Звуковой символизм. Основные исследования по этой проблеме.


Подряд несколько согласных – звуковая какофония. Чередование согласный-гласный – звуковая гармония. Если подряд идет несколько гласных – это тоже нарушение звуковой гармонии.
У звука большие изобразительные возможности. Звуковой символизм – это способность отдельных звуков соотносится с определенным значением, вызывать те или иные ассоциации, обычно эмоциональные. Устойчивые ассоциации: цветовые, величины, нравственно-этические. Например: Р – угроза, М, Л – мягкость, удовлетворенность, нежность. У – уныние, тревога, печаль.
Впервые о звуковом символизме заговорил Платон (5-4 век до н.э.). Идея: вещи есть отражение идей. Звуковая сторона слова отражает его значение. Согласно Платону: Р – выражение движения, порыва, трепета; рвать, крушить. И - “все тонкое, что проходит через вещи”. А – огромный, громадный. Е – выражает нечто вечное. О – нечто округлое.
В России к звуковому символизму первым обратился Ломоносов. Статья “Краткое руководство к красноречию”. Согласно Ломоносову: А - “великолепное, глубины пространства и также страха”. Е, Ю, И, Ять – нежность, ласкательность, плачевность. Я – приятность, увеселение, нежность. О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь, печаль. К, П, Т - “имеют произношение тупое”, изображают действия тупые, ленивые. Р – звонкий и стремительный звук, лучшее представление действий громких, сильных и в том числе великолепных. Ж', З' – нежные и мягкие вещи и действия.
Интерес возрастает к началу 20 века. У символистов: Бальмонт и Белый. Бальмонт: работа “Поэзия и волшебство”. Символика очень богатая! По Бальмонту: А – самый ясный, самый гласный звук, первый основной звук. М – скомканная мучительная мука, самый легко произносимый согласный звук. О – звук восторга и торжествующего пространства, может содержаться в словах, содержащих что-то грустное, печальное: похороны, полночь. У – грузный звук. И – вскрик, тонкий звук. У Бальмонта также есть ассоциация звука с цветом.
Андрей Белый, работа “Глоссолалия” (поэмы о звуках). Для каждого звука много ассоциаций. Ж – тепло-красное, материя пламени: жизнь. Ч – проекция темноты на материю, цвет черный. Н – глубина и вода, цвет зеленый. П – уплотнение чувств.
Звук и цвет
Обращались к этой проблеме наши символисты и Артур Рембо.

.....поэт/звук а и у о э


Рембо Артур черный красный зеленый синий белый
Белый Андрей белый синий черный красно-оранжевый желто-зеленый
Журавлев красный синий желтый белый зеленый
Набоков черно-бурый Светло-палевое, бело-желтый золотистый Цвет миндального молока, коричнево-белый Желтый, оранжеватый или желто-красный

Набоков: Н – коричневато-белый, Х – желтовато-белый, Г – палевое, белый, П – зеленый яркий, З – блестящий сиреневый, сине-красный.
Журавлев: 25 пар характеристик, каждый звук пропущен через них. А: хороший, большой, мужественный, светлый, активный и пр. На основе таблицы Журавлева создана компьютерная программа ВААЛ. Это называется фоносемантический анализ.
Звук и величина
А – большой, И – маленький.
Левицкий провел эксперимент. Взял три прилагательных: большой, громадный, огромный. Второй ряд: маленький, крошечный, крохотный. Сравнил с 23 языками. Итог: в словах, обозначающих маленькое, есть и. Что-то большое – а. Много субъективизма, но все же.
Известно то, что звук точно материален.
К этой идеи обращались и наши стилисты: Тынянов и Томашевский. Искали причину ассоциаций. Сошлись на том, что звуки разные по тональности. Высокая тональность – и, э, с, з, ц, л, н, р. Низкая – а, о, у, г, к, ш, б, в, п. Если в слове много букв высокой тональности – возникает светлая ассоциация (солнце, весна, сирень, истина). Низкая: омут, мука, кровь, оковы. Но Тынянов и Томашевский делили с помощью артикуляции. Легко произносимые, труднопроизносимые. Легко произносимые – все гласные. Трудно: к, ч, ц

20. Звуковая инструментовка текста. Основные приемы звукописи.

Звукоподражание

Звуковой повтор

Аллитерация

Ассонанс

Анафора (словесная и звуковая)

Эпифора

Тавтограмма (все слова на одну букву)

Звуковой стык (Была жара/ Жара плыла)

Палиндром ( А роза упала на лапу Азора)

см. лист с примерами

21. Словообразование как учение о структуре слова и законах их образования. Основные понятия (термины) словообразования.


Термин «словообразование» используется в науке и языке в двух значениях. С одной стороны – это сам процесс образования новых слов, с другой – особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, то есть конкретные единицы структуры слова (корни, префиксы, суффиксы и др.), сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а так же те законы, по которым слова объединяются в словообразовательные типы на основе общности словообразовательного значения. Описание словообразования предполагает прежде всего характеристику тех аффиксов, которые используются для образования новых слов на базе уже существующих.
Основные термины словообразования:


Словообразовательный тип – схема, модель строения производных слов, характеризующихся общностью следующих признаков:

- производящая основа одной и той же части речи;

- один и тот же аффикс;

- должно быть одинаковое словообразовательное значение.

Словообразовательные типы бывают продуктивные (по ним создано и продолжает создаваться очень много слов) и непродуктивные (ну, понятно).


Синтаксические дериваты – одно значение, но разные части речи (например, - «читать» и «чтение»).
Лексические дериваты – когда образуется новое слово.
Модификационные значения – уменьшительно-ласкательная форма, суфф., в которых меняется не значение, а форма – признак, род.
Комплексные словообразовательные единицы – более абстрактные и сложные, нежели словообразовательный тип. Включают в себя слова с одинаковым словообразовательным значением, которое выражено разными аффиксами.

22. Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке.


Морфема – это наименьшая, далее не делимая часть слова, обладающая значением. По характеру выражаемого значения и по функциям в слове морфемы делятся на корневые и служебные.
Корневые морфемы, или корни - обязательная часть слова. Слов без корня в языке не бывает.
Служебные морфемы, или аффиксы – делятся на словообразовательные и формообразующие. В составе производной основы аффиксы представлены префиксами, суффиксами, соединительными морфемами (интерфиксы), постфиксами, а за её пределами – окончаниями (тоже аффикс).
Аффиксы лишены самостоятельных лексических значений, они – носители словообразовательных и грамматических значений только в слове и его формах.
Грамматическое значение выражено аффиксами формообразующими (например, суффикс «л» в глаголах прошедшего времени)
Виды морфем:
Приставкой или префиксом называется служебная морфема, стоящая перед корнем;
Суффикс – это служебная морфема, находящаяся после корня (перед окончанием)
Соединительные морфемы (интерфиксы), это «о» и «е», могу т быть использованы только там, где не менее двух корней – «лес-о-степь», «пыл-е-сос».
В основу слова входят так же постфиксы, хоть они и занимают крайнее место в слове – после окончаний. В русском языке два глагольных постфикса: -ся (-сь) и –те (используется во втором лице, мн. числе, повелительном наклонении – «пой-те», и в первом лице, мн. ч, наст. и будущего времени, употребляемых в знач. повелительного наклонения – «пойдём-те», «споем-те» ). Три постфикса употребляются в неопределённых местоимениях. Это: -то, -либо, -нибудь.
За пределами основы к служебным морфемам относится окончание. Оно выделяется только в изменяемых словах. Обычно аффиксы получают в слове звуковое выражение, но иногда и не получают: тогда мы говорим о нулевых окончаниях. Нулевыми могут быть и суффиксы.

23.Понятие основы. Виды основ. Отличия производящей основы от производной. Словообразовательный и морфемный анализ производных слов.


Для каждой производной (то есть образованной) основы существует производящая. Производящая основа – это та, от которой образуется другое слово. Производящие основы бывают двух типов: непроизводные (корневые) и производные (членимые). Слова считаются производными только в том случае, если для них в языке есть соответствующая по значению и форме производящая основа. Если такой основы слово не имеет, его рассматривают как нечленимое, корневое.
Отличия производящей основы от производной:
1. производящая, как правило, проще по значению и по форме.
2. производящими в парах, называющих лиц мужского и женского пола, признаются существительные мужского рода; сущ. Женского рода рассматриваются как их производные.
3. в парах типа «эвакуировать-эвакуация», «синий-синь» и проч. Производящими признаются глаголы и прилагательные.
4. производящая основа может включаться в производную как целиком, так и в усечённом виде: зажига-ть\зажига-лк-а; чита-ть\чита-лк-а, но фильтр-ова-ть\фильтр-ат.
5. сложные слова имеют две и более производящих основ. В роли производящих основ могут быть использованы и словосочетания (аскорбиновая кислота – аскорбинка).
6. Производящей основой обычно считается основа нейтральная, если с ней соотносится стилистически окрашенная основа.
7. одно и то же слово способно соотносится в ряде случаев с двумя производящими основами.

Для лучшего понимания строения слова его подвергают анализу. Принято различать два вида анализа с точки зрения его строения: морфемный и словообразовательный, которые различаются по своим целям и результатам.
Морфемный анализ (разбор слова по составу) предполагает установление морфемного состава конкретного слова на уровне современного русского языка, т.е. с привлечением фактов языка активного употребления. При морфемном анализе ставится цель – установить все морфемы слова и определить их значение. Разбор слова по составу начинается с установления его точного значения и принадлежности к части речи. Потом выявляют, изменяется слово или нет. Это первый этап морфемного анализа. Второй этап – характеристика морфем производного слова. Итак, морфемный анализ слова – это первый этап, простейшая характеристика строения слова. Он должен быть закончен
Словообразовательным анализом, который ставит своей целью установить от какой производящей основы, с помощью каких словообразовательных средств образовано данное слово. Словообразовательному анализу подвергаются только производные основы.

24. Исторические изменения в составе слова.

Изменения в словарном составе языка, изменения в значении слов приводят к изменениям в членимости слов.
Опрощение.
Исторический процесс, приводящий к потере словом членимости, называется опрощением. Это понятие введено В.А. Богородицким. Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение. Так, например, возникли новые непроизводные слова убить, забыть (эти глаголы не могут быть семантически истолкованы через бить, быть).
Таково существительное "вкус" (исторически связанное с глаголом «кусать»), ср. его производные: вкусовой, вкусовщина, превкусный, вкуснятина.
Изменение значения слова и утрата семантических связей с производящим – основная причина опрощения. Наиболее часто упрощению подвергаются конкретные существительные с фразеологической семантикой типа: лапоть, ломать, белка, крыло, копыто (связь со словами лапа, ломать, белый, крыть, копать утрачена).

Переразложение.
Другой исторический процесс изменения состава слова – переразложение: перемещение границ в составе слова. Процесс открыт Бодуэном де Куртенэ в конце 19 века. Он открыл закон «сокращения основ в пользу окончаний», который состоит в том, что в процессе исторического развития конечные гласные основы («тематические гласные») отошли к падежным окончаниям, т.е. граница между морфемами основы и окончания стала проходить в ином месте.
Большая повторяемость окончаний привела к тому, что часть основы переходила к окончанию (слева направо).
Переразложение может происходить не только между основой и окончанием, но и между другими частями слова. И в этих случаях направление процесса обычно тоже шло слева направо. Таково переразложение между основой и суффиксом, в результате чего формируются новые производные суффиксы, которые иногда называются составными или сложными. На базе производных существительных со значением лица, при помощи суф. –ик- от основ прилагательных с суф-ом –н- (напр. Умн-ый человек – умни-ик, глазн-ой врач – глазн-ик), отрезок –ник- стал восприниматься как целостный суффикс.

25. Морфонологические особенности русского словообразования.
Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование фонологических средств в словоизменении и словообразовании. Задача морфонологии – установить: а) фонемный состав морфем разных видов; б) правила соединения морфем в слове, т.е. условия взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении; в) порядок следования морфем.
При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского яза на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:


1) чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливается к началу другого);
2) интерфиксация – между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс.
3) Наложение (или интерференция) морфов – конец одного морфа объединяется с началом другого;
4) Усечение производящей основы – конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово.

Наши рекомендации