Н.И. Козлов. Осваиваем конструктивное слушание

http://www.psychologos.ru/articles/view/osvaivaem_konstruktivnoe_slushanie

Исходное состояние, исходный уровень в отношении конструктивного слушания, это, естественно —неосознанная некомпетентность. Не задумываясь о стиле своего общения и не слыша себя, большинство людей привычно некает, даже в согласии из них вылетает «Не, ты прав», а способность возразить обычно на порядок опережает способность понять и согласиться; впрочем, от этой неспособности слышать другого мало кто страдает ровно потому, что о возможности другого стиля общения люди попросту не догадываются.

Или необходимость его — не понимают. «Нет, а что, я со всеми должен соглашаться? Что за бред!» И привычно, не утруждая извилин, народ бодается налево и направо.

Человек в общении некомпетентен, но этого не осознает. Человек возражающий похож на трактор с широким зацепистым плугом: трактор прет, задевая сарафаном плуга все подряд коряги и зарываясь по уши во все канавы. Есть дорога рядом, но дикий водитель, похоже, не ищет легких путей.

Если рассматривать состояние неосознанной некомпетентности внимательнее, то внутри его можно различить свои этапы. Совсем вначале свое коммуникативно-дикое состояние человек не видит и проблемы не понимает — хотя бы за счет того, что возникающие в своей жизни проблемы он полностью списывает на окружающих: «Уроды!»

А он здесь ни при чем…

Позже, на следующем этапе, у него все-таки возникает ощущение, что он здесь все-таки — причем. Осознанностью это назвать трудно, но появляется интерес в эту сторону думать. С человеком на эту тему уже можно разговаривать.

Задача читающего эти строки — в этом пункте спросить себя: «А в чем я — такой же дикий? Чего я еще не умею, ответственность за что сбрасываю на окружающих?"

Следующая фаза, второй уровень в выработке нужного умения — осознанная некомпетентность. Например, почитав соответствующую литературу и пообщавшись с умными людьми, вы свою колючесть разглядели и свою привычку возражать замечаете: впрочем, гораздо легче на первом этапе замечаются ошибки чужие. «Да нет, послушай…» «Нет, ты прав…» «Нет, конечно…»

Когда чужое «Нет» начнет вам резать слух, поздравьте себя: это проблема только психологически продвинутых людей!

Способность замечать свои собственные ошибки вырабатывается обычно позже, и многие на этом этапе начинают серьезно напрягаться: действительно, раньше свои «нетки» вы не замечали (замечали редко) и беседовали расслабленно, теперь каждое ваше «нет» бьет вам по ушам и сбивает с темы.

Вы не стали возражать реже — но гораздо чаще стали это замечать.

На самом же деле переживать тут оснований нет, напротив, можете за себя порадоваться: вы уже серьезно знаете, чему вам нужно учиться.

Третий уровень — осознанная компетентность. Вы уже привыкли слушать свою речь и строите ее, внимательно отслеживая свои внешние и внутренние «Да», однако на первом этапе эти успехи «уравновешиваются» серьезными минусами. Во-первых, это неестественность речи. Думающий над каждым своим словом человек беседует очень правильно, даже слишком правильно, что создает не очень естественное впечатление, кроме того, часто приходится делать паузы и зависать, прежде чем находится нужное позитивное продолжение. Вы говорите фразы правильные, но с задержкой, и производите впечатление «тормознутого».

"У тебя это не выйдет!» — «…Верно, мне очень пригодится твоя помощь. Я смогу на нее рассчитывать?"

Дополнительная трудность еще и в том, что если постоянно думаешь о том, как ответить правильно, ни на что другое ни ума, ни внимания не хватает. Именно поэтому иногда отрабатываемый, слишком энергоемкий, навык имеет смысл отключить и общаться естественно так, как вы умеете наилучшим образом. Не каждый собеседник готов вам простить, когда вы не самым уклюжим образом отрабатываете на нем новые навыки и приемы.

Есть время учиться, а есть — работать. То есть получать прямые, а не только будущие результаты.

Впрочем, эти трудности характерны только для начального этапа уровня осознанной компетентности, на заключительном этапе слова уже подбираются легко и, хотя внимание еще занято построением правильных фраз, его вполне хватает и на общее схватывание ситуации, и на считывание подтекста, и на милые улыбки. Особенно выручают уже наработанные к этому времени полезные шаблоны, помогающие в типовых ситуациях реагировать, практически не задумываясь:

– Вы выходите?
– Я вас пропущу!

- Это «Витязь"?
– Вы ошиблись номером.

– Закурить есть?
– Бросил!

Четвертый этап — неосознанная компетентность. Это то, к чему стремитесь. Когда культура общения в вас уже «встроилась», вы ведете разговор легко и без задержек, думаете уже не о формулировках, а о деле и смотрите на собеседника, а не в себя. Речь вообще перестала вас занимать, вы обращаете на нее внимания не больше, чем на собственное дыхание или «пододвинуть стул».

Действительно, вот во время еды вы попадаете себе ложкой в рот, не задумываясь над тем, под каким углом держать этот столовый инструмент…

И если на первом этапе этого уже мастерского общения вы говорите еще несколько формализовано, то в конце концов к вам возвращается изначальная свобода и озорство, вы снова разрешаете себе говорить «нет», но это происходит настолько изящно, настолько на другом уровне, что только подчеркивает естественность вашего понимания и поддержки собеседника.

Есть еще высшее проявление: неосознанная компетентность с возможностью объяснить технологию. Это позволяет почти мгновенно менять привычное действие в изменившейся ситуации. Плюс учить других.

Кроме того, со временем и опытом расширяется веер направлений использования этого приема. «Тотальное ДА» в руках универсального бизнесмена оказывается не только способом понимания партнера, но и способом формирования ситуации, средством максимально эффективного продавливания своей позиции, когда это действительно необходимо. Сильный руководитель умеет всегда так согласиться с вами, что нужное ему мнение в вас формируется автоматически. Когда таким руководителем становитесь вы, ваше «тотальное ДА» работает на вас в качестве секретной смазки, позволяющей без скрипа сдвигать позицию собеседника.

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника,применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования ипсихотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника спомощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственныхпереживаний и соображений.

·

Приемы активного слушания

Выделяют следующие приемы активного слушания:

· Пауза — это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник можетсказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможностьотстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умениеотстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудныхусловий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.

· Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкиенедосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные,эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненныевопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.

· Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенноесобеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на еговзгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его словазвучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либополучает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способподведения итогов, в том числе промежуточных.

· Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

· Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника,сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

· Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственномсостоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».

· Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслитьбеседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ученик расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И. И. Рыданова):

  • Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
  • Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
  • Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
  • Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.

Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.).

  • Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.
  • При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
  • Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.
  • Терпимость, уступчивость в мелочах.
  • Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки.
  • Доминирование экспрессии оптимизма. Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:
  • Ограничение свободы выражения мнений, в особенности не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
  • Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
  • Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
  • Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).
  • Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).
  • Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
  • Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).
  • Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
  • Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).
  • Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).
  • Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
  • Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»).
  • Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.
  • Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...», «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь оправдываться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что...».
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».
  3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):

  • Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
  • Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
  • Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
  • Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
  • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
  • Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
  • Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Наши рекомендации