Хеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально
Созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного про-
Живания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей
Средой понимают определенное пространство, организационно оформ-
Ленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения
Потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духов-
Ном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространс-
Твенной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельнос-
Ти ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих
Проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению
Средствами.
Основные требования
К организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то осо-
бых специальных требований к оснащению развивающей предметно-про-
странственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо
требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
Финансирования, программа может быть реализована с использованием
Оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,
соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространс-
Тва, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга-
низации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
В издательстве «Мозаика-Синтез» готовится специальное пособие, в
Котором помимо принципов организации развивающей предметно-про-
Странственной среды будут приведены подробные перечни материалов и
Оборудования для оснащения помещений (групповых комнат, музыкаль-
Ного и спортивного залов и пр.) и участка детского сада.
Основные принципы
Организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть бе-
Зопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развива-
Ющим. Мебель должна соо тветствовать росту и возрасту детей, игрушки —
Обеспечивать мак симальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насы-
Щенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского
Возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разгра-
Ниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим
Количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
Творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны
Быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби-
Рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс
С учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-
тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
86 87
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать
Как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При
Проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей
Функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В це-
Лом принцип динамичности — статичности касается степени подвижнос-
ти игровых пространств, вариантности предметных условий и характера
Детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и посто-