Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по БИОЛОГИИ

Код раз-дела   Код контро-лиру-емого элемента     Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменуемой работы  
    Биология как наука. Методы биологии  
1.1   Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.  
    Признаки живых организмов  
2.1   Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.  
2.2   Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемывыращиванияиразмножениярастенийидомашнихживотных,уходазаними.
    Система, многообразие и эволюция живой природы  
3.1   Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии–возбудители заболеваний растений, животных, человека.  
3.2   Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.  
3.3   Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.  
3.4   Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.  
3.5   Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.  
    Человек и его здоровье  
4.1   Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.  
4.2   Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.  
4.3   Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.  
4.4   Дыхание. Система дыхания  
4.5   Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет  
4.6   Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.  
4.7   Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.  
4.8   Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.  
4.9   Покровы тела и их функции.  
4.10   Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение.  
4.11   Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.  
4.12     Органы чувств, их роль в жизни человека.  
4.13   Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.  
4.14   Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждениеинфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
4.15   Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.  
  Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  
5.1   Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.  
5.2   Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.  
5.3   Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.  
             

Наши рекомендации