Факторы риска офисных помещений

Сотрудники офисных помещений находятся на своих местах, оснащенных ЭВМ, в течение всего рабочего дня. В процессе работы пользователь и ЭВМ образуют систему взаимодействия человека, машины и окружающей среды (рис.1).

Факторы риска офисных помещений - student2.ru

Рис.1. Система взаимодействия « человек – машина – окружающая среда »

Исходя из этой системы взаимодействия, выявим опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя персонального компьютера (ПК), сформулируем основные требования к организации рабочего места и рабочего процесса, которые помогут уменьшить воздействие факторов риска от ПК.

Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле, представляющее реальную угрозу для здоровья человека. Как показали результаты многочисленных научных работ, компьютер является источником:

▪ электростатического поля;

▪ низкочастотного электромагнитного излучения (5 Гц-300 кГц);

▪ высокочастотного электромагнитного излучения (10-300 МГц);

▪ ультрафиолетового излучения (200 – 400 нм);

▪ ближнего инфракрасного излучения (700 – 1050 нм);

▪ мягкого рентгеновского излучения;

Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным /12,13/. Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой операторов, высокой напряженностью зрительной работы и достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой ЭВМ.

У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая - техническими параметрами средств компьютеризации.

Эти составляющие – «человеческая» и «техническая» - тесно переплетены и взаимосвязаны. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха. Решение подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека и техники, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда.

Проанализируем опасные и вредные факторы офисного помещения, которые по своей природе делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические.

На сотрудников офиса и их посетителей могут негативно воздействовать следующие физические факторы:

- повышенная или пониженная температура воздуха;

- чрезмерная запыленность и загазованность воздуха;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- недостаточная освещенность рабочего места;

- превышающий допустимые нормы шум;

- повышенный уровень электромагнитных полей и излучений;

- повышенный уровень статического электричества;

- опасность поражения электрическим током;

К химически опасным факторам можно отнести:

- возникновение, в результате ионизации воздуха при работе компьютера, активных частиц;

- появление в воздухе вредных химических продуктов горения при возникновении в офисе чрезвычайной ситуации – пожара;

Биологические вредные факторы в офисном помещении могут появляться временно в том случае, например, если среди посетителей или сотрудников находится заболевший человек, который будет служить источником инфекционного заражения других. Будем считать, что постоянные биологические опасности отсутствуют.

К психофизиологическим вредным факторам можно отнести следующие:

- нервно-эмоциональные перегрузки;

- умственное напряжение;

- перенапряжение зрительного аппарата.

Наши рекомендации