Правовые основы охраны труда

Законодательство в области охраны труда основывается на Конституции Республики Беларусь, установившей права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

К основным законодательным актам в области охраны труда относятся:

Закон Республики Беларусь «Об охране труда».

Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Гражданский кодекс Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Законы Республики Беларусь:

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

«О пожарной безопасности».

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

«О техническом нормировании и стандартизации».

«Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

«О перевозке опасных грузов».

«О профессиональном пенсионном страховании».

Имеются также другие Законы Республики Беларусь, в которых рассматриваются отдельные вопросы и регулируются в той или иной части отдельные правоотношения в области охраны труда:

«Об основах государственного социального страхования»;

«О здравоохранении»;

«О сертификации продукции, работ и услуг»;

«О радиационной безопасности населения»;

«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;

«О пенсионном обеспечении».

2.1.1.2.1 Закон Республики Беларусь «Об охране труда»

Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда [1].

Он содержит 8 глав и 42 статьи.

В главе 1 «Общие положения» в статьях 1 – 3 приведены основные термины и их определения, законодательство об охране труда и сфера применения Закона, требования по охране труда.

В главе 2 «Государственное управление в области охраны труда» в статьях 4 – 8 указаны полномочия в области охраны труда Президента и Правительства Республики Беларусь, Республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

В главе 3 «Право работающих на охрану труда» в статьях 9 – 12 определены права работающего на охрану труда и на компенсацию по условиям труда, указаны ограничения на выполнение отдельных видов работ и даны гарантии права работающих на охрану труда.

Глава 4 «Организация охраны труда» содержит 13 статей, посвященных следующим вопросам:

- обязанности работодателя по обеспечению охраны труда (ст.13);

- права работодателя в области охраны труда (ст.14);

- обязанности работающего в области охраны труда (ст.15);

- служба охраны труда (ст.16) и полномочия ее работников (ст.17);

- комиссия по охране труда (ст.18);

- обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда (ст.19);

- инструкции по охране труда (ст.20);

- обязательные медицинские осмотры (ст.21);

- обеспечение работающих средствами защиты и санитарно-бытовыми помещениями (ст.22 и 23);

- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст.24);

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст.25).

В главе 5 «Соответствие производственных объектов, оборудования и процессов, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда» в статьях 26 – 30 рассмотрено указанное в названии главы, а также требования к территории организации, к объектам, предназначенным для выпуска продукции и оказания услуг.

В главе 6 в статьях 31 – 33 изложены требования по охране труда при выполнении следующих отдельных работ: строительных, монтажных, специальных, погрузочно-разгрузочных, складских и работ с ручным инструментом.

Глава 7 «Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда» (статьи 34 – 40) посвящена государственному и прокурорскому надзору, общественному контролю, департаменту государственной инспекции труда и государственной экспертизы условий труда, сотрудничеству и взаимодействию органов надзора и контроля, ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Глава 8 (статьи 41 и 42) содержит заключительные положения, касающиеся приведения нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с Законом «Об охране труда» и порядка вступления в силу этого Закона.

2.1.1.2.2 Трудовой кодекс Республики Беларусь

Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) являются:

1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (ст. 2 ТК [2]).

В главе 16 «Охрана труда» (ст. 221 – 232 ТК [2])

дается понятие охраны труда и требования по охране труда; рассмотрено государственное управление охраной труда; соответствие продукции, объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, требованиям по охране труда. Приведены право работника на охрану труда, гарантии этого права и право на компенсацию по условиям труда. Оговорено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В кодексе перечислены обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда, описана служба охраны труда, определены обязательные медицинские осмотры работников некоторых категорий, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, санитарно-бытовыми помещениями. Предусмотрены расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведены обязанности работника по охране труда.

Кроме отдельной главы, посвященной только охране труда, в ряде других глав кодекса в той или иной степени затрагиваются вопросы охраны труда:

- охрана труда женщин и молодежи;

- регламентирование продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ;

- ответственность работников и нанимателей;

- надзор и контроль соблюдения законодательства о труде.

2.1.1.2.3 КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Конвенция 1 МОТ установила ограничение рабочего времени 8 часами в день, что было особенно важно для 1919 года, когда она была принята.

Одновременно были приняты конвенции об охране материнства (Конвенция 3) и о труде женщин в ночное время (Конвенция 4) и другие.

Ряд конвенций МОТ, начиная с самых первых, посвящены защите работников от определенных производственных вредностей: свинца, бензола, асбеста, белого фосфора, радиации, спор сибирской язвы и других.

Важнейшими конвенциями МОТ, носящих фундаментальный характер в области охраны труда, являются:

Конвенция 155 МОТ «О безопасности, гигиене труда и производственной среде»;

Конвенция 161 МОТ «О службах гигиены труда»;

Конвенция 167 МОТ «О безопасности и гигиене труда в строительстве»;

Конвенция 170 МОТ «О химических веществах»;

Конвенция 174 МОТ «О предотвращении крупных промышленных аварий»;

Конвенция 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».

Конвенция 155 «О безопасности, гигиене труда и производственной среде» была принята Генеральной конференцией МОТ 22 июня 1981 в Женеве. Конвенция распространяется на все отрасли экономической деятельности, включая и государственную службу, и на всех трудящихся, работающих в этих отраслях.

Государствам, ратифицировавшим эту конвенцию, предоставлено право исключать частично или полностью из сферы ее применения отдельные отрасли экономической деятельности, такие как морское судоходство или рыболовство, в отношении которых возникают особые проблемы. Это же касается и отдельных категорий трудящихся. В своем первом докладе о применении конвенции член МОТобязан перечислить и обосновать все сделанные ограничения ее сферы применения и сообщать о последующих изменениях по этому вопросу.

Конвенцией введен ряд терминов. Так, термин «рабочее место» означает все места, где трудящимся необходимо находиться или куда им необходимо следовать в связи с их работой, и которые прямо или косвенно находятся под контролем предпринимателя.

термин «правила» включает все положения, которым компетентный орган или органы придали силу закона.

Термин «здоровье» в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга; он включает также влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда.

Термин «материальные элементы труда» характеризует совокупность элементов труда, включающую: рабочие места, производственную среду, инструменты, механизмы, оборудование, химические, физические и биологические вещества, трудовые процессы.

Каждый член МОТ в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды, принимает соответствующие законы и правила.

Цель этой политики – предупреждение несчастных случаев и повреждения здоровья, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обосновано и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Реализация национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды осуществляется на следующих принципах:

Учет влияния процессов разработки, испытания, выбора, замены, монтажа, размещения, использования и обслуживания материальных элементов труда.

Связь между материальными элементами труда и лицами, которые выполняют работу или контролируют ее.

Приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим и психическим свойствам трудящихся.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и стимулирование лиц, занятых обеспечением безопасности и гигиены труда.

Связь и сотрудничество на уровне рабочей группы и предприятия и на любом другом соответствующем уровне до национального уровня включительно.

Защита трудящихся и их представителей от дисциплинарных мер в результате предпринятых ими надлежащим образом действий по обеспечению безопасности и гигиены труда.

Определение функций и обязанностей государственных органов, предпринимателей, трудящихся и других лиц в области безопасности и гигиены труда.

Пересмотр в соответствующие сроки положения в области безопасности и гигиены труда с целью определения основных проблем, выявления эффективных методов их решения и очередности принятия мер, а также оценки результатов.

Применение надлежащей и соответствующей системы инспекции и принятие надлежащих санкций в случае нарушения законодательства и правил.

Консультирование предпринимателей и трудящихся для оказания им помощи в выполнении юридических обязательств.

Регулирование, если характер и степень опасности требует этого, проектирования, строительства и планировки предприятий, ввода их в эксплуатацию, переоборудования и изменения назначения.

Применение процедур, обеспечивающих безопасность используемого технического оборудования.

Определение производственных процессов, веществ и агентов, контакт с которыми необходимо запретить, ограничить или поставить в зависимость от разрешения или контроля соответствующего компетентного органа.

Установление и применение процедур объявления предпринимателями, страховыми учреждениями, другими органами и лицами о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и представление о них ежегодных статистических данных.

Проведение расследований, когда несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или любые повреждения здоровья, возникающие в ходе работы или в связи с ней, свидетельствуют о серьезном положении, и ежегодная публикация информации о принятых мерах по ним.

Защита от необоснованных последствий трудящегося, оставившего работу при непосредственной и серьезной опасности для его жизни и здоровья.

Включение вопросов безопасности и гигиены труда и производственной среды в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях, в том числе в программы высшего технического, медицинского и профессионального образования.

Обеспечение необходимой координации между различными органами и организациями, уполномоченными осуществлять положения Конвенции.

В Конвенции также оговорены обязанности предпринимателей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, безопасного применения веществ и агентов, предоставлению трудящимся одежды и средств защиты, оказанию первой помощи пострадавшим.

Сотрудничество предпринимателей и трудящихся и (или) их представителей является основным элементом организационных и других мер, принимаемых для выполнения Конвенции на предприятии.

Трудящиеся и их представители получают надлежащую информацию о мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, имеют полномочия рассматривать все аспекты безопасности и гигиены труда, связанные с их работой, проходят надлежащую подготовку в этой области.

Трудящийся немедленно извещает своего непосредственного начальника о возникновении непосредственной и серьезной угрозы его жизни или здоровью.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 155 «О безопасности, гигиене труда и производственной среде» 5 мая 1999 г. Законом Республики Беларусь №253-З и неуклонно ее выполняет в полном объеме.

Конвенция 161 «О службах гигиены труда» принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1985 в Женеве.

Термин «службы гигиены труда» означает службы, на которые возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование предпринимателя, трудящихся и их представителей на предприятии по вопросам:

- требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом;

- приспособления трудовых процессов к способностям трудящихся с учетом состояния их физического и психического здоровья.

В соответствии с национальными условиями и практикой и, проводя консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся, каждый член МОТ разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в отношении служб гигиены труда. Эти службы создаются для всех трудящихся, в том числе государственного сектора и членов производственных кооперативов, во всех отраслях экономической деятельности и на всех предприятиях.

Службы гигиены труда выполняют следующие функции:

- выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте;

- наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся, включая санитарное оборудование, пункты питания и помещения, отведенные для них предпринимателем;

- консультирование по вопросам планирования и организации работ, рабочих мест, отбора, ухода и поддержания в надлежащем состоянии машин и другого оборудования и веществ, используемых в процессе труда;

- участие в разработке программ по совершенствованию производственных операций, а также в испытании и санитарно-гигиенической оценке нового оборудования;

- консультирование по вопросам охраны здоровья трудящихся, безопасности и гигиены труда, эргономики и применению средств индивидуальной и коллективной защиты;

- наблюдение за состоянием здоровья трудящихся в связи с трудовым процессом;

- содействие адаптации трудовых процессов к трудящимся;

- участие в осуществлении мер по профессиональной реабилитации; организация первой и неотложной медицинской помощи;

- участие в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Служба гигиены труда может создаваться для одного предприятия, либо как общая служба для нескольких предприятий. Персонал службы гигиены труда пользуется полной профессиональной независимостью от предпринимателей, трудящихся и их представителей.

В нашей стране большинство из функций служб гигиены труда возлагается на работодателя, его службу охраны труда и медицинского работника. Службы гигиены труда в том виде, как рекомендует конвенция МОТ №161, не создаются.

3.3. КОНВЕНЦИЯ 170 МОТ «О ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ»

Конвенция 170 МОТ «О химических веществах» от 4 ноября 1993 года применяется ко всем отраслям экономической деятельности, в которых используются опасные химические вещества. Конвенция не применяется к готовым изделиям, если они не оказывают на трудящихся опасного воздействия при нормальных или достаточно предсказуемых условиях.

Предприниматели должны иметь карты данных по безопасности используемых химических веществ. В этих картах должна содержаться подробная информация о поставщике, идентификации, классификации, опасности, необходимых мерах предосторожности и мероприятиях, осуществляемых в аварийных ситуациях. Критерии для подготовки карт данных по безопасности химических веществ устанавливаются компетентным органом в соответствии с национальными или международными нормами. Предусматривается маркировка или обозначение химических веществ.

Предприниматели, получающие химические вещества без маркировки, обозначений и карт данных по их безопасности, не используют эти вещества до получения соответствующей информации от поставщика или из другого практически доступного источника.

Трудящиеся сотрудничают с предпринимателем по вопросам безопасного использования химических веществ и следуют при этом всем необходимым процедурам и правилам.

В нашей стране все требования безопасности как к химическим, так и к другим опасным веществам и объектам, регламентируются Законами Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О перевозке опасных грузов» и техническими нормативными правовыми актами более глубоко и шире, чем это рекомендуется Конвенцией.

Конвенция 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» принята МОТ в июне 2006 года. Каждому государству-члену МОТ рекомендуется с учетом своих национальных условий и сложившейся практики сформировать и осуществлять в области безопасности и гигиены труда:

- национальную политику;

- национальную систему;

- национальную программу.

Национальная политика в области безопасности и гигиены труда проводится на основе оценки профессиональных рисков или опасностей, содействуя осуществлению таких основополагающих принципов, как борьба с профессиональными или опасностями на местах их возникновения, а также развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, включающей информацию, консультации, обучение (подготовку).

Национальная система безопасности и гигиены труда представляет собой инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальной программы в области безопасности и гигиены туда. Эта система создается, поддерживается, постепенно развивается и периодически пересматривается каждым государством-членом МОТ на основе консультаций с наиболее представительными организациями нанимателей и работников.

В конвенции определены основные составляющие национальной системы безопасности и гигиены труда:

- законодательные и другие нормативные правовые акты, коллективные договоры, другие акты по безопасности и гигиене труда;

- орган или ведомство, отвечающее за безопасность и гигиену труда;

- механизмы для обеспечения национального законодательства в области безопасности и гигиены труда;

- меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между руководителями, работниками и их представителями;

- трехсторонний консультационный орган;

- службы гигиены труда;

- информационные и консультационные услуги, научно-исследовательские работы; профессиональная подготовка по безопасности и гигиене труда;

- механизмы сбора данных и анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- сотрудничество с органами страхования и социального обеспечения.

В нашей стране создана и постоянно совершенствуется национальная система охраны труда, полностью отвечающая всем рекомендациям МОТ по безопасности и гигиене труда, осуществляется государственное управление, разрабатываются, финансируются и выполняются пятилетние Республиканские целевые программы по улучшению условий и охраны труда.

Наши рекомендации