Общие указания по выполнению контрольной работы

Задания и методические указания по выполнению

Контрольной работы по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ Протокол №_____ « ___ » _____________ 20 ____ г. Председатель УМК ____________ С.Н.Климов (подпись, Ф.И.О.) Одобрена на заседании кафедры «Техносферная безопасность» Протокол №_____ « ___ » _____________ 20 ____ г. Зав. кафедрой ____________ В.А. Аксёнов (подпись, Ф.И.О.)

Москва 2014 г.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – обязательная общеобразовательная учебная дисциплина студентов специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Примерная программа данной дисциплины предусматривает изучение вопросов взаимодействия человека и среды его обитания, защиты от природных, техногенных и антропогенных опасностей, экологической безопасности, управления безопасностью жизнедеятельностью и др.

Целями освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Контрольные работы являются основными элементами в системе обучения студентов – заочников, от тщательного выполнения которых во многом зависит уровень знаний и их оценка на экзамене. Кроме того, контрольные работы по дисциплине «БЖД» это своеобразный задел для выполнения соответствующего раздела в дипломном проекте.

Выполнение контрольной работы следует начать с изучения рабочей программы дисциплины «БЖД» и основной литературы.

Полезно ознакомиться с материалами периодических изданий, таких как журналы «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда и социальное страхование», «Справочник специалиста по охране труда», «Промышленная безопасность» и др.

Необходимо использовать возможности системы дистанционного обучения «КОСМОС» (комплексная система мониторинга образовательной среды). По отдельным вопросам выполнения контрольных работ можно также обращаться к преподавателям кафедры «Техносферная безопасность» в установленные дни консультаций студентов.

Объем контрольной работы задается таблицей № 1, где вариант задания, определяется последней и предпоследней цифрами учебного шифра. Исходные данные для решения задач принимаются по предпоследней цифре учебного шифра.

Контрольная работа может быть представлена либо письменно в письменном виде, либо на электронном носителе (на диске). При представлении для рецензирования контрольной работы на диске следует распечатать титульный лист установленной формы, который подписывается студентом и используется для служебных отметок, в том числе о допуске к защите.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, с левой стороны листа необходимо оставлять поля в 3 - 4 см. Вначале следует указать номер вопроса или задачи, полностью написать текст вопроса или условие задачи, а затем приступить к их раскрытию и решению.

При решении задачи необходимо пояснять свои действия, указывать названия показателей, входящих в расчетные формулы, обосновывать их выбор, обязательно давать подстановку численных значений показателей в расчетные формулы, а также, при необходимости, перевод в другие единицы измерения. В заключении необходимо дать ответы на вопросы, поставленные в условиях задачи.

Ответы на вопросы могут сопровождаться иллюстративным материалом: рисунки, схемы, эскизы, диаграммы и т.п.

В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, ставится подпись студента и дата выполнения.

Для допуска к защите контрольной работы все отмеченные рецензентом ошибки должны быть исправлены, а сделанные указания выполнены.

ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Т а б л и ц а 1.

Послед-няя цифра учеб- ного шифра     Вид задания   Предпоследняя цифра учебного шифра
                   
  Вопросы   Задачи 1,5,29   1, 6 2,6,30   2, 4 3,7,13   3, 5 4,8,21   4, 6 9,19,22   5, 1 5,10,20   1, 3 2,11,18 2, 5 12,17,23, 3, 6 4,13,16 4, 5 6,25,14   5, 2
  Вопросы   Задачи 24,15,30   2, 6 23,16,12   3, 4 1,17,25 4, 1 6,22,18 5, 2 20,27,17   1, 2 19,28,8   2, 5 4,29,19 1, 6 3,30,10 4, 3 2,30,14   5, 4 1,12,4   1, 2
  Вопросы   Задачи 26,5,15   3, 2 30,6,13   4, 2 2,7,24   5, 1 3,8,24   1, 3 4,9,25   2, 4 19,10,16   3, 5 1,20,11 4, 6 21,12,18 5, 3 22,13,19 1, 5 23,14,20   2, 6
  Вопросы   Задачи 1,25,15   4, 1 2,24,16,   5, 1 3,17,25   1, 2 4,26,18 2, 6 4,9,2   3, 1 1,28,4   4, 2 2,29,15 5, 3 3,30,6   1, 4 4,20,17 2, 5 19,22,8   3, 1
  Вопросы   Задачи 20,5,19 5, 2 21,6,8   1, 4 27,7, 7   2, 6 23,8,6   3, 1 2,11,26 5, 1 25,10,21   5, 6 6,11,15 1, 5 3,12,22 2, 3 1,13,24 3, 6 2,11,24 4, 3
  Вопросы   Задачи 3,15, 25 1, 3 4,16,24 2, 5 19,17,14 3, 6 20,30,15 4, 2 4,10,24   1, 4 22,30,17   1, 4 18 ,23,29 2, 3 24,28,19 3, 5 25,27,4 4, 6 26,5,14 5, 6
  Вопросы   Задачи 6, 22, 30   2 ,4 1,7,23   3 , 2 2,8,14   4, 3 3,9,15   5, 6 1,11,27   2, 4 9,11,23   2, 3 2,12,22 3, 6 1,13,21 4, 5 3,14,29 5, 3 2,15,19   1, 4
  Вопросы   Задачи 4,16,18   3, 1 5,17,27   4, 1 6,23,25 5, 2 3,18,26 1, 6 8,18,24 3, 4 2,10,28 3, 5 3,29,19 4, 6 4,20,28 5, 3 11,19,27 1, 2 8,12,20   2, 6
  Вопросы   Задачи 4,17,15   4, 1 3,14,20 5, 6 3,2,17   1, 2 6,29,1   2, 6 3,12,23,   4, 6 1,14,28 4, 1 8,19,30 5, 4 6,16,24 1, 3 2,17,25 2, 6 12,21,19   3, 5
  Вопросы   Задачи 9,25,27   5, 3 15,26,17   1, 5 7,13,22 2, 4 7,13,24   3, 6 3, 24, 9 3, 6 2,7,19   5, 2 10,19,26 1, 3 11,30,4 2, 1 6,11,14 3, 1 3,26,21   4, 3

ВОПРОСЫ

1. Актуальность обеспечения безопасности жизнедеятельности. Определение и классификация опасностей.

2. Системный анализ безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3. Аксиоматика безопасности жизнедеятельности.

4. Риск как количественная мера опасности. Субъективное восприятие риска. Методы анализа риска.

5. Взаимодействие человека и техносферы. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.

6. Анализаторы человека, их характеристики и функции.

7. Понятия гомеостаза и адаптации. Естественные системы защиты организма от негативных внешних воздействий.

8. Классификатор потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

9. Физиологическое действие метеорологических условий на человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

10. Состав воздушной среды. Определение предельно допустимой концентрации (ПДК). Токсическое воздействие вредных веществ. Показатели токсичности.

11. Влияние освещения на условия жизнедеятельности человека. Нормирование производственного освещения.

12. Классификация акустических колебаний. Действие шума на человека и среду обитания. Нормируемые параметры шума.

13. Особенности воздействия и гигиеническая регламентация ультразвука и инфразвука

14. Действие вибрации на организм человека. Гигиеническое нормирование вибрации на рабочих местах, в жилых и общественных зданиях.

15. Электромагнитные поля и их воздействие на организм человека. Источники электромагнитных полей и излучений в техносфере.

16. Опасность лазерного излучения. Классификация лазеров

17. Специфика действия ионизирующих излучений на биологические объекты. Дозовые пределы ионизирующего излучения для различных категорий облучаемых лиц.

18. Общие принципы защиты от электромагнитных, лазерных, инфракрасных, ионизирующих излучений.

19. Особенности поражения электрическим током. Факторы, определяющие тяжесть поражения.

20. Критерии электробезопасности.

21. Природа возникновения статического электричества. Первичное и вторичное воздействие молнии.

22. Меры пожарной профилактики. Средства и способы пожаротушения. Первичные средства пожаротушения.

23. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации. Системы оповещения о пожаре. Пожарная сигнализация.

24. Эргономика рабочего места (на примере рабочих мест пользователей ПЭВМ).

25. Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах

26. Применение результатов СОУТ при установлении работникам гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда.

27. Травматизм и его показатели. Методы изучения причин травматизма.

28. Порядок расследования, квалификации и учёта несчастных случаев на производстве.

29. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Источники ЧС природного и техногенного характера.

30. Оказание первой помощи при травмах, отравлениях, ожогах, обморожениях, поражениях электрическим током.

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Путём раскрытия уравнения теплового баланса, оценить тепловые ощущения оператора ЭВМ, если температура воздуха в рабочей зоне равна Трз , а температура окружающих поверхностей (стен) – Тст .

Другие показатели микроклимата (влажность воздуха, скорость его движения, атмосферное давление) соответствуют норме.

Тяжесть труда оператора определить по среднесменной частоте сердечных сокращений (ЧСС). Другие условия задачи приведены в таблице исходных данных. Недостающие данные определить самостоятельно.

Исходные данные Варианты
Температура воздуха в рабочей зоне равна Трз
Температура окружающих поверхностей (стен) Тст .
ЧСС
Период года Л З Л Л Л З З Л Л З
В таблице обозначено: Л – тёплый период года; З – холодный период года.

Наши рекомендации