Процедура исследования. Процедура исследования

Процедура исследования

Исследование уровня тревожности в данный момент, то есть реактивной тревожности и личностной, как устойчивой характеристики человека, можно проводить методом самооценки как индивидуально, так и в группе. Исследователь раздает каждому участнику бланк со шкалами самооценки и предлагает ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным на каждой стороне бланка. Он также напоминает, что отвечать нужно самостоятельно, и в ходе их работы следит за выполнением данного требования. Если у кого-то возникают вопросы, то можно еще раз обратить внимание на инструкцию и указать, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, различающиеся по степени интенсивности проявления указанного в вопросе состояния.

Бланк для ответов

РТ – лицевая сторона бланка

Фамилия, и.о. Дата  
Инструкция:    
  "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".          
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно  
Я спокоен  
Мне ничто не угрожает  
Я нахожусь в напряжении  
Я испытываю сожаление  
Я чувствую себя свободно  
Я расстроен  
Меня волнуют возможные неудачи  
Я чувствую себя отдохнувшим  
Я встревожен  
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения  
 
Я уверен в себе  
Я нервничаю  
Я не нахожу себе места  
Я взвинчен  
Я не чувствую скованности, напряженности  
Я доволен  
Я озабочен  
Я слишком возбужден и мне не по себе  
Мне радостно  
Мне приятно  


ЛТ – оборотная сторона бланка

Инструкция:  
  "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".        
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
Я испытываю удовольствие
Я очень быстро устаю
Я легко могу заплакать
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
Обычно я чувствую себя бодрым
Я спокоен, хладнокровен, собран
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я вполне счастлив
Я принимаю все близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Обычно я чувствую себя в безопасности
Я стараюсь избегать критических ситуаций
У меня бывает хандра
Я доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
Я уравновешенный человек
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах


Обработка результатов

Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной и личностной тревожности.

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле:

РТ = ∑1 + ∑ 2 + 35 , где

∑1 – сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8,10,11,15,16,19,20.

Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле:

ЛТ = ∑3 - ∑ 4 + 35, где

∑3 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а
∑4 – сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Анализ результатов

Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Если она велика, то у человека нарушается внимание, а иногда и тонкая координация движений.

Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Потому сообщать результаты этого исследования при посторонних запрещено. а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень "полезной тревоги".

Оценить уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно следующим образом:

– до 30 – низкая тревожность

– 31-45 – умеренная тревожность

– 46 и более – высокая тревожность.

Тревожность у студентов вузов – достаточно распространенное явление. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности могут означать, что у человека появляется тревожность в ситуациях оценки его компетенции. В этом случае нужно пересмотреть значимость данной ситуации и найти для себя обоснования, уменьшающие ее субъективную значимость. Кроме того, следует перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Одним из направлений в составлении рекомендации для данного случая может стать поиск упражнений по саморегуляции, создание психологической поддержки для формирования чувства уверенности в успехе.

В отличие от высокой тревожности низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышенного чувства ответственности. В редких случаях тревожность в показателях теста может скрывать за собой защитный психологический механизм вытеснения реальной тревожности или цель испытуемого "показать себя в лучшем свете".

Исследование эмоциональной отзывчивости

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Материал и оборудование: модифицированный тест опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

Исследование с помощью теста-опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк для ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет». Бланки для ответов желательно не подписывать, а особым образом пронумеровать, чтобы потом определить респондента, увеличив при этом его доверие.

Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «Нет».

Помните, что в тесте нет «хороших» и «плохих» ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в том случае Вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тест-опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам».

Тест-опросник

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом».

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31,
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32,

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий
юноши 33-25 24-17 16-8
девушки 33-29 28-22 21-12

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно понаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Из уровни эмпатических-тенденций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.

В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать вышеобозначенные факторы ипродумать мероприятия, позволяющие «раскрепостить» и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в педагогической деятельности будущего учителя.

Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.


«Методика диагностики эмоциональности»

Эмоции — это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Эмоции составляют важную часть нашей психики, поэтому понимание своих переживаний, причин возникших эмоций позволяет человеку лучше контролировать свое поведение, добиваться успехов, преодолевая негативные состояния.

(В основу методики положен фрагмент опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова, модификация А.В.Грецова )
Эмоциональность — это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным. Методика позволяет определить общий уровень эмоциональности и конкретизировать, с какими именно жизненными сферами она связана, что служит для человека наиболее значимыми источниками эмоций.
Инструкция. Оцени, пожалуйста, степень применимости к себе ряда утверждений, касающихся твоего поведения в различных ситуациях. Давай первый естественный ответ, который придет на ум. Отвечай быстро и точно. Помни, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Отмечай в бланке для ответов степень применимости к себе каждого из утверждений одной из четырех цифр:
1 — нет, это совсем не про меня;
2 — на меня это не очень похоже;
3 — на меня это довольно похоже;
4 — это точно про меня.

Текст методики
1. Обычно я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
2. Я очень переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.
3. Я испытываю страх, переходя улицу перед движущимся транспортом.
4. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
5. Я огорчаюсь, если допускаю ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
6. Меня огорчает, что я недостаточно ловкий.
7. Думаю, что меня можно назвать человеком ранимым.
8. Я переживаю, когда выполняю учебные задания не так, как следовало бы.
9. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому.
10. Меня выводит из себя, когда меня не понимают при разговоре.
11. Я очень сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
12. Я огорчаюсь оттого, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
13. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
14. Я периодически испытываю дискомфорт оттого, что боюсь не справиться с делами, требующими умственного напряжения.
15. Когда я делаю что-либо, требующее повышенной точности в движениях, то испытываю волнение.
16. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
17. Меня часто огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
18. Меня огорчает то, что физически я менее развит, чем хотелось бы.
19. Споры с друзьями вызывают у меня огорчение.
20. Я часто не могу заснуть оттого, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
21. Я радуюсь, когда имею возможность подвигаться физически (например, побегать, погонять мяч).
22. Иногда мне без всякой серьезной причины кажется, что близкие относятся ко мне плохо.
23. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
24. Я переживаю из-за того, что у меня недостаточно способностей для освоения какого-либо двигательного навыка (например, не получается кататься на роликах).
25. Я легко обижаюсь, если окружающие указывают на мои недостатки.
26. Я склонен преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
27. Думаю, что пословица «Худой мир лучше доброй ссоры» — это точно не про меня.
28. Я испытываю сильную досаду, когда у меня не хватает ловкости в спортивных играх.
29. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
30. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
31. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
32. Во время контрольных работ я испытываю сильное беспокойство.
33. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
34. Меня очень обижает то, что окружающие, кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
35. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
36. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные недостатки получающегося изделия.

Бланк для ответов

Обработка результатов. Следует подсчитать сумму баллов в каждом из столбцов. Три полученные суммы — это показатели выраженности эмоциональности, связанной с различными жизненными сферами:
1) коммуникативная эмоциональность;
2) интеллектуальная эмоциональность;
3) психомоторная эмоциональность.

Интерпретация результатов
Шкала 1 (сумма баллов в первом столбике): «коммуникативная эмоциональность» связана с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. Чаще всего у подростков самый высокий показатель получается именно по этой шкале, и это неудивительно, ведь повышенная значимость того, что происходит во взаимоотношениях с окружающими, — одна из характерных особенностей психологического развития в этом возрасте.
Шкала 2 (сумма баллов во втором столбике): «интеллектуальная эмоциональность» касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации.
Шкала 3 (сумма баллов в третьем столбике): «психомоторная эмоциональность». Показатели по этой шкале показывают, в какой мере источником переживаний выступает все то, что связано с движениями тела. Это могут быть и подвижные виды спорта, и возможность смастерить что-либо своими руками, и даже просто энергичная пешая прогулка.

Средними считаются значения от 26 до 34 баллов. Если набранная сумма меньше 26 — это свидетельствует о низкой выраженности соответствующей разновидности эмоциональности, если больше 34 — о высокой. По каждой из этих трех шкал минимально возможный показатель составляет 12, максимально возможный — 48 (если сумма вдруг оказалась больше или меньше, значит, допущена ошибка в подсчетах).
Суммировав баллы, набранные по всем этим трем шкалам, можно получить величину своей общей эмоциональности (минимально возможная сумма 36 баллов, максимально — 144).
Меньше 70: низкий уровень.
70-84: ниже среднего.
85-100: средний уровень.
101-115: выше среднего.
Больше 115: высокий уровень.
Низкие показатели эмоциональности означают, что различные внешние события вызывают у человека относительно слабый внутренний отклик, для него характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе, даже некоторая «толстокожесть». Такой человек хорошо справляется с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но подобным людям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других. Высокие же показатели означают, что даже незначительные события могут вызвать у человека интенсивные переживания — как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такой человек более эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, он чувствителен к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ему устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Но напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п., способны надолго выбить его из колеи.

ВОЛЯ

Воля – это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Она осуществляется через произвольную и осознанную форму мотивации. Психологическим механизмом произвольного изменения побуждения является изменение смысла действия. Поэтому за волевыми усилиями, стоит особая активность, происходящая во внутреннем плане сознания, по мобилизации всех возможностей человека.

Воля реализуется в виде побудительной и тормозной активности психики. Благодаря волевой регуляции познавательные психические процессы переводятся в разряд произвольных и становятся возможными усилия, позволяющие человеку осуществлять целенаправленную деятельность.

Действия, контролируемые и регулирующиеся волей, бывают простыми и сложными. В зависимости от того, в какой мере индивид понимает значение своей волевой активности и приписывает ли ответственность внешним обстоятельствам или, напротив, собственным усилиям и способностям, определяют его локус контроля.

При оценке человека по критерию "волевой-слабовольный" следует учитывать его способность создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны. От этого зависит инициация действия, а также сила, темп, скорость, длительность работы, преодоление внешних и внутренних (психологических) препятствий. Поскольку волевая регуляция определяется смысловыми изменениями в сознании, то она зависит от таких компонентов личности, как мировоззрение, характер смысловой сферы, убежденность.

По критериям деятельности выделяют волевые свойства к которым относятся настойчивость, решительность, энергичность, упорство и пр.

Из многообразия волевых свойств в практикум вошли исследования по определению субъективного контроля, настойчивости и импульсивности.


Исследование субъективного контроля

Цель исследования: определить локус субъективного контроля.

Материал и оборудование: тест-опросник, разработанный Е.Ф.Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж.Роттера, бланк для ответов, ручка.

Наши рекомендации