Как никогда семья должна быть рядом
Многие родители рассчитывают на то, что когда ребенок пойдет в школу, его образованием и воспитанием будет заниматься учитель, а им самим можно будет «уйти в тень» и «пожинать плоды». К сожалению, такие «плоды» могут принести горечь разочарования. Конечно, ваш малыш подрос и стал во многом вполне самостоятельным. Но он по-прежнему нуждается в вашем присутствии, поддержке, помощи, понимании – без этого в учебе не обойтись. Так в первый класс идет не только сам ученик, но и вся его семья. У всех домашних хоть чуть-чуть меняется режим, меняется отношение к ребенку (и его собственное самоотношение), меняются приоритеты. Некоторые стараются этого не замечать, уповая на то, что «мы все учились понемногу». Но они забывают о том, что времена меняются. Сегодняшняя школа очень рассчитывает на помощь и поддержку родителей. Это нужно принять как данность. И постараться не только помогать своему ребенку, но и хоть в чем-то учить его получать радость от познания. Учеба вряд ли заладится, если с утра до вечера вдалбливать первокласснику, что это его долг, обязанность, работа.
Сейчас, как никогда, очень важна благоприятная атмосфера в семье. Душевная близость, моральная гармония с вашим ребенком, взаимопонимание и честные, добрые отношения.
Тест «Благополучны ли ваши отношения с детьми?»
А чтобы узнать на каком уровне ваши отношения с детьми в данный момент, ответьте честно на вопросы теста, поставив за каждый ответ «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл.
1. Ребенок доверяет вам свои секреты?
2. Советуется ли он с вами по своим «важным делам»?
3. Малышу нравится быть в вашей компании?
4. Вы считаете, что ваши отношения с ребенком благополучны?
5. К малышу часто приходят приятели?
6. Вы знакомы со всеми друзьями малыша, которые бывают у вас?
7. Когда вы читаете, малыш интересуется вашим чтивом?
8. Бывает ли, что малыш тащит в дом совсем посторонних детей?
9. Как по вашему, ребенок одинаково любит всех членов семьи?
10. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные сказки?
11. Вы считаете, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?
12. Вы несчастливы, когда, уезжая в командировку не видите ребенка хоть пару дней?
13. Ребенок иногда смотрит вместе с вами взрослые передачи, в которых ничего не понимает, только лишь из компании?
14. Охотно ли вы отправляете малыша на выходные к бабушке и дедушке?
15. Охотно ли ребенок ходит с вами по магазинам за необходимыми покупками?
16. Малыш приносит вам цветы, собранные во дворе?
17. Капризничает ли он, когда вы заставляете его принимать витамины?
18. Старается ли он подражать кому-нибудь из членов семьи?
19. По утрам малыш забирается к вам в Постель?
20. Ребенок дарит вам подарки, сделанные своими руками?
р е з у л ь т а т ы т е с т а
От 26 до 40 баллов
В вашей семье царит полная гармония и взаимопонимание. Отношения с ребенком очень благополучны. Вы – друзья. Не исключено, что для многих посторонних людей подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это не грустно, готовьтесь к тому, что окружающие, видя такой душевный консенсус, начнут учить вас, что вы «неправильно воспитываете свое чадо! Вам надо его шлепать, а не по голове гладить все время!»
От 14 до 25 баллов
Отношения с малышом в целом благополучные. Однако для достижения более тесного духовного консенсуса вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые особо смелые мечты ребенка.
От 1 до 13 баллов
Вам следует подумать, как улучшить отношения с малышом. Благополучие отношения с ребенком зависит только от вас. Ребенок мало, что может изменить сам, если взрослый уделяет ему слишком мало времени.
Будьте вместе со своим маленьким, самым любимым и родным человечком и получайте радость от общения и новых знаний – и тогда все будет впрок. И учеба, и книги, и общение, и …
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Как правильно подготовить ребенка к школе. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.
3. Луговская А., Кравцова М., Шевнина О. Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе/А. Луговская, М.Кравцова, О. Шевнина. – М.: Эксмо, 2006. – 224 с.
4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство Института Психиатрии, 2003. – 319 с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
6. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М.: Сфера, 1999. – 208 с.
7. Фромм Алан, Гордон Томас. Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1997. – 608 с.
Раздел III. Предшкольное образование детей с отклонениями в развитии