Построение гипотезы исследования

Построение гипотез является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдви-жении гипотезы и последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтвер- ждает гипотезу — и она становится фактом, концепцией, теорией, — либо опровергает, и тогда строится новая ги-потеза и т.д. Гипотеза, по сути дела, является моделью бу-дущего научного знания (возможного научного знания).

Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблю-даемыми явлениями и процессами, либо как предположе- ние о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней производящей их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго — объясни-тельными. В качестве научного предположения гипотеза отличается от произвольной догадки тем, что удовлетво- ряет ряду требований. Выполнение этих требований обра- зует условия состоятельности гипотезы.

Первое условие состоятельности гипотезы. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для ана- лиза которого она выдвигается (то есть для всей предмет- ной области создаваемой теории), по возможности не вхо- дя в противоречия с ранее установленными фактами и на-учными положениями. Однако если объяснение данных явлений на основе непротиворечия известным фактам не удается, выдвигаются гипотезы, вступающие в противоре- чие с ранее доказанными положениями.

Второе условие: принципиальная проверяемость гипо-тезы. Гипотеза есть предположение о некоторой непосред-ственно ненаблюдаемой основе явлений и может быть про-верена лишь путем сопоставления выведенных из нее след-ствий с опытом. Недоступность следствий опытной проверке означает непроверяемость гипотезы.

Третье условие: приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений. Из гипотезы должны вы-водиться не только те явления и процессы, для объяснения которых она специально выдвигается, но и возможно более широкий класс явлений и процессов, непосредственно, ка-залось бы, не связанных с первоначальными.

Четвертое условие: наивозможная принципиальная простота гипотезы. Это не должно пониматься как требо- вание легкости, доступности или простоты. Действитель- ная простота гипотезы заключается в ее способности, исхо- дя из единого основания, объяснить, по возможности, более широкий круг различных явлений, процессов, не прибегая при этом к искусственным построениям и произвольным допущениям, не выдвигая в каждом новом случае все но- вых и новых гипотез.

Соблюдение этих четырех основных условий состоя-тельности гипотезы, естественно, еще не превращает ее в теорию, но при их отсутствии предположение вообще не может притязать на роль научной гипотезы.

Кроме этих основных условий научной состоятельности гипотезы, необходимо отметить еще ряд моментов. В част-ности, гипотеза должна формулироваться исключительно в строгих рамках той предметной области, в которой изу-чается поставленная исследователем проблема. В исследо-ваниях по педагогике, другим гуманитарным и обществен- ным наукам, а также по техническим, естественным наукам в построении гипотезы, а вслед за этим и всего исследова- ния, нередко происходит «сползание» со своей предметной области. В результате работа становится рыхлой, расплыв-чатой; исследователь подчас сам не представляет — чем же он занимается.

Всякую гипотезу можно плодотворно использовать только в том случае, если исследователь, пока не заверше- но исследование, применяет ее точно так же, как и знания, уже принятые в науке, т.е. исходит из нее как из установ-ленной системы знаний. Иначе ученый не сможет строго, последовательно рассуждать, делать конкретные логиче- ские выводы и проверять их эмпирически. Никаким другим способом ему не удастся обнаружить, где именно и в чем выводы из гипотезы не согласуются с уже установленными фактами и мешают поискам новых фактов.

Исследователь должен быть готов не только к выдви-жению новых гипотез, но и готов к выбору и анализу альтер-нативных гипотез — ведь нередко в науке одни и те же явления и процессы получают объяснение при помощи различных гипотез. Критический анализ таких гипотез требует немало времени и сил, связан с решением сложных задач — эмпирических, теоретических, логических. Нали- чие альтернативных гипотез является важной предпосыл- кой прогресса науки, ибо позволяет избегать предвзятости в истолковании и использовании получаемых результатов. Следующая стадия проектирования научно-педагогиче- ского исследования: на основе определенной его цели, кри-териев и построенной гипотезы — конструирование исс-ледования, включающие этапы определения его задач и его планирования.

Наши рекомендации