Критерий «сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада»
Содержание критерия
Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса.
Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются также: равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, терпимость, справедливость, плюрализм, уважение истины, гражданское общество, коллектив, долг, честь, ответственность перед коллективом, и школьным сообществом и др.
Измерения и способ подтверждения
О развитии государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении можно судить, прежде всего, по наличию, составу органов общественного управления и переданным им полномочиям.
Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов. Соответственно, целесообразно оценивать:
- наличиеразных органов общественного управления, отражающих интересы каждой из этих групп, а также наличие единого Совета образовательного учреждения.
- наличие управляющего совета;
- наличие попечительского совета;
- наличие и область полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.);
- динамику развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;
- наличие нормативной базы по общественному самоуправлению в школе;
- формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);
- наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;
- наличие раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.
В качестве количественных измерителей данного критерия могут быть использованы показатели численности участия представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления.
Показателем эффективности системы общественно-государственного управления школой могут являться данные о результатах работы органов общественного управления и системы в целом:
- решение реальных проблем образовательного учреждения;
- улучшение материально-технических условий работы школы,
- финансовая и кадровая поддержка учреждения образования;
- количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.
Информация об укладе школьной жизни и характере управления может содержаться в аналитической части программы, в концепции развития школы или в специальном разделе по мерам демократизации системы внутришкольного управления, а также в разделе, описывающем организационную структуру управления реализацией программы развития.
Оценивание
В результате проведения общественной экспертизы должны быть поддержаны школы, активно реализующие демократические принципы управления школой: переходящие к общественно-государственному характеру управления, имеющие децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекающие к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров; имеющие организационную культуру, базирующуюся на демократических ценностях и традициях школьной жизни. Низкие баллы выставляются школам, имеющим централизованную организационную структуру управления и являющимися по существу закрытыми организациями с авторитарным стилем управления и организационной культурой, использующими традиционные технологии обучения, сохраняющие большую властную дистанцию и авторитарный стиль взаимодействия ученика с учителем.