Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация – система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психологических функций, качеств и образований, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к среде и в обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Как реабилитационное средство психологическая реабилитация включает в себя и элементы психодиагностики, и психокоррекции, и психотерапии, может успешно применяется на различных этапах реабилитации. При этом консультационная помощь играет важную роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитие ребенка.

С психологической позиции подготовка к труду включает формирование системных психологических механизмов, позволяющих индивиду быть успешным, достигать высокого уровня самореализации в трудовой деятельности. При этом выделяются: мотивационная готовность, готовность к труду личности в целом и готовность к конкретной профессиональной деятельности. Поскольку данная концепция касается только детей, то будем иметь в виду только первый аспект.

Для детей с отклонениями в развитии специфика данного понятия заключается в механизме формирования этой психологической готовности и в оценке ее сформированности.

В первом случае в связи с нарушением нормального хода психического развития у данного контингента детей и возможности его коррекции в различном диапазоне необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на подготовку к труду, представляющих собой психологическую реабилитацию.

При оценке сформированности психологической готовности к труду необходимо исходить из психологического реабилитационного потенциала ребенка. Для данного контингента детей не всегда возможно достижение абсолютной готовности к труду.

Основными задачами подготовки к труду в процессе психологической, реабилитации являются:

- восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, мышления и т.д.

- сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, тревога, страхи, эмоциональная неустойчивость и т.д.);

- развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом;

- формирование адекватного отношения к собственному "Я", своим возможностям, заболеванию (дефекту);

- оптимизация отношений в диаде "ребенок-родитель", взаимоотношений в семье в целом;

- формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответвующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок;

- формирование адекватных представлений о межличностных взаимоотношениях в процессе трудовой деятельности;

- расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентации и потребности к самовыражению в социально приемлемых формах;

- развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым усилиям;

- развитие склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

- развитие навыков креативности, творческого самовыражения, навыков принятия решений;

- формирование проф. планов, адекватных собственным возможностям и реальным социальным условиям.

Основными методами (средствами) психологической реабилитации являются: психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия. Все мероприятия по психологической реабилитации должны базироваться на результатах психодиагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов (эффективности).

Под психодиагностикой понимается определение особенностей актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития) индивида.

Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.п., позволяющая конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию) личности. Как методический прием психологической реабилитации консультация в определенном смысле уникальна и универсальна, так как включает в себя элементы психодиагностики, и психокоррекции, и психотерапии, практически не имеет противопоказаний и может успешно применяться на разных этапах реабилитации. При этом именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка в аспекте подготовки к труду.

Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики (клинически ориентированная психотерапия) и изменению отношения к социальному окружению и собственной личности (личностно ориентированная психотерапия). Существует множество направлений и методических приемов (техник) психотерапии: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия и т.п. Отдельно можно выделить направление семейной психотерапии, цель которой заключается в оптимизации совокупности отношений, складывающихся в семье и мешающих подготовке к труду детей с отклонениями в развитии.

Психокоррекция - это коррекция отдельных свойств личности и характера (мотивов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п.) в целях оптимизации освоения различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, учебно-трудовой, профессиональной и т.п.) для повышения возможности успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях. В отличие от психотерапии психокоррекция ориентирована не на патологические, а на «нормальные», но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления. Грань между ними достаточно тонкая и условная, как, например, между нормой и патологией. Это обуславливает возможность широкого использования методов психотерапии в психокоррекционной практике.

Психологический тренинг – это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятствует самореализации личности. Психологический тренинг решает более локальные задачи по сравнению с другими методами реабилитации. В зависимости от целей выделяют различные виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный тренинг и т.п.

Специфической формой психологической реабилитации детей с отклонениями в развитии являются организация сюжетно-ролевой игровой деятельности (ребенок в ее процессе занимает более активную позицию). Изменяется и форма проведения тренинговых, коррекционных и психотерапевтических занятий. В их основе - сюжетно-ролевая игра, хотя "содержание", "сценарии" этих игр существенно усложняются, включают в себя больше особенностей социальных и межличностных отношений. При этом появляется возможность использовать элементы методических приемов из классических психотерапевтических направлений.

Принципиальная схема психологической реабилитации включает в себя:

1. Оценку психологического реабилитационного потенциала.

2. Оценку условий и определение организационных особенностей проведения реабилитационных мероприятий (например, условия поликлиники или стационара, необходимость использования технических средств и т.п.)

3. Определение целевых установок и задач психологической реабилитации.

4. Определение средств и методов реабилитации.

5. Составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов.

6. Оценку эффективности реабилитационных мероприятий и подведение ее итогов.

Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных или нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями кроме общих целей обучения и воспитания решаются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ заключается в профессиональной ориентации и профессиональном обучении.

Основное внимание при решении профориентационных задач детям уделяется:

а) комплексной диагностической оценке исходя из характера клинико-функциональных психологических параметров, возможностей овладения ребенком теми или иными видами профессиональной деятельности;

б) развитие наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной самореализации ребенка;

в) формирование таких интересов и установок ребенка, которые максимально ориентирует его на показанные профессии.

Для детей с отклонениями в развитии профессиональная реабилитация сводится к профессиональной ориентации, т.к. профессиональное обучение и трудоустройство реализуется уже после совершеннолетия.

В процессе подготовки к труду целенаправленная профориентация имеет особое значение. Под профессиональной ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества. Психологический смысл профориентации заключается в профессиональном самоопределении и проявляется через акт профессионального выбора, который совершается на основании представлений субъекта о своих возможностях, желаниях, мотивах, установках и тех ценностных ориентации, которые у него сформированы по отношению к определенным видам профессиональной деятельности. Адекватность профвыбора может быть определена характером ответов на вопросы по формуле «хочу» - «могу» - «надо». Первые из них отражают, в основном, эмоционально-мотивационную парадигму профессионального самоопределения (интересы, склонности), вторые - рациональную (сocтoяниe здopoвья), интеллектуальную (знания, умения, навыки), третьи - социальную (конъюнктура рынка груда).

Идеальный вариант предполагает возможность адекватности профессионального самоопределения без проведения каких-либо специальных, целевых мероприятий. Он может наблюдаться в тех случаях, когда условия воспитания и развития ребенка, особенности его психического и физического развития позволяют ему дать совпадающие ответы нa вышеуказанные вопросы. В то же время даже у практически здоровых детей к 16-17 годам часто наблюдается фактическое отсутствие профвыбора или он бывает неадекватным (по литературным данными от 20% до 50% случаев). У детей же с отклонениями в развитии, как показывают исследования, проводимые сотрудниками СПбНИИЭТИНа, адекватный профвыбор к 16-17 годам наблюдается, примерно, в 10-15% случаев. Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение при этом являются:

1) искаженные представления о собственных возможностях, завышенная (что наблюдается чаще) или заниженная самооценка;

2) недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда;

3) несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

При этом причины первого порядка, как правило, могут быть непосредственно обусловлены психологическими нарушениями, наблюдаемыми у детей с отклонениями в развитии как интеллектуальными, так и эмоционально-мотивационными. Второй класс причин, помимо этого связан с определенного рода социальной изоляцией данного контингента детей, ограниченностью их социального опыта.

Исходя из этого, профориентационную работу можно условно разделить на неспецифическую и специфическую. Первая будет заключаться в профориентационном эффекте других реабилитационных мероприятий, главным образом, психологических, который обуславливается сглаживанием психологических расстройств и нарушений, формированием психологических свойств, создающих потенциальные предпосылки возможности адекватного профвыбора.

Вторая, собственно профориентационная, выражается в проведении экспертно-диагностической оценки трудовых возможностей подростка и в проведении формирующе-коррекционных занятий по созданию позитивных установок у подростка на те виды профдеятельности, которые объективно показаны ему, исходя из характера экспертно-диагностических оценок.

Разработанная в СПбНИИЭТННе концепция профориентации детей-инвадидов включает четыре этапа:

I - подготовительный, который представляет собой ряд медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий по формированию готовности к профвыбору и самоопределению;

II - экспертно-диагностический обеспечивающий на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований возможность дифференцированной оценки реальных и потенциальных профессиональных возможностей ребенка;

III-формирующий,обеспечивающий с помощью комплекса психотерапевтических, психокоррекционных и психолого-педагогических средств, ориентацию именно на показанные виды профессиональной деятельности;

IV - адаптационный, проводимый в процессе фактического рационального трудоустройства (или в процессе профобучения) и способствующий безболезненному приспособлению к новым условиям профессиональной среды.

В раннем возрасте профориентационные мероприятия включают, как правило только профессиональную информацию, т.к. пока еще отсутствует четкая картинатрудового прогноза ребенкаисходя из клинико-функциональных параметров. Крометого, динамизм особенностей его психическогоразвития также не очевиден и еще нe сформированы специфические склонности ребенка. Поэтому в период до 12-14 лет внимание акцентируется в основном на созданииусловий для гармоничности общего психического развития ребенка, формирование у негоположительных мотивов к трудовой деятельности в целом, расширение диапазона круга его интересов и профессиональной информации, формирование у него тех умении и навыков,которые универсальны для различных видов трудовой деятельности.

Проведение собственно специфических мероприятий по профориентации возможно при наличии достаточно определенного клинического трудового прогноза, т.е. в тех случаях, когда реально можно выделить круг показанных и противопоказанных профессий по объективным клинико-функциональнымкритериям. Также одним из условий возможности ихпроведения является определенный уровень социальной"зрелости" ребенка, сформированностиинтересов и склонностей.Как правило, возможность проведения специфических мероприятийпопрофориентации (и диагностических, иформирующих) появляется при достижении ребенком возраст 14-16 лет.

Программа профориентации должна включать в себя перечень конкретных мероприятий (специфических и неспецифических,подготовительных, диагностических и формирующих), проведение которых будет способствовать адекватному самоопределению подростка.

Наши рекомендации