Экономическая безопасность

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми [Концепция, 2000].

Реализация национальных интересов России возможна только в результате устойчивого развития экономики. Обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической зависит от экономических возможностей страны.

Экономическая безопасность (ЭБ) – это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

Основные компоненты ЭБ:

ü развитие (если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемости и приспосабливаемости к внешним и внутренним угрозам);

ü устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Цель ЭБ – обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей.

Критерий ЭБ – стабильный прирост производительности общественного труда не менее 5%. Возможно это на основе устойчиво функционирующего производства способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию – вооружением, социальную сферу – предметами потребления и услугами, экспорт – конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Объекты ЭБ:

§ экономическая система страны;

§ природные богатства.

Субъекты ЭБ:

§ функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

§ налоговые и таможенные органы;

§ банки, биржи, фонды, страховые компании;

§ производители и продавцы работ и услуг;

§ общество потребителей.

ЭБ понимается как многоуровневое явление:

Ø гражданин и предприниматель;

Ø организация или предприятие;

Ø отдельный регион;

Ø Россия в целом.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей.

Личная безопасность любого гражданина включает в себя обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя понимается безопасность его жизни, жизни его сотрудников и клиентов. У предпринимателя можно отобрать или украсть деньги, заставить его передать дело другим лицам, отдать капиталы, организационно-финансовые инновации, важную информацию. При этом опасность для предпринимателя может исходить как извне, так и со стороны ближайшего окружения, знакомых, или сотрудников являющихся скрытыми агентами.

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий, выявлением, предупреждением и пресечением посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, морально-психологический климат в коллективе, производственную дисциплину, научные достижения и охраняемую информацию.

ЭБ региона – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономической стабильности, устойчивости и поступательное развитие области, края, республики.

К внутренним угрозам ЭБ государства относятся:

§ спад производства;

§ низкая инвестиционная активность и переток капиталов в посреднеческо-финансовую деятельность;

§ низкая конкурентоспособность продукции;

§ сворачивание научно-исследовательской работы;

§ рост безработицы;

§ усиление имущественного расслоения населения;

§ криминализация экономики;

§ слабость нормативно-правовой базы;

§ рост взаимной задолженности экономических субъектов;

§ незавершенность экономических преобразований;

§ неравномерность развития регионов.

Среди внутренних угроз России наибольшую опасность представляют собой тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах.

Социальная сфера играет ключевую роль в национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют:

Ø резкая дифференциация доходов и потребления населения;

Ø ухудшение структуры питания;

Ø рост бедности.

В научно-технической сфере наблюдается неослабевающая тенденция «утечки мозгов», что чревато тяжелыми последствиями не только для экономики, но и в целом для всей национальной безопасности государства.

Внешние угрозы ЭБ государства:

§ зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия;

§ преобладание сырьевой направленности экспорта;

§ дискриминационные меры к Российским товарам;

§ высокий уровень внешнего долга;

§ агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынка сбыта;

§ скупка за бесценок Российской собственности;

§ вложение средств в Российскую экономику с целью устранения конкурентов.

Главная внешняя угроза связана с тем, что позитивный процесс открытия Российской экономики при отсутствии надлежащей экономической планировки ослабляет экономическую самостоятельность России.

Обеспечение ЭБ входит в состав важнейших функций государства. Подтверждением важности данной проблемы является Указ Президента РФ № 608 от 29.04.1996 г ("О государственной стратегии экономической безопасности РФ").

Обеспечение ЭБ представляет собой систему мер направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики. В своей совокупности они представляют собой политику внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются [Концепция, 2000]:

ü создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

ü расширение рынков сбыта российской продукции;

ü формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются [Концепция, 2000]:

ü правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

ü усиление государственного регулирования в экономике;

ü принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Решение задач в сфере экономической безопасности предполагает [Концепция, 2000] концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

«Экономическими» вопросами в стране занимается ряд министерств и ведомств: Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство имущественных отношений, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная энергетическая комиссия и др.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что сфера экономики отличается повышенной криминогенностью. С началом демократических преобразований на российский рынок хлынули капиталы, нажитые преступным путем, начала формироваться целая индустрия теневого бизнеса.

Экономические преступления зачастую начинаются с производства где-то российского сырья, потом идет цепочка - цены, двойные контракты, счета, таможенные преступления, вывоз продукции за рубеж, сговор с партнерами, недополучение валютной выручки, неуплата налогов и т.д.

Легализация доходов, нажитых преступным путем, равно как и вывоз капитала за рубеж, наносят ущерб национальной безопасности тем, что, во-первых, криминал получает возможность на формально законных основаниях использовать доходы от незаконной деятельности, внедряясь в легальный бизнес, во-вторых, дестабилизируется финансовый рынок, и, в-третьих, - государство не получает налогов.

Экономическая безопасность государства основывается на его финансовом могуществе. В рыночной экономике основой финансов государства выступают налоги; как правило, они составляют 80-95% бюджета страны.

Неплатежи в бюджет подрывают экономическую безопасность государства. Поэтому выявление и пресечение нарушений налогового законодательства является важнейшим условием успешного функционирования всей экономической системы.

В России вопросами выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений занимается налоговая полиция. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы.

Сотрудники налоговой полиции отстаивают законными методами, в том числе и специальными, интересы государства и всех честных налогоплательщиков страны.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.

Как известно, экономические преступления не знают границ. Поэтому налоговая полиция России придает первостепенное значение налаживанию самых прочных контактов с правоохранительными структурами как в ближнем, так и дальнем зарубежье. В настоящее время подписано более 40 международных договоров о сотрудничестве с зарубежными правоохранительными органами, ведущими борьбу с финансовыми, налоговыми и прочими экономическими преступлениями, идет активный обмен оперативной информацией, есть ряд уголовных дел по экономическим преступлениям, возбужденных по материалам, полученным из-за границы.

Принципиально важное значение в обеспечении экономической безопасности страны играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Наиболее приоритетным в данной области является обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения городов и промышленных центров, других стратегических объектов и приоритетных научных разработок.

Угрозы экономической безопасности во многом связаны с попытками иностранных спецслужб получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, использовать фирмы-прикрытия для оказания выгодного иностранным государствам влияния на развитие экономики России, осуществлением неэквивалентного обмена, проталкиванием устаревших технологий и т.п.

Дополнительным каналом получения шпионских сведений в настоящее время стали телекоммуникационные системы и глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет. У противника расширились возможности проникать в электронные базы и банки данных, содержащих нашу военную, экономическую, экологическую и другую информацию. В настоящее время отмечен рост числа правонарушений в сфере компьютерной информации. Криминальные структуры пытаются проводить крупные финансовые махинации и мошеннические акции, используют специальные программы для контрольно-кассовых машин в интересах уклонения от уплаты налогов. По признакам преступлений в сфере компьютерной информации органами Федеральной службы безопасности России возбуждены десятки уголовных дел.

Серьезную озабоченность органов Федеральной службы безопасности вызывает рост организованной преступности, представляющей уже прямую угрозу безопасности страны. Обладая широкими международными связями, значительным финансовым и техническим потенциалом, используя агентурные методы противодействия правоохранительным органам и конспирацию, организованная преступность способна нанести ущерб экономике, деформировать властные структуры, подорвать авторитет и действенность власти. Поэтому борьба с организованной преступностью носит не только правовой, но и политический характер.

Наибольшее распространение получили такие формы коррупции, как противоправное совмещение работы в органах власти и управления с должностями в коммерческих структурах, содействие в передаче госсобственности в частные руки на льготных условиях в ущерб экономическим интересам государства, внедрение и продвижение коррумпированных лиц во властные структуры, использование служебного положения в интересах криминальных групп.

В борьбе с организованной преступностью органы ФСБ России взаимодействуют со всеми правоохранительными органами.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности государства принадлежит таможенной службе – одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет, и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В обеспечении экономической безопасности зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенный контроль осуществляется отделами таможенного контроля и таможенными постами в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено создание зон таможенного контроля, под которым понимается территория вдоль таможенной границы, в местах таможенного оформления, в местах нахождения таможенного органа и иных, специально определенных местах, например, таможенные склады, склады временного хранения.

Кодексом также определены таможенные режимы, которые находятся в зоне таможенного контроля, в соответствии с которыми осуществление производственной и коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств через границу таких зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных органов и под их контролем.

К мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего потребительского рынка. На дискриминационные и другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации предусмотрены ответные меры, которые могут выражаться в лицензировании, квотировании, установлении минимальных и максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и др.

В соответствии с Таможенным кодексом в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Таможенную политику непосредственно проводят таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), Региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации, таможенные посты Российской Федерации.

ГТК России – это центр, штаб организации и функционирования всего таможенного дела в России. Он возглавляет систему таможенных органов РФ, направляет, руководит и координирует деятельность и взаимодействие всех таможенных органов, входящих в единую систему таможенных органов Российской Федерации.

Региональные таможенные управления – это следующее, второе в иерархии таможенных органов звено в единой системе таможенных органов РФ. Оно организует и контролирует деятельность нижестоящих органов таможенного контроля – таможен и таможенных постов.

Таможни обеспечивают правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организуют, координируют и контролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля, учета товаров и транспортных средств.

Таможенные посты, входящие в единую систему, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством таможни или под руководством регионального таможенного управления, в случае непосредственного подчинения управлению по вопросам таможенного контроля. Таможенные посты осуществляют контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела.

Сложной и разветвленной является система функций органов таможенной службы. Среди них – участие в разработке таможенной политики и реализации этой политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; обеспечение единства таможенной территории РФ; организация и совершенствование таможенного дела в РФ; подготовка предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфере экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций; организация и применение средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики России и необходимости создания благоприятных условия для участия России в мирохозяйственных связях; разработка мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей; валютный контроль; борьба с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела и др.

Таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах.

В настоящее время значительная доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с нефтью и нефтепродуктами, а также с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов - цветными металлами, лесом и лесоматериалами. Значительное число правонарушений приносят физические лица при перемещении автомобилей, как при въезде, так и при выезде из страны. Традиционно высоки показатели незаконно перемещаемых валютных ценностей и ювелирных изделий. Постоянно растет число задержаний за провоз наркотиков и общее количество задержанных наркотиков. Одной из самых серьезных остается проблема организации эффективной борьбы с незаконным оборотом оружия, «благодатной почвой» для которого являются незатухающие военные конфликты в «горячих точках» и криминогенная обстановка в стране.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время таможенная служба России – один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.

Основной итог деятельности таможенных органов РФ – это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечения экономической безопасности Державы.

Немало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил. Создана единая целостная вертикальная система правоохранительных подразделений, сформирована нормативная база, позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил.

Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. Однако одной из главных особенностей российской таможни является ее державный характер. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности.

Вопросы и задания

1. Какие основные задачи в области обеспечения национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности Российской Федерации?

2. Что означает экономическая безопасность государства? Какие основные компоненты экономической безопасности вы можете назвать?

3. Что является целью, критериями, объектами и субъектами экономической безопасности государства?

4. Что понимается под безопасностью гражданина, предпринимателя, организации, региона?

5. Что относится к внутренним (внешним) угрозам экономической безопасности государства?

6. Какие негативные тенденции, представляющие угрозу безопасности страны, наблюдаются в социальной и научно-технической сферах?

7. С чем связана главная внешняя угроза экономической безопасности государства?

8. Что собой представляет обеспечение экономической безопасности государства?

9. Какие основные задачи во внешнеэкономической (внутриэкономической) деятельности определены Концепцией национальной безопасности Российской Федерации?

10. Что предполагает решение задач в сфере экономической безопасности согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации?

11. Какие министерства и ведомства занимаются «экономическими» вопросами в России?

12. Какие экономические преступления представляют угрозу экономической безопасности государства?

13. Какие государственные органы и по каким направлениям ведут борьбу с экономическими преступлениями?

14. Какие задачи в обеспечении экономической безопасности страны решают органы налоговой полиции, ФСБ, таможенной службы?

ГЛАВА 2

Наши рекомендации