Домашнее задание для уяснения темы занятия
( согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы студентов по теме следующего занятия)
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
- Бактериальные заболевания ( чума, туберкулёз, холера, столбняк, проказа, дизентерия, менингит)
- Вирусные заболевания (оспа, бешенство, грипп, корь, краснуха, гепатит, СПИД
- Риккетсиозы (сыпной тиф, Ку-лихорадка)
- Спирохетозы ( сифилис, возвратный тиф, лептоспироз)
- Микозы
- Ядовитые растения (челибуха, анчар, белена, табак, конопля, крапива, мак, дурман, белладонна, бузина и др.)
- Опасные животные ( медузы, скорпионы, пауки, клещи, акулы, пираньи, электрические рыбы, земноводные, змеи и др.)
Занятие № 8
1. Тема: «Экологические опасности. Тяжёлые металлы, пестициды, диоксины (диоксиды)»
2. Форма организации занятия: клиническое практическое занятие.
Значение темы:
Сегодня скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспособляемости экосистем к изменениям среды обитания и создает прямую угрозу жизни и здоровью населения. В современных условиях нестабильной социально-экономической обстановки эти негативные тенденции проявляются и в нашей стране. В связи с этим обучающиеся должны знать все виды загрязнений вещественного и энергетического характера от любых естественных и искусственных источников, которые поступают в воздух, воду, почву и при этом превышают допустимые для жизнедеятельности концентрации вещества и уровни интенсивности.
4. Цели обучения:
-общая: обучающийся должен обладать ОК-1, ОК-8, ПК-11, ПК-17.
-учебная: знать состояние среды обитания, источники экологических опасностей, уметь определить источник экологических опасностей, владеть методами устранения экологических опасностей.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Основные понятия и положения темы.
I. Состояние среды обитания.
К экологическим опасностям относятся опасности, действие которых проявляются через природные объекты (атмосферу, гидросферу и др.) в связи с нарушением их естественного состояния (загрязнения). По существу в своей основе экологические опасности имеют техногенное происхождение.
Экологические опасности это все виды загрязнений вещественного и энергетического характера от любых естественных и искусственных источников, которые поступают в воздух, в воду, почву и при этом превышают допустимые для жизнедеятельности концентрации вещества и уровни интенсивности.
Реальностью стали глобальное потепление климата, возникновение озоновых дыр над полюсами, распространение токсикантов и загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания вредными химическими веществами, вымирание многих видов растений и животных, снижение биоразнообразия в результате деятельности растущего народонаселения планеты.
Средняя скорость увеличения вредного воздействия средовых факторов и интенсивность их влияния уже выходит за пределы биологической приспосабливаемости экосистем к изменениям среды обитания и создаёт прямую угрозу жизни и здоровью населения.
Принципиальный недостаток развиваемых технологий заключается в том, что они приводят к нарушению круговорота веществ в биосфере, при которой природные ресурсы превращаются в загрязнение окружающей среды. Если очистительная способность окружающей природной среды недостаточна для нейтрализации загрязнений, то они неблагоприятно действуют на здоровье людей, технологические процессы в производстве и на возобновимые природные ресурсы.
При этом невозобновляемые ресурсы растрачиваются нерационально и в конечном итоге истощаются.
Используя показатели темпов самовосстановления природных систем качественно-количественного состояния биомассы и биологической продуктивности экосистем, можно выделить следующие градации:
1) естественное состояние – наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие, биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;
2) равновесное состояние – скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушений, биологическая продуктивность больше естественной, биомасса начинает снижаться;
3) кризисное состояние – антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистем, биомасса снижена, биологическая продуктивность резко повышена;
4) критическое состояние – обратимая замена прежде существовавших экосистем под антропогенным воздействием на менее продуктивные (частичное опустынивание), биомасса мала и, как правило, снижается;
5) катастрофическое состояние – труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем (сильное опустынивание), биомасса и биологическая продуктивность минимальны;
Рис.1 Превращение природных ресурсов в загрязнение окружающей среды.
6) состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности, биомасса стремится к нулю.
Помимо природно- экологической классификации угасания природы существует медико-социальная шкала, которая позволяет нам судить как эти изменения могут влиять на здоровье человека.
Существуют четыре градации, учитывающие классификацию состояний природы:
Благополучная ситуация:Устойчивый рост продолжительности жизни, заболеваемость снижается.
Зона напряженной экологической ситуации (экологически проблемнаязона): ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому, и территория, где отдельные показатели здоровья населения ( заболеваемость детей, взрослых, количество психологических отклонений и т.п.) достоверно выше нормы.
Зона экологического бедствия: ареал, в пределах которого наблюдается переход от критического состояния природы к катастрофическому, и территория, в пределах которой в результате антропогенного воздействия невозможно социально - экономически оправданное хозяйство; показатели здоровья населения, частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше, а продолжительность жизни людей заметно и статистически достоверно ниже, чем на аналогичных территориях, не подвергшихся подобным воздействиям.
Зона экологической катастрофы:переход состояния природы от катастрофической фазы к коллапсу, что делает территорию непригодной для жизни человека.