Организация основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Роль и задачи ГО

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По специальности: 050503 «Юриспруденция».

Талдыкорган, 2010

Учебно-методический комплекс составлен: профессором Касымжановой Г.С.

(Ф.И.О., должность преподавателя)

на основании________________________________________________________ (название документа)

______________________________

(подпись преподавателя)

Рассмотрено на заседании кафедры _____________,

Протокол № ___ «__»__________________2010 г.

Зав. кафедрой _____________________

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Пререквизиты дисциплины

Для изучения курса студентам необходимы школьные знания по биологии, анатомии, валеологии, ОБЖ. Знания по ОБЖ необходимы в жизни любого человека.

Постреквизиты дисциплины

Успешное освоение программы имеет большое значение в жизни будущего специалиста, при организации на объекте хозяйствования. Знания необходимы каждому человеку т.к. любой из нас может оказаться в зоне ЧС, когда жизнь человека зависит от наших действий.

Описание курса:

Безопасность, как мера защиты организмов от внутренних и внешних опасностей является, несомненно, одним из природных факторов существования живых систем. При этом безопасность человека имеет свои особенности, обусловленные тем, что в отличие от других живых организмов человек способен создать собственную среду обитания, во многом отличительную от природной и поэтому имеющие такие виды опасностей, которые не свойственны природной среде.

Опыт показывает, что любая деятельность человека, помимо пользы, приносит и негативные результаты, выражающиеся либо в нарушении экологии, либо в травматизме или даже смерти. Т.е. абсолютно безопасную деятельность создать невозможно и всегда существует риск негативных последствий. Поэтому безопасность следует понимать как комплексную систему мер защиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью.

Поверхность Земли будет непрерывно изменяться под действием природных процессов. Оползни будут происходить на неустойчивых горных склонах, по прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут время от времени затоплять морские побережья.

Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба.

«Безопасность жизнедеятельности» - курс высшей школы, изучающий способы безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и применения современных средств поражения.

Основная цель курса –освоить студентами объем теоретических знаний и практических действий, необходимых для решения нижеследующих задач.

Задачи преподавания дисциплины:

-создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от вредных воздействий;

- эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;

- прогнозирование и оценка последствий ЧС;

- принятие решений по защите населения, производственного персонала от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по их ликвидации.

В результате изучения курса студент должен знать:

-теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

- правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности;

- анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- пути и способы повышения устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС;

- методы прогнозирования ЧС и ликвидации их последствий.

Уметь:

-разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственнойдеятельности;

- планировать и осуществлять мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС;

- принимать участи в проведении спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС.

Приобрести: Навыки анализа способов безопасного взаимодействия человека со средой обитания, устойчивого функционирования объектов хозяйствования (организаций) в условиях чрезвычайных ситуаций, вопросов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и применения современных средств поражения.

Перечень дисциплин, предшествующих изучению предмета:школьные курсы: биология, химия, математика, физика, валеология, история.

Перечень смежных дисциплин: школьные курсы: история, география.

Трудоемкость дисциплины: Количество часов – 45 ч., включая лекции, СРСП, СРС.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Роль и задачи ГО.

Понятие БЖ, безопасность, как мера защиты организма от опасностей. Комплексная система защиты. - правовые организационные, экономические, технические и т.д. Три задачи безопасности жизнедеятельности -

1. Идентификация опасностей (детальный анализ)

2. Разработка мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей

3. Разработка мер защиты от остаточного риска данной деятельности

ГО РК как составная часть общегосударственных мероприятий в целях защиты населения, экономики, территории республики от поражающих факторов современных средств поражения, а также от стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Роль и место ГО. Первостепенная роль ГО в организации жизнеобеспечения населения при ЧС. Закон РК «О гражданской обороне». Участие население, в том числе учащиеся и студентов в мероприятиях ГО.

Наши рекомендации