Выбор темы эксперимента и обоснование

Ее актуальности

Всякое исследование начинается с постановки вопроса, на который хотят ответить, и формулирования темы исследования. Без этого нельзя спланировать сам эксперимент. Тема исследования должна быть актуальной для данной школы и, формулируя ее, нужно быть достаточно хорошо информированным о том, какие разработки уже существуют по данной теме. Как отмечают исследователи опытно-экспериментальной работы в школах, нередки случаи, когда берутся за эксперимент, просто не зная, что искомая методика или программа уже разработана и описана. Например, темой эксперимента может быть отработка модели переходной фазы из начальной школы в основную, но, чтобы проведение такого эксперимента было обоснованным, нужно проанализировать уже имеющиеся модели и решить, почему они не подходят или что в них требует модификации. Иначе говоря, выбор темы должен быть обоснован не только тем, что есть проблема, которую нужно решать, но и тем, что существующих разработок недостаточно для ее эффективного решения в имеющихся условиях. Таким образом, определяется противоречие между объективно существующей потребностью в изменениях и возможностями их осуществления в виде готовых новшеств, введение которых могло бы привести к желаемым результатам. Когда такое противоречие зафиксировано, нужно задаться вопросом, а каких затрат потребует проведение эксперимента и может ли школа или учитель их себе позволить?

Постановка проблемы исследования, определение

Его объекта и предмета

Для того, чтобы проводить исследование, нужно сформулировать исследовательскую проблему, определив, какое новое знание нужно получить, чтобы на его основе решать практическую проблему (см. рисунок 16). Этот переход от практической проблемы к исследовательской проблеме очень важен, но его нередко пропускают.

       
 
Практическая проблема: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать.
  Выбор темы эксперимента и обоснование - student2.ru

Рис. 16. Переход от практической проблемы к исследовательской

Если, например, практическая проблема состоит в том, что у значительной части выпускников школы не происходит профессионального самоопределения, то возникает вопрос: какие условия и как нужно создавать, чтобы оно происходило.

При формулировании проблемы полезно определить объект и предмет исследования.

Объект исследования— это та часть педагогической системы школы, в которой находится то, что будет исследоваться. Объектами исследования могут быть учебно-воспитательная деятельность на какой-то ступени школы, педагогический коллектив, санитарно-гигиенические условия в школе, система контроля и оценивания результатов образования и т.п.

Предмет исследования— это сторона, аспект объекта исследования, который подлежит изучению. Если объект исследования – это образовательная деятельность на начальной ступени школы, то предметами изучения могут быть условия, способствующие формированию позитивного отношения к учению, условия эффективности системы контроля и оценки результатов образования, влияние режима дня на утомляемость и здоровье детей, влияние формы организации групповой работы учащихся на эффективность решения учебных задач и др. Предмет исследования зависит от исследовательской проблемы.

 
  Выбор темы эксперимента и обоснование - student2.ru

В приведенном примере предмет не является стороной, аспектом объекта. Объект – школьники, нуждающиеся в дополнительном внимании, предмет – система работы педагогов. Кроме того, и объект (в большой степени) и предмет (в меньшей степени) не соответствуют теме исследования, поскольку организация учебно-воспитательного процесса предполагает не только деятельность педагогов, но и определенные формы деятельности учащихся и их взаимодействие с педагогами.

Наши рекомендации