Организация восприятия учащимися учебного материала.
А) Как осуществлялась подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала:
- была ли создана установка на активную работу на уроке? Как?
- осуществлялась ли опора на положительные мотивы учения? Какие приемы использовал учитель для активизации познавательного интереса?
Б) Какие методы учебной работы были использованы учителем (соотношение общего и конкретного, наглядного и абстрактного)?
- как было организовано наблюдение изучаемых предметов, явлений или языковых явлений и т.д.?
- каким образом осуществлялась практическая деятельность учащихся при восприятии и наблюдении фактов?
В) Какие приемы иллюстрации и демонстрации учебного материала использованы на уроке (изображения, символика, наглядность, чтение учебника, объяснение и т.д.):
2. Пути осмысления учащимися учебного материала:
- как был организованпереход от восприятия учебного материала к его осмыслению, пониманию?
- Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация)? Какие приемы и средства обучения использовал для этого учитель?
- Как учатся школьники выделять в учебном материале главное, наиболее существенное, основные идеи, опорные слова, существенные признаки понятий? Обучаются ли школьники умению делать резюме, выводы, обобщения?
- Как учитывались учителем этапы формирования умственных действий (по Гальперину)? Какими этапами самостоятельной умственной деятельности овладели учащиеся?
3. Приемы закрепления и запоминания учебного материала:
- каким образом учитель организовывал работу по закреплению учебного материала?
- Какие методы и приемы были использованы?
Какие виды научения использовал учитель на уроке?
5. Применение знаний на практике:
- имело ли место применение знаний на практике? В чем это выражалось?
- какие приемы использовал учитель для этого (связь с жизнью, создание специальных ситуаций, задания практического содержания и т.п.)?
Приложение 12
Памятка по подготовке и проведению воспитательного мероприятия
Формы проведения внеклассных воспитательных мероприятий: эпизодические и систематические. К эпизодическим принято относить утренники, олимпиады, КВН, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии, тематические праздники и т.п. К систематическим – кружки по предметам, клубы по интересам.
Необходимо:
1. Совместно с учителем выбрать форму проведения внеклассного занятия и уточнить тему (какие разделы программы будут использоваться).
2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи мероприятия.
3. Познакомиться с методической и научно-популярной литературой, подумать какой материал, методы и приемы работы наиболее целесообразно использовать.
4. Подумать над логикой и содержанием подготовительной работы:
- что нужно приготовить к проведению занятия;
- как оформить помещение, в котором будет проходить мероприятие;
- какое оборудование потребуется;
- как заинтересовать и привлечь к добровольному участию всех учеников;
5. Составить подробный конспект мероприятия.
Рекомендации к написанию плана-конспекта воспитательного мероприятия
При составлении плана-конспекта воспитательного мероприятия следует придерживаться определенных требований к содержанию и оформлению.
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
По __________ (предмету) в __________классе _________средней школы № ________
Дата проведения__________
Форма проведения занятия______________
Тема______________________
Задачи: 1.образовательные __________________
2.воспитательные ___________________
3. развивающие_____________________
Оборудование и эскиз оформления места проведения, схема расположения. Подготовка к занятию: сроки, содержание и формы работы, ответственные.
Структура и содержание занятия (по минутам).
Общие выводы.
Список использованной литературы.
Приложение 13
Памятка по организации и проведению воспитательного мероприятия.
Студенту-практиканту следует помнить, что любое воспитательное мероприятие содержит три основных этапа: подготовку, проведение, подведение итогов.
Подготовительный период
Успех мероприятия во многом зависит от качественно проведенной подготовки. Мероприятие начинается с момента его подготовки, т.к. предварительная работа со школьниками часто является наиболее значимой в воспитательном и образовательном смысле.
Суть подготовительного периода заключается, прежде всего, в эмоциональном настрое коллектива.
Все дети должны захотеть участвовать в деле.
Для этого по возможности каждому школьнику необходимо определить поручение, дать задание, определить роль.
Важное место в подготовительном периоде занимает подбор материалов, литературы, подготовка средств, рисунков, плакатов и многого другого.
Даже там, где для подбора материала длительного времени не требуется (посещение выставки, театра, организация экскурсии) педагогу необходимо заранее познакомиться с рецензиями на спектакль, выставку, поговорить с экскурсоводом, подготовить учащихся к восприятию, напомнить о культуре поведения в общественных местах.
Необходимо установить сроки, время проведения мероприятия и строго следовать им, исключая переносы.
2. Проведение мероприятия складывается из следующих составляющих:
1. Оргмомент.
2. Психологический настрой.
3. Содержательная часть.
4. Финальный момент.
5. Домашнее задание.
3. Подведение итоговсводится к анализу деятельности коллектива, оценка действий всех участников, благодарностям и награждению лучших.
Приложение 14