Социокультурная составляющая в образовательном процессе
Учитывая это, представляется, по меньшей мере, нецелесообразным использовать термин образование для обозначения другого, более широкого социального явления, как это сделано в учебных пособиях . Действительно, роль образования как «социального способа обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности» в настоящее время чрезвычайно велика, однако ни наследование культуры, ни социализация, ни развитие личности не достигаются только средствами образования и вообще целенаправленной деятельности людей «по приобщению человеческих существ к жизни общества» . В этом участвует, как известно, множество стихийных воздействий со стороны факторов самого разного качества, уровня и масштаба.
В то же время ряд социальных феноменов, не охватываемых сферой образования, также представляют собой разновидности целенаправленной деятельности людей по передаче индивидам накопленного человечеством социокультурного опыта, по приобщению их к ценностям и нормам той общности, в которую они включены, а поэтому являются реальными или потенциальными объектами исследования для педагогической науки, К числу таких феноменов относятся внеформальное обучение, семейное, конфессиональное и общественное воспитание, а также просвещение.
Просвещение - самая «молодая» разновидность педагогической деятельности. В отличие от воспитания и обучения, сопровождавших человечество на протяжении всего его развития, оно возникло в ту эпоху, которой дало название. Однако до сих пор просвещение фактически не стало объектом систематического исследовательского интереса педагогики, хотя в педагогических энциклопедиях, словарях и справочниках оно обычно упоминается.
Основная задача просвещения - «широкое распространение знаний и иных достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или ее отдельных сторон, а также пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей в целях привлечения и участия в их воплощении». Как видно из определения, такая культурно-просветительская деятельность имеет много общего и с воспитанием, и с обучением. Но в то же время и существенно отличается от них. Так, объектом воспитания и обучения выступает конкретный индивид (или индивиды) во всей его индивидуальности, которая определяет содержание и формы деятельности субъекта. Адресат просвещения обычно массовый, обезличенный, нередко случайный, часто рассредоточен и отстранен от субъекта просвещения. Это означает, что хотя оно - как деятельность объекта - целенаправленно, для субъекта чаще всего выступает в качестве стихийного фактора педагогического воздействия. Уже на этом основании оно не сводимо ни к воспитанию, ни к обучению.
Кроме того, адресат просвещения получает распространяемые знания и идеи на добровольной основе, что принципиально отличает его от образования, которое предполагает, что установленный объем знаний должен быть усвоен обучающимся в обязательном порядке. В этом смысле называть просвещение «разновидностью образовательной деятельности» (там же) некорректно, хотя педагогической деятельностью по своей сути оно, безусловно, является.
В силу всего вышесказанного трактовка педагогики как науки об образовании не может считаться удовлетворительной. На наш взгляд, в значительно большей степени отражает сущность этой науки на современном этапе ее развития именно обобщенная трактовка объекта и предмета. Объектом педагогики является целенаправленная деятельность людей по приобщению человеческих существ к жизни и социокультурному наследию общества; предметом педагогики являются законы и закономерности социокультурного наследования, содержание, формы и методы деятельности по передаче конкретному индивиду накопленного человечеством социокультурного опыта.