Отсутствие отрицательной динамики

Состояния здоровья обучающихся

Содержание критерия

Состояние здоровья учеников – ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса. Особенно важно проанализировать статистику заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, то есть несбалансированным сочетанием труда и отдыха школьников, некачественным питанием, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения. К таким могут быть отнесены многие виды заболеваний: простудные, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса; школьная дезадаптация и др.

Измерения и способ подтверждения

При оценке образовательного учреждения по этому критерию целесообразно использовать данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников, которые могут содержаться в аналитической части программы или в информационной справке.

Оценка работы школы по данному критерию может быть сделана экспертами по наличию в программе развития школы целей и разделов, содержащих меры поддержания и улучшения здоровья школьников.

Оценивание

Высокими баллами следует оценивать деятельность Учреждений, имеющих стабильную или положительную динамику показателей здоровья школьников в течение, например, последних 3 лет. Исключением могут являться ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по независящим от школы причинам, например, в результате прибытия большого количества новых учащихся, имеющих проблемы здоровья.

Критерий «позитивное отношение родителей,

выпускников и местного сообщества к учреждению»

Содержание критерия

Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе. Социологические опросы показывают, что оно формируется на основе оценок

- качества обучения (по предметам и ступеням обучения);

- степени подготовленности выпускников школы к поступлению в престижные вузы;

- качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров;

- отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников и комфортности психологического климата в школе;

- уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в школе для здоровья ребенка;

- наличия условий для дополнительного образования;

- организации питания.

В связи с этим и программа развития, и инновационные образовательные программы, и создание института общественных управляющих, и все другие подобные инициативы, затрагивающие интересы родителей и учащихся неминуемо вызовут активную реакцию родителей и общественности – позитивную или негативную. Что же касается выпускников, то их отношение к родной школе в еще большей степени зависит от школьного уклада, от того, насколько востребован был человек не только как ученик, но – главное – как личность.

Положительное отношение к школе и высокая оценка ее работы со стороны родителей пока достаточно редкое явление в системе российского образования. Чаще наблюдается критическое отношение с низким кредитом доверия к качеству работы учителей и их способности оказывать положительное влияние на развитие личности школьников. Наиболее критично и требовательно настроены по отношению к школе родители (матери), имеющие высокий уровень образования, как правило, ученую степень. Наибольшую группу родителей составляют те, кто положительно относится к школе в результате высокой оценки ее работы по какому-то одному или нескольким показателям: например, в начальной школе это может быть отношение учителя к ребенку и безопасные условия пребывания, а в старшей - возможность получить достаточно хорошую подготовку и шансы быть зачисленными в желаемый вуз.

Еще реже встречается поддержка и высокая оценка работы школы со стороны местных сообществ, особенно в условиях среднего и крупного города.

Наши рекомендации