Построение пояснительной записки

Содержание ПЗ курсового проекта разбивают на разделы, подразделы и пункты, которые нумеруют арабскими цифрами; при необ­ходимости пункты разбивают на под­пункты. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей ПЗ, подразделы - в пределах разде­ла, пункты - в пределах подраздела. Каждый раздел ПЗ рекомендуется начинать с новой стра­ницы. Наименование разделов, подразделов и пунктов долж­ны быть по возможности краткими и отражать их содержание; наимено­вания записывают в виде заголовков, при этом расстояние между тек­стом и заголовком должно быть не менее 10 мм.

Титульный лист представляет содой специальный бланк, утверж­денный кафедрой; он является первым листом ПЗ и заполняется стан­дартным шрифтом.

Содержание (оглавление) должно быть приведено в начале ПЗ, сразу за титульным лис­том. В содержании перечисляют заголовки всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номеров страниц, на которых они помещены.

Техническое задание на курсовой проект оформляется на спе­циальном бланке, утвер­жденном кафедрой, и содержит исходные данные, задачи, объем и сроки выполнения курсового проекта, а также специальные требования. Техническое задание должно быть подписано руко­водителем проекта.

Во введении дается краткое описание машины, механизма или устройства обогатитель­ной фабрики, для которой проектируется при­водная установка, излагаются цели и задачи про­екта, а также назна­чение проектируемого изделия.

Основной текст ПЗ содержит: выбор элементов привода на основе технико-экономиче­ского анализа различных вариантов. Проектировочный расчет закрытой зубчатой передачи по контактным напряжениям и ее проверочный расчет по напряжениям изгиба и пиковым нагруз­кам; эскизная компоновка редуктора с определением конструктивных раз­меров корпуса и ва­лов; выбор смазки передачи; подбор и расчет под­шипников качения; проверочный расчет вала на выносливость; расчет шпоночных соединений; выбор смазки и уплотнений подшипниковых узлов; выбор муфт; мероприятия по охране труда; экономическая часть. При использовании ав­томатизированного проектирования в ПЗ включают таблицы исходных данных и распечатки, полученные с помо­щью печатающего устройства ЭВМ. В зависимости от темы курсового про­екта возможны другие разделы и подразделы. В основной текст ПЗ необходимо включить сле­дующие таблицы: параметры элементов привода с различными электродвигателями (при ис­пользовании элемен­тов САПР); механические характеристики материалов зубчатых колес; ос­новные параметры закрытой зубчатой передачи; основные размеры корпуса редуктора; основ­ные параметры подшипников качения; раз­меры шпоночных соединений и др.

В заключении следует сформулировать основные выводы, в ко­торых кратко излагают, что сделано в данном проекте.

Библиографический список приводится в конце ПЗ перед прило­жением и в него вклю­чают все литературные источники, на которые имеются ссылки в проекте. Список в соответст­вии с рекомендациями ГОСТ оформляют по следующей форме: порядковый номер. Фами­лия и инициалы авторов (в курсовом проекте допускается указывать только первого авто­ра, после чего записать и "др."); название; вид издания - учебник, учебное пособие. Методиче­ские указания, справочник (в курсовом проекте вид издания можно опустить); место издания (для Москвы и Ленинграда следует писать "М."и "Л."); из­дательство; год издания; число стра­ниц. В качестве примера можно использовать библиографический список, приведенный в дан­ных ме­тодических указаниях,

Приложения помешают в конце ПЗ после библиографического списка. Каждое прило­жение начинают с нового листа с указанием за­головка, а в правом верхнем углу листа (под рам­кой чертежа) по­мещают его порядковый номер, например: "Приложение 2".

В курсовом проекте рекомендуется выносить в приложе­ние следующие мате­риалы: 1) сводная таблица допусков и посадок, 2) рабочий чертеж вала, 3) рабочий чертеж зуб­чатого колеса, 4) спецификации, 5) эскизная компоновка редуктора (миллиметровка) и др.

Сводная таблица допусков и посадок оформляется на специаль­ном бланке, утвержден­ном кафедрой, и включает наименование сопря­женных деталей, буквенное обозначение посадок, предельные откло­нения валов и отверстий, наибольшие и наименьшие значения натягов и зазо­ров, графическое изображение полей допусков. В таблицу вклю­чают не все посадки, а только по одной из каждой группы посадок, примененных в проекте, а именно: вал-колесо, подшип­ник-вал, под­шипник-корпус, крышка-корпус.

Спецификации

В курсовом проекте по приводят одну из двух спецификаций: на приводную ус­тановку в целом или на сборочную единицу (закрытую зубчатую передачу - редуктор).

Спецификация на приводную установку оформляется на специаль­ных бланках, имею­щих следующие графы: "Формат", "Зона", "Поз.", "Обозначение", "Наименование", "Кол.", "Материал", "Примечание". Спецификация курсового проекта состоит из че­ты­рех разделов: "Документация", "Сборочные единиц", "Детали", "Стандартные изделия''. На­именование каждого раздела указывают в виде заголовка в графе "Наименование" и подчерки­вают; ниже и выше заголовка должна быть одна свободная строка. В разделе "Документация" записывают: 1) пояснительная записка, 2) чертеж общего ви­да. В раздел "Сборочные единицы" - 1) редуктор, 2) рама. В раздел "Детали" - 1) кожух и т.д. В разделе "Стандартные изделия", за­пись производят по однородным группам (электродвигатель, муфты, крепежные детали). В пре­делах каждой группы - в алфавитном порядке наиме­нований изделий (например, болт, винт, гайка и т.д.). В пределах каждого наименования - в порядке возрастания обозначений стандар­тов, в пределах каждого обозначения - в порядке возрастания основных параметров или разме­ров. В графе "Формат" указывают форматы доку­ментов, например, A1 для чертежа общего вида, А4 для пояснительной записки и т.д.; для деталей, на которые нет чертежей, в этой графе ставят "БЧ", а для стандартных изделий эту графу не заполняют. Гра­фу "Зона" в курсовом про­екте не заполняют. В графе "Поз." указывают порядковые номера составных частей в последовательности их записи в спецификации, например:1 - редуктор, 2 - рама, 3 - ко­жух и т.д.; в разделе "Документация" эту графу не заполняют.

В графе "Обозначение" указывают обозначение записываемых до­кументов в разделе "Стандартные изделия" эту графу не заполняют. В графе "Наименование" указывается наименование доку­ментов или изделий: "Чертеж общего вида", "Пояснительная записка", "Болт M12×60.3.6 и т.п. В графе "Кол-во" указывается количество составных частей на одно изделие, в графе "Материал" - обозначение материала и стандарта. Графа "Примечание" в курсовых проектах обычно не заполняется.

Спецификация на разрабатываемую в проекте закрытую передачу (редуктор) составляет­ся аналогичным образом. В разделе "Документация" указывается - сборочный чертеж. Раздел "Сборочные единицы" в курсовом проекте обычно отсутствует. В раздел "Де­тали" указывают сначала две детали, на которые имеются различные чертежи, а затем все ос­тальные, например: 1) вал выходной, 2) зубчатое колесо, 3) основание корпуса, 4) крышка кор­пуса и т.д. В разделе "Стандартные изделия" рекомендуется следующий порядок: подшипники, уплотнения, крепежные детали и др.

Вопросы для подготовки к защите курсового проекта

1. Сформулируйте цель и задачи курсового проекта.

2. Объясните назначение, конструкцию и принцип работы машины.

3. Из каких узлов состоит привод машины? Объясните их назна­чение.

4. Обоснуйте принцип выбора электродвигателя.

5. Объясните разбивку общего передаточного числа привода по отдельным ступеням.

6. Аргументируйте выбор материала и твердости зубьев шестерни и колеса закрытой зуб­чатой передачи.

7. Что такое эквивалентное число циклов нагружения?

8. Объясните обозначения параметров σт, σв, σ-1.

9. Что такое базовое число циклов нагружений при расчете на изгиб и контактную проч­ность?

10. Объясните параметры, входящие в формулы для расчета зуб­чатых передач на выносли­вость при изгибе и по контактным напря­жениям.

11. Что такое модуль зацепления, его размерность и использо­вание?

12. Аргументируйте необходимость расчетов зубьев на статичес­кую прочность по пико­вым нагрузкам.

13. Назовите основные геометрические параметры зубчатого за­цепления.

14. В каких случаях рекомендуется применять косозубые колеса?

15. Объясните параметры, входящие в формулу для расчета коэф­фициента запаса прочно­сти вала, работающего на изгиб с кручением.

16. Объясните параметры, входящие в формулу для, расчетов призматической шпонки и покажите поверхности смятия и среза.

17. Объясните параметры, входящие в формулы для определения эквивалентной динамиче­ской нагрузки подшипника качения.

18. Покажите на разрезе упругой втулочно-пальцевой муфты опас­ное сечение пальца и рас­четную поверхность смятия втулки.

19. Как определяется объем и сорт картерной смазки редуктора?

20. Аргументируйте выбор типа и конструкции зубчатого колеса.

21. Обоснуйте выбор способа смазки подшипников качения.

22. Объясните назначение смотрового люка и пробки отдушины.

23. Обоснуйте наличие или отсутствие маслоудерживающих и маслоотражательных коле­ц.

24. Объясните способ смазки зубчатых зацеплений, какие другие способы вы знаете?

25. Какие силы возникают в зубчатых зацеплениях, как они на­правлены и как вычисляются?

26. Как отличаются между собой передаваемые мощности, крутящие моменты и частоты вращения на различных валах редуктора?

27. Аргументируйте выбор типа подшипников.

28. Какие средства предусмотрены для предотвращения вытекания смазки из редуктора?

29. Объясните назначение штифтов на фланце редуктора.

30. Объясните назначение отжимных болтов.

31. Расскажите, как осуществляется сборка и разборка редуктора.

32. Какие системы и типы посадок использованы и почему?

33. Объясните посадки колец подшипников на вал и в корпус.

34. Какой подшипник на тихоходном валу является наиболее нагру­женным и почему?

35. Каким образом предотвращаются осевое смешение колеса вдоль вала и вала относи­тельно корпуса?

36. Объясните устройство и назначение прокладок между корпусом редуктора и крышка­ми подшипника.

37. Зачем на литых деталях обрабатывают опорные поверхности под болты и гайки?

38. Объясните устройство, назначение и расположение сливной пробки.

39. Объясните назначение, конструкцию и принцип действия устройства для контроля уровня масла.

40. В каких случаях шестерню изготовляют заодно с валом?

41. Почему на чертеже при сопряжении колеса с валом проставле­ны две разные посадки на одном номинальном размере?

42. Почему при установке в корпус подшипник качения заглубляют на 2...5 мм?

43. С какой целью маслоудерживающее кольцо выдвигают из расточ­ки внутрь корпуса на 2...3 мм?

44. Из каких материалов изготавливают пружинные шайбы и зачем их устанавливают?

45. Как определяются размеры шпонок?

46. Какие размеры необходимо проставлять на сборочном черте­же?

47. Какие размеры необходимо проставлять на чертеже общего вида?

48. Как определяются диаметры валов?

49. Какие графические упрощения допущены на сборочном чертеже и чертеже общего вида?

50. Аргументируйте выбор конструкции сварной рамы.

51. Зачем в местах крепления редуктора и электродвигателя на раме предусмотрены плати­ки (возвышения)?

52. Для чего применяют косые шайбы?

53. 58. Как выбирается номер швеллера для сварной рамы?

54. Укажите способы предотвращения самоотвинчивания гаек.

55. Объясните назначение и конструкцию кожуха муфты.

56. Аргументируйте выбор типа муфты и расскажите о ее кон­структивных особенностях.

57. Расскажите о способах фиксации полумуфт на валах.

58. Какие размеры необходимо проставить на рабочих чертежах деталей?

59. Объясните назначение рабочих чертежей деталей.

60. Расшифруйте обозначение марок сталей и чугунов, использо­ванных в проекте для изго­товления деталей.

61. Аргументируйте необходимость использования термообработки зубчатого колеса и вала.

62. Объясните обозначения шероховатости на рабочих чертежах зубчатого колеса и вала.

63. Объясните обозначение отклонений формы и расположения по­верхностей на рабо­чих чертежей деталей.

64. Объясните, с какой целью подшипники выпускают разных серий?

65. Как можно увеличить коэффициент безопасности ступенчатого вала, работающего при переменных во времени напряжениях?

66. Объясните, почему при соединении вала электродвигателя с ведущим валом редукто­ра используют упругую муфту (например, МУВП), а на ведомом валу ставят жест­кую компенсирующую муфту (например, зубчатую)?

67. В процессе эксплуатации выяснилось, что зубчатая передача часто выходит из строя из-за поломки зубьев; предложите 3-4 спо­соба увеличения долговечности передачи.

68. Опыт эксплуатации показал, что зубчатая передача прежде­временно выходит из строя из-за недостаточной контактной прочно­сти (перегрузка около 20%); предложи­те 3-4 способа увеличения долговечности передачи.

69. Как проверить состояние зубьев зубчатого колеса в процессе эксплуатации?

70. В процессе эксплуатации возникла необходимость заменить масло, что для этого нужно сделать?

71. Вышел из строя один из подшипников качения, что необходи­мо сделать для его заме­ны?

Наши рекомендации