливаться локальными нормативными актами организации (например, в форме совещаний, слушаний, создания комитетов, экспертных групп и т.п.). Любой научно-педагогический работник также имеет право высказать свое личное мнение в любой форме о деятельности образовательной организации и по вопросам реализации деятельности организации, при этом не допускается ограничение такой возможности в какой-либо форме.

Пункт 3 ч. 2 комментируемой статьи, по сути, запрещает вмешиваться в научную деятельность научно-педагогических работников в части выбора ими методов и средств проведения научных исследований. Работнику предоставляется полная свобода самостоятельного выбора тех методов и средств, которые наиболее полно соответствуют особенностями научных исследований и могут обеспечить их высокое качество. Все же устанавливается ограничение - такие методы и средства должны отвечать правилам техники безопасности (мерам безопасности) и не могут носить противоправный (запрещенный законодательством) характер.

В целях обеспечения вышеназванного права, иных академических и научных прав научно-педагогических работников в п. 4 ч. 2 комментируемой статьи установлено право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации, в которой такие работники осуществляют свою деятельность. Порядок осуществления права устанавливается локальными нормативными актами организации, а также может быть установлен законодательством РФ.

Перечень прав, приведенный в комментируемой статье, является закрытым, однако образовательные организации могут расширять права научно-педагогических работников путем внесения соответствующих положений в локальные нормативные акты, трудовой договор, коллективный договор.

3. Обязанности научно-педагогических работников устанавливаются как комментируемым Законом, так и Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ. Пункт 7 ст. 4 названного Закона устанавливает следующие обязанности научных работников:

- осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;

- объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

В главе 5 комментируемого Закона обязанности научно-педагогических работников установлены также в ст. ст. 48 - 49. Обязанности педагогических работников, установленные в ст. 48 комментируемого Закона, распространяются на научно-педагогических работников с учетом положений комментируемой статьи и Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ.

Статья 49 комментируемого Закона содержит положение об обязанности работников из числа профессорско-преподавательского состава проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории. Сроки прохождения аттестации должны быть оговорены в трудовом договоре с таким работником.

Часть третья комментируемой статьи содержит лишь две дополнительные обязанности, носящие абстрактный и трудно проверяемый на практике характер. Научно-педагогические работники должны выбирать методы, техники и средства обучения с таким учетом, чтобы они максимально полно формировали у обучающихся необходимые профессиональные навыки, побуждали обучающихся проявлять инициативу, самостоятельность; а также создавать условия для развития творческих способностей (например, путем введения проектной работы).

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Комментарий к статье 51

1. Комментируемая статья устанавливает основы правового статуса руководителя образовательной организации. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Одним из таких исполнительных органов юридического лица является руководитель, статус которого определяется в соответствии с учредительными документами юридического лица и законодательством РФ. Образовательные организации как юридические лица также приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через специально созданные органы, в т.ч. и через руководителя организации.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

2. Часть первая комментируемой статьи устанавливает способы приобретения статуса руководителя конкретным лицом или, по-другому, способы формирования единоличного исполнительного органа образовательной организации. Конкретный способ из перечисленных в комментируемой статье закрепляется в уставе образовательной организации. Всего законодатель выделяет два способа:

- избрание (выборы) руководителя;

- назначение руководителя.

Избрание руководителя организации осуществляется общим собранием или конференцией работников или общим собранием (конференцией) работников и обучающихся. В общем собрании принимают участие по возможности все лица, имеющие на это право (работники, обучающиеся, т.е. все работники, обучающиеся образовательной организации). В конференции - выборные делегаты (представители) коллектива работников (или коллектива работников и обучающихся). Порядок созыва общего собрания и (или) конференции должен быть оговорен в уставе образовательной организации.

Порядок избрания руководителя на общем собрании или конференции не прописывается в комментируемой статье, так же как и в иных статьях комментируемого Закона, очевидно, данный вопрос должен регулироваться уставом образовательной организации, а именно в нем должны быть закреплены порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя, созыва общего собрания или конференции, состав участников собрания (конференции), порядок голосования и подведения итогов.

Законодатель ставит важное условие: избранный кандидат должен быть утвержден на должность учредителем образовательной организации. Комментируемая статья не прописывает права учредителя в этом вопросе: может ли он отказаться утвердить избранного кандидата или же должен утвердить в любом случае? Решение данного вопроса поручается самой образовательной организации и ее учредителям, порядок утверждения, как и полномочия учредителя, в этом вопросе должны быть прописаны в уставе образовательной организации.

Второй способ легитимации руководителя образовательной организации - назначение на должность:

- учредителем образовательной организации;

- Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;

- Правительством РФ для ректоров федеральных университетов.

Опять же способ легитимации - избрание или назначение - отражается в уставе образовательной организации. Если определенный способ утвержден федеральным законом, то устав образовательной организации не может противоречить положениям, установленным в законе.

Полномочия учредителя по назначению руководителя образовательной организации, как и порядок назначения, прописываются в уставе образовательной организации.

Назначаются на должность Президентом РФ руководители образовательных организаций только в случаях, указанных федеральными законами. В настоящее время согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" ректоры МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность ректора названных университетов Президентом РФ определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректоры университетов могут быть переназначены на новый срок или могут быть досрочно освобождены Президентом РФ от занимаемой должности.

Правительство РФ назначает на должность руководителей и освобождает от должности руководителей федеральных университетов, в частности учрежденных, например, на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О Федеральных университетах".

Наши рекомендации