Порядок проведения игры
2.1. Постановка целей и задач игры. Проводится совещание у директора школы по факту происшедшего конкретного несчастного случая. Играющие разбиваются на группы в соответствии с составом играющих, указанным выше.
2.2. Выдача исходной информации на игру. Всем играющим выдаются текст исходной обстановки, в которой произошел несчастный случай, необходимые инструкции, документы, методические указания.
2.3. Уяснение задач каждым играющим, изучение всех материалов, уяснение должностных обязанностей по исходной обстановке. Составление алгоритма действий каждым играющим. Этот этап завершается составлением предварительного отчета.
В отчете всех играющих должно быть отражено:
— оказание доврачебной помощи пострадавшему;
— сообщение о несчастном случае по инстанциям;
— отчет о действиях в соответствии со служебными обязанностями каждой группы играющих;
— анализ причин несчастного случая;
— проект плана мероприятий по устранению причин несчастного случая.
2.4. Обсуждение информации по предварительным отчетам, проекта приказа о создании комиссии по расследованию несчастного случая (должен быть предложен директором школы).
Формулирование причин несчастного случая. Обсуждение проекта плана мероприятий по устранению причин несчастного случая. Каждый играющий формулирует свои предложения, исходя из функциональных обязанностей.
2.5. Заполнение акта о расследовании несчастного случая и разработка проекта приказа по результатам расследования. Выполняется всеми. Заполнение журнала регистрации несчастных случаев с пострадавшими.
2.6. Подведение итогов игры. Оценка работы каждого игравшего. Общие выводы по игре.
Методические рекомендации к организации и проведению игры
3.1. Должна быть создана атмосфера непринужденности и поиска.
3.2. Правила должны быть четко сформулированы (и предметные, и процедурные правила).
3.3. Игра должна соответствовать уровню группы.
3.4. Участники должны быть четко разделены на функциональные группы. В группах (2--3 чел.) должен быть примерно равный уровень подготовки студентов.
3.5. Творческая активность должна стимулироваться. Разновидности стимулов:
— возбуждающие (интерес, доверие, авторитет, профессия, важность); основной возбуждающий стимул — ситуация, связанная с профилем специалиста;
— динамические (стимул времени, скорость);
— угрожающие (контроль, оценка, ответственность, трудность).
Общие сведения
Травма (от греч. trauma — ранение, повреждение) — это повреждение тканей или органов человека, вызванное внезапным воздействием какого-либо внешнего фактора. В условиях производства травмы, как правило, связаны с воздействием опасных производственных факторов.
По степени поражения организма человека травмы подразделяются на следующие:
— микротравмы, при которых пострадавший не теряет трудоспособности и поэтому не освобождается от работы;
— травмы с временной утратой трудоспособности, при которых пострадавший освобождается от работы на время лечения;
— тяжелые травмы, приводящие к полной или частичной инвалидности;
— травмы со смертельным исходом.
Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий (учителя, руководителя работы). Следствием несчастного случая может быть производственная травма, профессиональное заболевание, возникшее в результате воздействия на работающего вредного производственного фактора. Частным случаем профессионального заболевания является профессиональное отравление, которое может быть острым или хроническим.
Профзаболевание обычно возникает в результате более или менее длительного периода работы в неблагоприятных условиях, поэтому, в отличие от травмы, точно установить момент возникновения заболевания нельзя.
Расследованию и учету, помимо несчастных случаев, подлежат острые профзаболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов. По виду воздействия травмы бывают:
— механические (ушибы, порезы, разрывы тканей, переломы и др.);
— термические (тепловые удары, ожоги, обморожения);
— химические (ожоги, острые отравления, удушие);
— лучевые (повреждение тканей, нарушение деятельности кровеносной системы);
— комбинированные (различные последствия одновременного воздействия нескольких причин).
Острые отравления, ожоги, обморожения, тепловые удары, утопления, поражения молнией, повреждения в результате контакта с животными и насекомыми рассматриваются как несчастные случаи. Несчастные случаи разделяют на индивидуальные и групповые (при числе пострадавших от двух и более). Если погибли пять или более человек, несчастный случай квалифицируется как случай с особо тяжелыми последствиями.
Целью расследования несчастных случаев, происшедших на производстве, во время учебно-воспитательного процесса, является установление их причин для того, чтобы исключить повторение подобных случаев. Несчастные случаи, происшедшие с работниками производства, т.е. с людьми, связанными с производством трудовыми отношениями (например, с учителями, лаборантами, обслуживающим персоналом и т.п.); а также несчастные случаи с учащимися общеобразовательных школ, училищ, студентами, происшедшие на предприятии (в совхозе, колхозе) или принадлежащем ему учебном цехе в процессе трудовой подготовки, практики, под руководством персонала этих предприятий расследуются в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Президиумом ВЦСПС и Госпроматом-надзором СССР от 17 августа 1989 г. № 8—12.
Несчастные случаи со студентами высших, учащимися средник специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, происшедшие во время учебно-воспитательного процесса, расследуются и учитываются в порядке, установленном «Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР.
4.1. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Различают несчастные случаи: бытовые, связанные с работой на производстве и вне производства (рис.16). Порядок их расследования и оформления различен. Различен также и порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
При временной нетрудоспособности, наступившей вследствие бытового несчастного случая, пособие выплачивается, начиная с 6-го дня. Размер пособия при этом зависит, как и при общих заболеваниях, от стажа непрерывной работы пострадавшего.
При травмах, связанных с работой, пособие выплачивается с первого дня в размере 100%-го заработка. В этом случае при наступлении вследствие травмы инвалидности назначается повышенная пенсия и пострадавший имеет право на компенсацию потерянного заработка предприятием. Признаки несчастных случаев, которые подлежат расследованию по «Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», отмечены на рис. 16.
Не подлежат учету случаи естественной смерти, самоубийства, а также травмы, полученные при совершении преступлений. Если в результате расследования не установлена связь несчастного случая с производством (например, при изготовлении без разрешения администрации каких-либо предметов или использовании в личных целях транспортных средств, принадлежащих организации; при спортивных играх на территории организации; при хищении материалов, инструмента или других предметов; в результате опьянения, если оно не является следствием действия применяемых в производственных процессах технических спиртов, ароматических и других подобных веществ), то несчастный случай считается не связанным с производством и комиссия решает, к какой категории его отнести.
Несчастный случай на производстве, вызвавший у работника потерю трудоспособности не менее одного дня или необходимость его перевода на другую работу на один день или более, в соответствии с медицинским заключением оформляется актом по форме Н-1.
Акт по форме Н-1 служит основным доказательством факта несчастного случая на производстве и хранится 45 лет в организации, где взят на учет несчастный случай, для того, чтобы сохранить права пострадавшего при наступлении отдаленных последствий травмы. Администрация предприятия обязана выдать пострадавшему или лицу, представляющему его интересы, акт формы Н-1 не позднее трех дней с момента окончания расследования. Несчастный случай, происшедший с учащимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентом вуза, проходящим практику или выполняющим работу под руководством персонала предприятия, расследуется предприятием совместно с представителем органа управления образованием, учреждением и учитывается предприятием.
Несчастный случай, происшедший с учащимся на предприятии, проходящим практику или выполняющим работу под руководством преподавателя на участке, выделенном предприятием для этих целей, расследуется органом управления образованием, учреждением совместно с представителем предприятия, учитывается органом управления образованием, учреждением. По результатам расследования каждого несчастного случая с учащимся, при обстоятельствах, указанных выше, а также с учащимся, принятым на работу в индивидуальном порядке, составляется акт по форме Н-1. Один экземпляр утвержденного акта формы Н-1 направляется по месту учебы пострадавшего и в соответствующий орган управления образованием.
Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-1, регистрируются в журнале органом управления образованием, вузом, техникумом.
4.2. Расследование и учет несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе образования.
Осуществляется в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», с которым студенты должны детально ознакомиться.
4.3. Обучение студентов и школьников безопасности труда.
Одно из основных мероприятий предупреждения травматизма учащихся — обучение их безопасным методам работы. Общие положения по организации обучения работающих безопасности труда изложены в ГОСТ 12.0.004-79 «ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения».
В соответствии с отраслевыми указаниями о проведении инструктажа и обучения по охране труда, техники безопасности и производственной санитарии в учебных заведениях на предприятиях, в учреждениях и организациях системы народного образования инструктажи проводят в виде: вводного инструктажа; Первичного инструктажа на рабочем месте; повторного инструктажа; внепланового инструктажа; курсового обучения; массовой пропаганды охраны труда.
Вводный инструктаж проводит в виде лекций-бесед в рабочее время лицо, ответственное за охрану труда (инженер по технике безопасности, заведующий кабинетом, кафедрой, главный специалист предприятия или хозяйства). Программа инструктажа разрабатывается с учетом требований стандартов ССБТ, местных условий и специфики работы организаций. Она должна быть утверждена руководителем предприятия и согласована с профсоюзным комитетом.
Цель вводного инструктажа — ознакомление вновь поступивших учащихся, студентов, преподавателей, сотрудников с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда. При этом преподавателем должно быть произведено ознакомление с нормативными документами по охране труда. После проведения вводного инструктажа проверяют усвоение основного материала.
О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делается запись в специальном журнале (личной карточке инструктажа) с обязательными подписями инструктирующего и инструктируемого. Вводный инструктаж проводится и с учащимися старших классов.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (учитель школы, преподаватель, мастер и др.) индивидуально с каждым учащимся (студентом), сотрудником, впервые приступившим к данному виду работы.
Цель инструктажа — ознакомление учащихся с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Основой инструктажа являются инструкции, разработанные для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ и других необходимых данных. Инструктаж на рабочем месте сопровождается показом правильных приемов работы.
Во время инструктажа преподаватель знакомит с технологическим процессом, машинами, механизмами, их опасными зонами, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами блокировки и сигнализации, с организацией и порядком подготовки к работе, с безопасными приемами и методами работ, с действиями при возникновении опасных ситуаций и причинами производственного травматизма при выполнении данной работы, средствами индивидуальной защиты и правилами пользования ими, со схемой безопасного передвижения работающих по территории, с правилами электробезопасности, мерами предупреждения пожаров, местами расположения средств пожаротушения и сигнализации.
Далее инструктирующий проверяет знание правил безопасности и, только убедившись в том, что обучающийся усвоил основные требования по охране труда, допускает его к самостоятельной работе и оформляет проведенный инструктаж в журнале.
Повторный инструктаж проводят с лицами, проходящими первичный инструктаж, с целью проверки и повышения уровня их знаний по охране труда. Его проводят систематически через определенный промежуток времени, но не реже чем через шесть месяцев, а в ряде случаев (например, при работе студентов с радиоактивными веществами, при работе в учебных цехах и т.п.) — чаще.
Необходимость во внеплановом инструктаже возникает при изменении прав по охране труда, при разного рода изменениях в обслуживающих oбъектах, при нарушении работником (учащимся) инструкций по охране груда, после травмы, аварии, взрыва или пожара, перед началом работы после длительного перерыва (30 и более календарных дней).
Текущий инструктаж проводится с работниками, выполняющими задания повышенной опасности, на которые должен оформляться наряд-допуск. О проведении такого инструктажа делается запись в наряде-допуске.
При изучении учащимися тем разных дисциплин должен проводиться повседневный инструктаж, содержание которого определяется программой по предмету. Повседневный инструктаж должен быть конкретным, кратким, сопровождаться при необходимости показом учителем правильных и безопасных приемов выполнения работы (например, лабораторной). Этот инструктаж не фиксируется в журнале инструктажей, но содержание его желательно отразить в методических указаниях по выполнению данной практической работы.
Администрация учебного заведения несет ответственность за невыполнение указаний и правил по проведению всех видов инструктажей. Для лиц, связанных с обслуживанием сложной техники (паровых котлов, аппаратов под давлением, грузоподъемных механизмов, электрических установок и т.п.), проводят специальное курсовое обучение (аттестацию) по технике безопасности. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдают удостоверение на право производства этих работ. Большое значение в проведении инструктажа и пропаганде безопасных методов труда имеют кабинеты охраны труда. Они предназначены для массовой пропаганды требований безопасности в труде.
4.4. Надзор и контроль за состоянием охраны труда в школе.
Согласно Основам законодательства о труде, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:
— специально уполномоченные государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов;
— профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда.
Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, учреждениями и организациями и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, предусмотренном законодательством. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль подчиненных им предприятий.
К органам государственного надзора относятся: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор. Госпожнадзор, ГАИ и др.
Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и Госгортехнадзор (горный надзор) через свои специализированные инспекции (горную, газовую, Котлонадзор) осуществляют контроль за правильным и безопасным устройством и эксплуатацией котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов со сжатыми и сжиженными газами, грузоподъемных машин, газовых устройств, магистральных трубопроводов, за правильным хранением, перевозкой и применением взрывчатых веществ.
Государственная инспекция по энергетическому надзору (Госэнергонадзор) контролирует соблюдение правил и норм при устройстве и эксплуатации воздушных и кабельных линий электропередачи, электрических установок и устройств.
Основная задача Государственного санитарного надзора (Госсаннадзор) — контроль за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения природной среды, оздоровление условий труда, обучения, быта, отдыха населения, а также контроль за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Осуществляется он органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения, на местах — районными и городскими санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС).
Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) осуществляется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны (ГУГЮ). Он осуществляет разработку противопожарных норм и правил, технических условий для проектируемых и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности действующих предприятий, надзор за противопожарным состоянием объектов народного хозяйства, статистический учет и анализ пожаров, противопожарную профилактическую пропаганду и агитацию, административные функции по выявлению и пресечению нарушений действующих правил и следственную работу по определению причин возникновения пожаров и лиц, виновных в этом.
Государственный надзор по линии профсоюзов осуществляют технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов. Технические инспектора имеют право в любое время посещать предприятия и учреждения, выдавать администрации обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда; запрещать работы, если при проверке выявлены нарушения, и разрешать возобновлять работы только после устранения указанных нарушений; ставить перед президиумом комитета профсоюза вопрос о приостановлении работы определенных цехов и предприятий, не отвечающих требованиям безопасности труда. Кроме этого, технические инспектора следят за правильностью применения «Положения о расследовании и учете несчастных случаев»; выносят представления об освобождении от занимаемых должностей или наложения взысканий на лиц, допустивших нарушение правил по охране труда; контролируют выполнение соглашений по охране труда комплексных планов улучшения условий, охраны труда; налагают в установленном порядке на должностных лиц штрафы за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.
Общественный контроль за выполнением администрацией законодательства о труде, правил и норм техники безопасности и производственной санитарии осуществляется профсоюзным и местным комитетом предприятия, учреждения с помощью комиссии по охране труда, общественных и внештатных технических инспекторов. Причем председателем комиссии и общественным инспектором не может быть представитель администрации. Общественный инспектор по охране труда имеет большие права: может посещать в любое время классы, кабинеты, мастерские и другие объекты учреждения, требовать от администрации необходимые документы и объяснения, давать обязательные предписания.
Рис.17.Схема организации надзора и контроля за состоянием безопасности жизнедеятельности в школе
Помимо указанных выше видов контроля, в учреждениях образования есть, как и в других организациях, внутриведомственный контроль. Он осуществляется подразделениями охраны труда, а также должностными лицами в областных, городских, районных отделах народного образования по подчиненным им учреждениям (рис.17).
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглашений и коллективных договоров или препятствующие деятельности профсоюзов, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Дисциплинарная ответственность состоит в наложении на виновных администрацией (оформляется приказом руководителя организации) следующих взысканий: замечание (постановка на вид), выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или понижение в должности на срок до 3 месяцев, увольнение (ст. 135 КЗоТ РСФСР).
Административная ответственность выражается в наложении на виновных должностных лиц денежных штрафов, лишении специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и др.). Право привлечения к административной ответственности дано органам государственного надзора, а также технической и правовой инспекциям труда центральных профсоюзных органов.
Материальная ответственность выражается в возмещении предприятию денежных сумм, выплачиваемых на восстановление трудоспособности потерпевшего.
Уголовная ответственность предусматривается за нарушение правил техники безопасности, производственной санитарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастный случай или другие тяжкие последствия. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления в соответствии со ст. 140 УК РСФСР в виде штрафа, увольнения, исправительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.
4.5. Обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по охране труда в системе народного образования.
Руководство и ответственность за общее состояние охраны труда в учреждении народного образования возлагается на его руководителя (ректора института, директора школы, педагогического училища, заведующего детским садом), который:
— является ответственным за организацию и проведение учебного процесса в соответствии с действующими нормами и правилами по технике безопасности и производственной санитарии;
— обеспечивает детское учреждение инструкциями, плакатами и другими нормативными документами по технике безопасности;
— осуществляет выполнение приказов органов народного образования, правил, инструкций, предписаний и решений технической, пожарной и санитарной инспекции по вопросам охраны труда и техники безопасности;
— обеспечивает своевременное рассмотрение и принятие мер по внедрению предложений трудового коллектива, направленных на дальнейшее улучшение условий труда и проведение учебных занятий;
— для оформления разрешения на эксплуатацию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, учебных цехов, организует работу приемной комиссии с участием представителей органов народного образования, шефствующего предприятия, профсоюзной организации, санитарной, пожарной технической инспекции, а в необходимых случаях и представителей Госгортехнадзора;
— организует расследование несчастных случаев, связанных с учебным процессом и производством;
— утверждает в установленный срок акты о несчастных случаях, связанных с учебным процессом или производством, и принимает меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;
— немедленно сообщает о каждом тяжелом, смертельном или групповом несчастном случае в облоно, прокуратуру и обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений;
— ежегодно заключает с профсоюзным комитетом соглашение по охране труда;
— совместно с профкомом проводит ежеквартальную проверку выполнения мероприятий по охране труда, включенных в соглашение, составлением акта;
— заслушивает отчеты ответственных лиц за состояние охраны труда и принимает необходимые меры к устранению имеющихся недостатков;
— организует и проводит совместно с профсоюзным комитетом общественный смотр по охране труда, пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда;
— ставит на обсуждение педагогического совета вопросы организации работы по охране труда и обеспечивает создание безопасных и здоровых условий для учебы и труда;
— организует семинары по обучению, повышению квалификации сотрудников в области охраны труда и действующего трудового законодательства;
— проводит (на рабочем месте) инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого вновь поступившего работника с последующим оформлением проведенного инструктажа в журнале;
— оформляет на работу лиц, подлежащих предварительному освидетельствованию, только при получении положительного заключения медицинского учреждения;
— организует проведение регулярных анализов воздушной среды в помещениях на содержание пыли и вредных газов, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;
— организует ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки состояния изоляции электрических сетей согласно Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Минэнерго 21.12.84 г.; Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) и ГОСТ 12.1.030-80 ССБТ «Электробезопасность» (разд. «Защитное заземление, зануление»); своевременно организует осмотр и ремонт зданий учреждения (потолков, полов, лестниц, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в туалетах и др.);
— осуществляет систематический контроль за исправностью водопровода, газопровода, канализации;
— организует проведение периодических осмотров и освидетельствование водогрейных и паровых котлов;
— обеспечивает сотрудников, а в необходимости пучащихся спецобувью, предохранительными приспособлениями согласно действующим нормам и инструкциям;
— организует учет, хранение, сушку, стирку, дезинфекцию и ремонт спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по ТРУДУ и специальным вопросам № 100/П-9 от 24 мая 1983 г.;
— организует безопасное хранение на складах, в хранилищах топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.
Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, руководитель кружка:
— принимает необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;
— обеспечивает выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;
— проводит занятия и работу при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда;
— обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения;
— проводит инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;
— разрабатывает мероприятия по технике безопасности для включения в план и соглашение по охране труда;
— не допускает учащихся к проведению работы или занятиям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;
— приостанавливает проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни, и докладывает об этом руководителю учреждения;
— немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае;
— отвечает за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения обязанностей, возложенных Положением и другими актами.
Обязанности учителей, воспитателей и других работников школ и учреждений по соблюдению требований по охране труда и действующего трудового законодательства определяются руководителем учреждения с учетом правил и инструкций.
Учителя, воспитатели:
— несут ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенического режима и безопасных условий учебы и работы;
— обеспечивают надзор за безопасным состоянием и эксплуатацией оборудования, приборов, инструментов и санитарным состоянием помещений;
— организуют (на рабочем месте) инструктаж по технике безопасности каждого учащегося при проведении работ в учебных мастерских или лабораториях и т. д. с оформлением этого инструктажа в журнале;
— разрабатывают мероприятия для включения их в план и соглашение на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;
— извещают руководителя учреждения о невыполнении к сроку намеченных мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда и учебы;
— ставят в известность руководителя учреждения о происшедшем несчастном случае, связанном с проведением занятий и работой.
Помощник директора школы по хозяйственной части:
— осуществляет непосредственное руководство производственно-хозяйственными подразделениями по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий, выполнению ими мероприятий по охране труда;
— обеспечивает рабочее помещение оборудованием и инвентарем;
— организует работу по эксплуатации и содержанию зданий, территории школы и несет ответственность за их пожарную безопасность;
— организует обучение административно-хозяйственного персонала охране труда.
Заместитель директора школы по производственному обучению:
— отвечает за организацию производственного обучения в соответствии с нормами и правилами, инструкциями и законодательством по охране труда.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы — лицо, ответственное за безопасную организацию общественно полезного труда учащихся.
Педагогический персонал и администрация учреждений народного образования в пределах своей компетенции организуют работу и осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением паспортизации санитарно-технического состояния условий труда в учебных заведениях и учреждениях (цехи, участки, лаборатории и т. п.) в соответствии с действующими ГОСТами ССБТ, правилами и нормами по охране труда.
Работа администрации по соблюдению всех законоположений об охране труда должна вестись в тесном контакте с профсоюзной организацией. В соответствии со своими функциональными обязанностями руководители учреждений системы народного образования осуществляют управление охраной труда в подведомственных им подразделениях.
Под управлением безопасностью жизнедеятельности (БЖ) понимают совокупность действий, направленных на поддержание безопасных и здоровых условий учебы и труда или их дальнейшее улучшение.
Для управления БЖ необходимо:
— планирование работ по БЖ;
— организация и координация работ в области БЖ;
— учет и анализ состояния БЖ;
— контроль за состоянием БЖ;
— стимулирование работы по БЖ.
Целью этой работы является улучшение условий труда школьников и студентов, и для достижения этого необходимо:
— обучение учащихся и преподавателей безопасности жизнедеятельности;
— обеспечение безопасности в классах, кабинетах, мастерских;
— нормализация санитарно-гигиенических условий труда,
— обеспечение режимов труда и отдыха учащихся и преподавателей;
— обеспечение обучающихся средствами индивидуальной защиты;
— квалифицированное расследование и анализ несчастного случая;
— пропаганда вопросов БЖ;
— обеспечение безопасности производственного оборудования.
1.6. Причины травматизма и методы их анализа.
Наиболее сложным и ответственным этапом в расследовании несчастного случая является установление его причин. Очень часто здесь допускаются грубые ошибки. Помощь в установлении причины несчастного случая может оказать один из методов системного анализа — метод сетевого планирования и управления. Для определения причин несчастного случая как события уже свершившегося сетевая модель строится в обратном порядке: от момента травмирования к событиям, ему предшествовавшим. Методически выявление причин распадается на две стадии: построение сетевой модели и анализ этой модели. Анализ модели проводится в двух направлениях: определение причины существования или появление опасной зоны и выявление причин, вызвавших нахождение человека в этой опасной зоне.
Различают четыре основные формы причинных связей:
— последовательная (рис. 18,а), когда первая причина вызывает вторую, вторая — третью и т.д. до конечной причины, которая приводит к травме:
— параллельная (рис.18,б), когда две или несколько параллельных связей вызывают одну общую причину, которая и приводит к травме;
— круговая (рис. 18,в), когда первая причина вызывает вторую, вторая — третью и т.д. до конечной причины, которая, в свою очередь, усугубляет первую, первая —вторую и т. д. до тех пор, пока одна из них не приводит к несчастному случаю;
— концентрическая (рис.18,г), когда один какой-либо фактор служит источником нескольких причин, которые, развиваясь параллельно, вызывают одну общую причину, приводящую к травме.
На рис.18 светлым прямоугольником обозначается первоначальная причина, давшая толчок развитию опасной ситуации, темным — последняя причина, которая непосредственно вызвала травму, окончание проявления причины обозначается кружком.
Рис. 18Основные формы причинных связей: последовательная (а); параллельная (б); круговая (в); концентрическая (г)
Указанные формы причинных связей в различных комбинациях могут служить составными элементами сложных сетевых моделей для выявления истинной причины несчастного случая.
Анализу несчастных случаев предшествует их классификация по причинам, которые разделяют на несколько групп.
К техническим относятся те причины, которые вызваны неисправностью машин, приспособлений, несовершенством технологических процессов, отсутствием или несовершенством оградительных и предохранительных устройств, отсутствием заземления, неисправностью электропроводки и т.п.