Методика удаления зубных отложений с помощью электрических инструментов

Для удаления зубных отложений используют следующие электрические инструменты:

• Ультразвуковые (пьезоэлектрические и магнитострикторные)

• Звуковые

Рабочий эффект в основе ультразвукового удаления зубных отложений достигается за счет механической обработки, ирригации, кавитационного эффекта и акустической турбулентности. Ультразвуковые скейлеры имеют более высокую мощность, чем звуковые. Из ультразвуковых наиболее мощными являются пьезоэлектрические приборы, в которых используется кристаллическая система передачи электрической энергии ( Pieson Master, Amdent US 30 и др.)

Основным правилом при использовании ультразвуковых приборов для снятия зубных отложений является полное отсутствие давления на зуб во время проведения манипуляции. При этом, необходимо руководствоваться тремя основными правилами:

• Не использовать аппарат без водяного орошения обрабатываемой поверхности зуба;

• Не устанавливать острую часть инструмента перпендикулярно к оси зуба;

• Не оказывать никакого давления инструментом на поверхность зуба.

У звуковых инструментов также имеется стержень, вибрирующий под воздействием сжатого воздуха. С помощью звуковых скейлеров образуются эллипсовидные колебательные движения, радиус которых с увеличением давления на очищаемую поверхность зуба уменьшается.

Противопоказания при использовании звуковых и ультразвуковых скейлеров:

• Злокачественные новообразования;

• Тяжелая форма сахарного диабета;

• Имплантированный кардиостимулятор;

• Эпилепсия;

• Локализованный остеомиелит;

• Дефекты тканей полости рта;

• Острые и хронические инфекционные заболевания;

• Нарушения носового дыхания;

• У пациентов, которые перенесли хирургическое лечение сетчатки глаза;

• Проведение у пациентов кортикостероидной и иммунодепрессивной терапии.

Во время удаления зубных отложений обязательно использование водного охлаждения для исключения термического ожога твердых тканей зуба и развития пульпита.

Методика работы. Десну обрабатывают раствором антисептика, после чего в полость рта вводят слюноотсос и подводят наконечник, при этом нажимая на педаль. Не рекомендуется остановка движения инструмента в одной какой-либо точке, тем более, если на зубе есть пломба. Данную процедуру следует заканчивать полированием и шлифованием зубов.

Основные недостатки:

• Наличие противопоказаний при использовании ультразвуковых аппаратов для снятия зубного камня ;

• Ухудшение видимости из-за брызгов воды;

• Снижение порогов тактильной чувствительности во время процедур;

• При неправильном использовании оборудования, возможно повреждения поверхностей, пульпы зуба, а также мягких тканей полости рта.

Основные преимущества:

• Сокращение времени проведения манипуляций;

• Снижение усилий со стороны врача-стоматолога;

• Достаточное очищение операционного поля водой или растворами антисептиков;

• Более комфортно для пациентов и снижение у них до минимума болевых ощущений.

Ультрадисперсные (порошкоструйные) аппараты

Для снятия отложений применяют также специальные порошкоструйные аппараты (Prophyflex - «KaVo»), Air Flow – «EMS». Данные аппараты являются воздушно-абразивными, поскольку в данных приборах используется абразивный порошок. Обычно это альфа-оксид алюминия или бикарбонат натрия. В этих аппаратах насадка имеет два канала, причем через один канал происходит подача воды, а через второй – смеси порошка и воздуха. Два потока соединяясь, друг с другом образуют один точно направленный спрей, находящийся на кончике насадки. Порошкоструйные аппараты производятся в виде отдельных приборов или в качестве насадки для турбинного разъема стоматологической установки.

Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник возможности применения данного метода довольно широки:

• Удаление зубных отложений;

• Обработка фиссур перед запечатыванием;

• Устранение глубоких пигментаций;

• Препарирование небольших кариозных повреждений;

• Подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

К применению порошкоструйных аппаратов являются следующие противопоказания(Цимбалистов А.В., Шторина Г.Б. и др., 2003) :

• Необходимость безнатриевой диеты;

• Прием препаратов, влияющих на солевой обмен;

• Инфекционные заболевания (в том числе СПИД и гепатит);

• Беременность;

• Заболевания верхних дыхательных путей.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Практичекая работа

Название практической работы:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза, заполнение карты обследования.

-проведение профессиональной чистки зубов

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится проводить профессиональную чистку зубов

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, микромотор, щеточки для чистки зубов, паста для профессиональной чистки зубов.

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования. Проведение профессиональной чистки зубов.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Индивидуальная гигиена полости рта.

4. Зубные отложения.

3. Методы чистки зубов.

2. Основные средства гигиены.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Методы удаления зубных отложений.

2. Профессиональная гигиена полости рта.

3. Оборудование и инструментарий для проведения профессиональной гигиены полости рта.

4. Современные методы профессиональной гигиены полости рта.

5. Правила и методики работы ультразвуковыми и звуковыми скейлерами.

6. Методика работы с порошкоструйными аппаратами.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить методы удаления зубных отложений и кратко их описать.

2. Зарисовать ультразвуковой скейлер и указать его составные части.

3. Описать методику работы с порошкоструйными аппаратами.

10.Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ № 11

1.Тема занятия:

«Кариесогенная ситуация в полости рта. Общие и местные факторы развития кариеса. Теории возникновения кариеса. Кривая Стефана, оценка кариесогенности зубного налета (экспресс-метод выявления кариесогенной ситуации в полости рта В.А.Румянцеву, В.К.Леонтьеву). Противокариозные диеты».

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Общие и местные факторы развития кариеса.

2. Теории возникновения кариеса.

3.Что такое кривая Стефана?

4. Как проводится оценка кариесогенности зубного налета.

5. Показания к назначению противокариозных диет.

Студент должен уметь:

1. Провести опрос пациента.

2. Провести осмотр полости рта.

3. Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.

4. Провести профессиональную чистку зубов.

Студент должен ознакомиться:

- с причинами возникновения кариесогенной ситуации в полости рта,

- с общими и местными факторами развития кариеса,

- с теориями происхождения кариеса,

- с методом оценки кариесогенности зубного налета,

- с показаниями к применению и составом противокариозных диет.

3.Содержание обучения:

Общепризнанным механизмом возникновения кариесаявляется прогрессирующая деминерализация твердых тканей зубов под действиеморганических кислот, образование которых связано с деятельностью микроорганизмов.

В возникновении кариозного процесса принимает участие множество факторов, что позволяет считать кариес многофакторным заболеванием.

Наши рекомендации