Как достичь освобождения от цикла перерождений?

Ида (левый канал) подобна священной реке Ганге, питала (правый канал) — священной реке Ямуне (Джамне), а сушумна (центральный канал) — подземной реке Сарасвати. Тело, сквозь которое струятся три этих потока, подобно Праяге (современному Аллахабаду), царю всех святых мест. Как паломник, совершающий омовение в месте слияния трех святых рек, очищается от всех грехов, так и йогин, способный контролировать потоки тонкой энергии в этих трех каналах, достигает Освобождения от цикла перерождений и достигает состояния мукти.

Сядьте в падмасану и выполняйте практику контроля дыхания, известную как пранаяма, а также занимайтесь очищением как физического, так и тонкого тела.

Вот три ступени пранаямы:

1) закрыв правую ноздрю глубоко вдохните через левую. Это действие называется пурака (вдох);

2) удерживайте вдохнутый воздух столь долго, сколько сможете, не ощущая дискомфорта. Это кумбхака (задержка);

3) медленно выдохните через правую ноздрю. Это известно как речака (выдох).

Повторите весь этот процесс, попеременно меняя дыхание через разные ноздри, сколько сможете без особого насилия над собой. Обычно, соотношение времени между вдохом, задержкой и выдохом составляет 1:4:2, но его можно понемногу изменять, если кто-либо не может удерживать дыхание столь долго по каким-либо причинам, связанным с физическим телом.

Говорится, что пурака стабилизирует флюиды тела, заставляя кровь, слюну и желудочный сок течь свободно. Кумбхака продлевает жизнь. Речака удаляет все загрязнения грубого и тонкого тел.

Преуспев в практике пранаямы, принимайтесь за освоение уддияна-бандхи, чтобы заставить жизненное дыхание течь по центральному каналу. Перед выполнением уддияна-бандхи опорожните желудок и кишечник так, чтобы они могли отдыхать. (Смотри «Хатха-йога-прадипику», III. 57-58)

Как только жизненное дыхание начнет струиться по центральному каналу, то есть сушумна-нади, результатом будет самадхи — конечная цель любой йоги или медитации. Жаждущий Освобождения лицом к4лицу встретится с Истинной Реальностью. Тысячелепестковый лотос сахасрары «распустится»^ индивидуальное сознание соединится с Космическим Сознанием в едином блаженстве.

Большинство традиционных трудов по свародае настаивают на необходимости сохранения ее методов в тайне. Причина для этого, согласно «Шива-свародая-шастре», заключается в том, что многие шарлатаны могут использовать это знание ради достижения богатства или причинения вреда другим. Истинный йогин, напротив, не будет использовать его для эгоистических целей или для произведения дешевого впечатления на толпу. Он-то знает, что путь к духовному Освобождению не зависит от совершения каких-либо «чудес».

Часть III

ТАНТРИЧЕСКИЕ И ЙОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В предыдущей главе описывались благоприятные и дурные эффекты от того, по каким каналам струится жизненное дыхание. Теперь необходимо отразить некоторые традиционные теории и общие правила, создающие теоретическую основу метода свародаи.

Некоторые из этих традиционных идей могут показаться несколько странными для современного ума. Это вполне можно понять. Современные требования к внешней и внутренней сторонам жизни нашей личности настолько велики, что у нас порой даже не хватает времени, чтобы допустить само существование тонкой стороны нашей природы. И уж если мы утратили контакт с тонким умом, то едва ли сможем понять законы, управляющие скрытыми и тонкими процессами в нас самих. Принципы тантры, йоги, свародая-шастры и других традиционных духовных дисциплин имеют дело почти исключительно с тонким уровнем.

ЦВЕТОВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Считают, что цветовая медитация (варна-дхъяна) помогает установить внутреннее спокойствие и понимание тонких влияний жизненных энергий человеческого тела.

Метод цветовой медитации прост. Надо сесть в удобную позу. Обычно рекомендуется падмасана или сукхасана, но возможна любая. Затем возьмите большой кусок материи или бумаги необходимого цвета. Сконцентрируйте взгляд на цветной материи или бумаге и представьте этот цвет частью себя. Пусть ваше тело вбирает в себя этот цвет. Когда вы почувствуете, что полностью покрылись этим цветом, закройте глаза и наблюдайте за цветом внутри себя. Если вам свободно удалось наблюдать этот цвет с закрытыми глазами, значит цветовая медитация удалась и вы почувствуете ее пользу физически и морально. Важно помнить, что цветовая медитация направлена на эмоции и поэтому необходимо разбираться в значении разных цветов.

Первый цвет для медитации — красный. Этот цвет представляет все пылкие эмоции: гнев, ярость, вожделение, ненависть, неистовство и постоянная активность. Цель медитации с этим цветом — оказаться один на один с эмоциями, которые этот цвет символизируют, и понять сущность этих эмоций в нашей психологии. В индийской мифологии красный цвет связан с Брахмой, принципом созидания.

Другой цвет для медитации — черный. Он символизирует все отрицательные чувства человека: депрессию, горе, печаль и т.д., всё, что относится к отрицательным эмоциям. Отрицательные эмоции и негативные чувства оказывают разрушительное действие на физическое и моральное состояние человека. Но чтобы их преодолеть, надо разобраться в их природе, а для этого надо принять их. Обычно, мы стараемся оттеснить все негативное в подсознание, а положительные эмоции и чувства оставляем при себе. Но просто подавление негативных чувств не освобождает нас от них. Наоборот, их не надо сдерживать, а стараться понять. Любая сила, доступная пониманию, теряет свою затаенную опасность. Медитация с черным цветом помогает вывести темную сторону нашего ума на свет. Черный цвет — символ ночи, сна, смерти и, следовательно, связан с Шивой — символом силы разрушения.

Поняв и преодолев разрушительную силу гневных (раджас — красный) и отрицательных (тамас — черный) эмоций, медитируйте над белым цветом — цветом внутреннего спокойствия и гармонии. Это символ Вишну — космического принципа порядка и равновесия. Белый цвет — отражение света, мудрости, отвечает за чистоту (саттва).

Наши рекомендации