Своеобразие российской культуры

Культура.

В социологии под культурой понимают специфическую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей с окружающей средой, вырабатывающиеся в совместной жизни для поддержания жизнедеятельности и общения. Это понимание в широком смысле. В более узком смысле культура — система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые приняты в данной социальной общности, группе.

Культуру подразделяют на два основных типа:

1. Материальная культура – часть общей системы культуры, включающая материальную деятельность и ее результаты. Это – книга, храм, самолет, техника, жилища, одежда, способ питания…

2. Духовная культура – часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Духовная культура формирует личность, ее мировоззрение, взгляды, ценностные ориентации. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений, символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира.

Такое деление культуры на материальную и духовную относительно и условно, так как они взаимосвязаны и выражаются друг через друга. Таким образом, язык, ценности (это то важно для человека – любовь, дружба, добро, семья и …), нормы, обычаи, нравы, идеалы выступают как важнейшие элементы культуры.

Поведение животных в основном обусловлено инстинктами или генетически запрограмми­ровано, в то время как поведение людей в значительной мере - результат обучения или поучения. В человеческом обществе культура осуществляет ту же функцию, которую у животных выполняет инстинктивное поведение. Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Поскольку культура влияет на формирование личности, она в значительной степени регулирует поведение.

В социологии при исследовании культуры выделяется на передний план человекотворческая сущность культуры, понимаемая в двух смыслах: 1) человек как творец культуры, ее ценностей (субъект);

Человек как творение культуры, ее объект. Она формирует и воздействует и на человека, на общество в целом.

При помощи культуры можно отличить одну группу от другой (молодежная культура отлична от культуры старшего поколения), одно общество от другого, живущих в одну эпоху (культура итальянцев, немцев, африканцев…) и на разных этапах исторического развития (культура племени Майя, античная культура…). Культура характеризует и особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (К. быта, К. труда, правовая К., К. общественного производства, профессиональная К., художественная К., политическая К., городская и сельская). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная К.), социальной группы (классовая К.) или всего общества в целом.

Бывает вы­сокая культура, включавшая изящное искусство, классиче­скую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты (элитарная); и народная культура бедняков-про­столюдинов - это сказки, фольклор, песни и мифы.

Национальная культура – воплощение национального своеобразия данного народа (удмурдская, чувашская, татарская, украинская). Развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.Массовая культура воплощается в телесериалах, триллерах, хит-парадах, музыкальных шлягерах, различных шоу. В противоположность господствующей (доминирующей) культуре в обществе существует субкультура, представляющая систему групповых норм и ценностей, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы (субкультура молодежи или преступников, хиппи). Суб­культура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее. Доминирующая культура – это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Контркультурой называется разно­видность субкультуры, которая находится в конфликте с гос­подствующей культурой (контркультура преступной банды). Контркультура стремится к формированию норм и ценностей, противоречащих гос­подствующей культуре. По содержанию и характеру связей с религией культуры подразделяются на религиозные (христианскую, мусульманскую, буддийскую, ….) и светские.

Функции культуры: адаптационная, познавательная, социализирующая, нормативно-регулирующая, воспроизводства культурных ценностей, воспитательная, интегративная и дезинтегративная, человекотворческая, коммуникационная, информационная, игровая.

Своеобразие российской культуры

Российская культура сложилась в результате исторических процессов самоорганизации множества народов российской Евразии. Она развивается в суровых геоклиматических условиях, на территориях, по большей части непригодных для жизнедеятельности людей. Она имеет этнонациональную и конфессиональную (вероисповедную, церковную) основу.

Но государствообразующей основой отечественной культуры является культура русских, язык которых стал языком межнационального общения. Нынешние русские происходят от восточнославянских племен (поляне, вятичи, кривичи, древляне, северяне в свое время от их имени призывали для правления Русью Рюрика), населявших леса, русла Приднепровья, Верхнего Поволжья, приокские территории, Новгородские земли, Поморья…, а также представители финно-угорских (финны, карелы, удмурты и др.) и тюркских (татары, башкиры) народов. В ряды русских издревле вливались отдельные рпедставители других народов, судьба которых была связана с русской культурой. Русские исповедуют одну из форм христианства – православие.

В российское государство на различных этапах исторического развития вливались зрелые этносы (якуты, татары, чуваши…) и народы, имевшие в прошлом государственность (армяне, литовцы, поляки…). На первых этапах формирования российской культуры в духовном становлении преобладали язычество и православие. По мере присоединения к Руси соседних территорий среди русских появились мусульмане, буддисты, католики, протестанты, сторонники иудаизма. И в повседневной жизни представителям разных национальностей, живущих на территории Руси приходилось согласовывать трудно совместимые нормы жизнедеятельности, духовные ценности разных этнических культур.

В настоящее время можно вычленить целый ряд духовных ориентиров и поведенческих норм, присущих россиянам:

· уважение к силе (вообще и государственной силе, к власти);

· попечительство сильных над слабыми;

· перераспределение богатства в пользу слабых и бедных;

· сострадание к ближнему;

· уважение к разным традициям, верованиям, языкам;

· предпочтение духовного богатства перед материальным;

· одобрение коллективизма, отрицание индивидуализма;

понимание красоты, доброты и ответственности перед обществом

Наши рекомендации