III. Порядок принятия решения по итогам прохождения испытания

11. По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв (приложение N 2 к Инструкции), в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.

С указанной характеристикой гражданин должен быть ознакомлен не менее чем за три дня до рассмотрения отзыва аттестационной комиссией таможенного органа.

Должностные лица таможенного органа: заместитель начальника таможенного органа, курирующий структурное подразделение, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения собственной безопасности и психолог отражают в листе отзыва свои замечания и предложения.

12. Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией не позднее чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания.

13. Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости начальника структурного подразделения и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.

14. Заключение аттестационной комиссии оформляется протоколом и отражается в отзыве о прохождении испытания. Председатель аттестационной комиссии представляет заключение аттестационной комиссии начальнику таможенного органа в день проведения заседания аттестационной комиссии.

15. После утверждения начальником таможенного органа заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином в соответствии с установленным порядком заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа. Одновременно кадровым подразделением таможенного органа оформляется представление к присвоению гражданину первого специального звания в соответствии с установленным порядком.

16. Решение начальника таможенного органа об увольнении гражданина при неудовлетворительном результате испытания оформляется в письменном виде с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание, и доводится до сведения гражданина под подпись не позднее чем за три дня до истечения срока испытания.

После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.

17. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах в соответствии с установленным порядком.

3. Приказ Федеральной таможенной службы от 18 сентября 2006 г. N 892 "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации"

Типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации (далее - Типовые правила) определяют для сотрудников таможенных органов продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства (сменности) при организации дежурств (сменной работы), порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.

2. Основные вопросы прохождения службы (порядок приема на службу и увольнения со службы, права и обязанности сотрудников, поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые в отношении сотрудников и др.) регламентируются законодательством Российской Федерации о службе в таможенных органах и в связи с этим не требуют какого-либо дополнительного уточнения в Типовых правилах.

3. Правила внутреннего распорядка конкретного таможенного органа разрабатываются на основе Типовых правил с учетом мнения выборного профсоюзного органа (если он создан в таможенном органе) и утверждаются начальником таможенного органа.

II. Продолжительность служебного времени

4. Нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю.

Правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа для сотрудников может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также начало и окончание служебного времени.

5. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов.

При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 5 часов.

В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час, как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе.

6. В порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации, для конкретного сотрудника может устанавливаться неполное служебное время.

7. Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных и (или) опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Время предоставляемого перерыва для отдыха и питания и его продолжительность определяются в правилах внутреннего распорядка таможенного органа с учетом специфики деятельности подразделений конкретного таможенного органа. Как правило, указанный перерыв устанавливается через четыре часа после начала служебного времени. Продолжительность такого перерыва должна быть не более двух часов и не менее 30 минут, при этом в служебное время этот перерыв не включается.

Если по условиям службы перерыв для отдыха и питания установить нельзя, то сотрудникам таможенного органа должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение служебного времени. Перечень таких должностей утверждается правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа.

Иные перерывы служебного времени устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяется правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа и графиками дежурства (сменности).

График дежурства (сменности) составляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа (если он создан в таможенном органе) и после утверждения начальником таможенного органа доводится до сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие.

Запрещается оставлять место дежурства до прихода сменяющего сотрудника. В случае неявки сменяющего, сотрудник докладывает об этом соответствующему начальнику, который должен незамедлительно принять меры по замене сотрудника, окончившего дежурство (смену).

Запрещается работа в течение двух смен подряд.

Компенсация сотрудникам таможенного органа, исполнявшим должностные обязанности по независящим от них обстоятельствам сверх времени, установленного графиком дежурства (сменности), осуществляется согласно пункту 10 Типовых правил.

III. Порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени

10. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа.

Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.

IV. Порядок учета служебного времени

11. Начальник таможенного органа обязан организовать учет служебного времени подчиненных сотрудников, в том числе сверхурочного времени, фактически отработанного каждым сотрудником.

Сотрудник таможенного органа обязан докладывать о прибытии на службу непосредственному начальнику (лицу, его замещающему), а при убытии в командировку, срок которой не превышает ежедневного служебного времени, или в случаях длительного отсутствия - отмечать время убытия в журнале учета командировок и иных случаев длительного отсутствия сотрудников в течение ежедневного служебного времени.

По решению начальника таможенного органа журнал учета командировок и иных случаев длительного отсутствия сотрудников в течение ежедневного служебного времени ведется либо в каждом структурном подразделении таможенного органа, либо один на весь таможенный орган.

V. Заключительные положения

12. Правила внутреннего распорядка должны быть доведены до сведения всех сотрудников таможенного органа под подпись.

Правила внутреннего распорядка вывешиваются в каждом таможенном органе на видном месте.

13. Нарушение правил внутреннего распорядка сотрудниками таможенных органов является нарушением служебной дисциплины и влечет за собой применение в отношении виновных лиц мер дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством о службе в таможенных органах Российской Федерации.

Тема 8. Таможенное образование

План:

1. Профессиональная подготовка

2. Вузы, осуществляющие подготовку по специальности «Таможенное дело»

3. Содержание образования по специальности «Таможенное дело»

1. Профессиональная подготовка

1. Понятие и виды профессиональной подготовки специалистов таможенного дела. Содержание и эффективность всех видов образования, доступ к нему всегда привлекали внимание общества. В последние годы в новых условиях эти проблемы обострились. С одной стороны, резко расширился доступ к различным видам и формам образования. Это хорошо, поскольку выравнивает возможности граждан и делает более справедливой конкуренцию на рынке труда. С другой - возникла опасность получения некачественного образования в сфере таможенного дела, не дающего должной подготовки к труду таможенника и даже в лучших случаях ориентированного на уже устаревшие задачи.

Под профессиональной подготовкой таможенников в данном случае понимается получение высшего образования по специальности «Таможенное дело» в том смысле, какой дан в Преамбуле Закона РФ «Об образовании», где сказано: «Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом».

По своему характеру и содержанию профессиональная подготовка таможенника между тем должна отражать потребности в его профессиональной деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать специалистами таможенного дела получали именно те знания и навыки, которые необходимы для осуществления профессиональных обязанностей.

Желающий стать таможенником должен заботиться о том, чтобы получить такую подготовку, которая позволит ему найти интересную, полезную и хорошо оплачиваемую работу и выполнять ее надлежащим образом, получая при этом необходимое одобрение.

Поэтому будущий таможенник вынужден силой обстоятельств:

- во-первых, выбрать наиболее подходящий и доступный путь получения образования;

- во-вторых, осознать необходимость действительного и эффективного использования его возможностей.

2. Виды профессиональной подготовки таможенников. Сейчас они весьма разнообразны и требуют подробного описания. Традиционными видами являются:

1) высшее профессиональное образование по специальности «таможенное дело»;

3) подготовка в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре.

Готовить таможенников в России имеют право только учебные заведения, получившие для этого необходимые виды разрешений: государственную лицензию и государственную аккредитацию, что позволяет, во-первых, обучать студентов в соответствии с государственными стандартами, и во-вторых, выдавать пользующиеся признанием дипломы о получении высшего образования (ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

Сейчас в некоторых вузах ведется подготовка так называемых бакалавров со сроком обучения 4 года и магистров с последующим продолжением образования в течение 2 лет. Ряд вузов уже перешел на такую систему, ориентируясь на определенные международные соглашения, обозначаемые как Болонский процесс. В результате возникает необходимость оценки правового значения получаемого образования.

Однако в России по целому ряду научных специальностей сохранилась подготовка специалистов. В том числе подготовка специалистов таможенного дела.

3. Образовательный ценз. В России и на территории СНГ право именоваться специалистами таможенного дела по образованию имеют люди, получившие высшее профессиональное образование как в общегражданских государственных и коммерческих учебных заведениях, так и в учебных заведениях ведомственной принадлежности. К первым относятся университеты, академии, институты. Ко вторым – ведомственная Российская таможенная академия.

При этом специалистом таможенного дела по образованию можно стать и получив второе профессиональное образование. Врач, получающий диплом учебного заведения, осуществляющего подготовку по специальности «Таможенное дело» вправе считать себя таможенником.

Таможенник по образованию в России рассматривается как специалист, получивший полный набор профессиональных знаний. Многие высшие учебные заведения планируют подготовку таможенников разных специализаций. Среди традиционных выделяют: Таможенные платежи и валютный контроль; Товароведение и таможенная экспертиза; Таможенная логистика.

Таможенник по должности, как правило, должен быть и специалистом таможенного дела по образованию, т.е. иметь соответствующий диплом. На практике, однако, многие должности, требующие специального профессионального образования, занимают лица, не являющиеся ими по образованию. Именно их иногда именуют таможенниками по должности. Положение таможенника без диплома шаткое, временное. Большое количество мест, занятых людьми, не имеющими высшего профессионального таможенного образования, указывает на перспективы, которые открываются перед специалистами после получения такого образования. По мере подготовки кадров соответствующие должности переходят исключительно в руки специалистов таможенного дела.

4. Право на профессиональную работу. В настоящее время в России только некоторые учебные заведения, а это, как правило, специальные ведомственные заведения, обеспечивают распределение на работу лиц, получивших высшее образование. В остальных случаях молодые специалисты сами подыскивают себе работу. В этом, разумеется, состоит одна из трудностей профессии. Но в этом же проявляется возможность выбрать себе дело по душе.

Сейчас дискутируется вопрос о включении специальности «Таможенное дело» в число специальностей и направлений подготовки «Юридические науки». В случае, если это произойдет, профессии или должности, занимать которые раньше были вправе только юристы с высшим юридическим образованием смогут занимать и выпускники – специалисты по специальности «Таможенное дело». Повторим их: судьи, адвокаты, прокуроры и следователи прокуратуры (ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), нотариусы, аудиторы. В соответствии с действующим законодательством лица, не являющиеся юристами по полному высшему образованию, на занятие этих должностей претендовать не могут. К профессиям или должностям, которые юристы имеют преимущественное право занимать, относятся следователи органов внутренних дел, работники дознания, юристы на предприятиях и фирмах.

5. Ограничения прав на профессиональную работу. Специалист таможенного дела не может быть ограничен в праве на профессиональную работу по национальным, политическим или иным соображениям. Но в ряде случаев препятствием может быть наличие судимости и некоторые иные негативные обстоятельства прошлого поведения для занятия должностей в таможенном органе, органах внутренних дел, кредитных организациях и в высших учебных заведениях. Такой подход не ущемляет конституционные права, ибо профессия требует доверия к нему со стороны граждан.

6. Основные элементы профессионального образования. Наиболее основательное, развернутое, полное, можно сказать, традиционное эталонное образование студент получает на очной форме обучения в течение 5 лет, когда оно подтверждается выдачей диплома как специалисту таможенного дела.

В целом содержание образования определяется:

а) федеральными государственными стандартами профессионального образования;

б) общим уровнем образования в вузе, т.е. составом преподавателей, доцентов, профессоров, требовательностью к организации учебного процесса со стороны администрации, наличием библиотек, баз данных, оргтехники;

в) правами самих студентов, которые в соответствии со ст. 16 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вправе участвовать в формировании содержания своего образования, т. е. участвовать в выборе специальных дисциплин при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

В ходе обучения студент имеет возможность получить такую систему знаний и навыков, которая соответствует потребности работ, отдельного работодателя либо, что бывает чаще, позволяет на практике быстро адаптироваться к существующим условиям и требованиям. В самом общем виде можно сказать, что студент получает знания:

а) общеразвивающие и ориентирующие в экономике, политике, социальных отношениях;

б) позволяющие понимать и практически применять предписания различных нормативно-правовых документов;

в) отражающие особенности работы по отдельным направлениям таможенного дела.

Особенности содержания высшего профессионального образования могут быть актуальны для меняющих профессию, т.е. рассчитывающих на краткие сроки обучения (два года), и для поступающих на очно-заочные, вечерние, заочные формы обучения или для использующих экстернат, стремящихся быстрее начать работать.

7. Профессиональные возможности. Они определяются:

а) перечнем работ, которые традиционно выполняет специалист таможенного дела, уже доказав свою профессиональную пригодность;

б) реальным состоянием трудового рынка, т.е. потребностью в специалистах таможенного дела.

Значительное число специалистов таможенного дела занимаются политикой, научной и преподавательской деятельностью.

Наиболее часто специалисты таможенного дела по образованию работают в таких сферах деятельности, как международная торговля, посреднические и логистические услуги, аутсорсинг, банковское и страховое дело, товароведческая экспертиза, управление юридическими лицами, т.е. акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, государственная администрация.

Выпускники различных учебных заведений при надлежащем усердии способны добиться профессиональных успехов. Однако профессиональные возможности определяются сочетанием объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы - это:

а) уровень преподавательского коллектива;

б) технологии преподавания;

в) возможность получения смежных знаний в данном вузе (логистика, экономика, менеджмент, языки и т.д.);

г) условия участия в научной и деловой жизни вуза, включая возможность необходимых контактов;

д) доступ к информации (Интернет, библиотеки и т.д.).

Субъективные факторы, повторим, - это работа студента, его усердие и мотивация.

Сейчас довольно основательно расширились возможности специалиста таможенного дела найти интересную работу в различных сферах деятельности. Новые виды работ возникают в складской логистике, посреднических услугах таможенного оформления, таможенных экспертизах. При этом речь идет не просто о расширении числа рабочих мест, но о том, что перечень должностей, работ, для которых нужны знания, становится все шире.

Человек, выбирающий профессию таможенника, должен понимать, что содержание и характер требуемых знаний будут меняться в зависимости от направления развития экономики и социальной структуры. Знания, необходимые для службы в таможенном органе, относительно стабильны. Знания в экономике будут зависеть от хода рыночных преобразований и подъема рынка производства товаров и услуг.

Лиц, избирающих профессию таможенника, должны интересовать именно перспективы на срок больше 4-5 лет. Ведь нынешние абитуриенты выйдут на рынок труда лишь через несколько лет, и им нужно знать не столько то, что происходит сейчас, сколько то, что будет потом.

На момент выхода нынешних абитуриентов на рынок перспективы трудоустройства будут, как и сейчас, неодинаковыми для группы выпускников, идущих в государственные структуры, и выпускников, желающих работать в негосударственных, коммерческих структурах.

8. Трудности профессии. Они вряд ли способны напугать человека, стремящегося получить эту профессию. Но все-таки можно, во-первых, подумать, стоит ли тратить время на получение такой профессии, а во-вторых, в возможных пределах подготовить себя к будущему.

Одна группа трудностей связана с ограничением в будущем поведения довольно жесткими рамками. Разумеется, среди таможенников встречаются разные люди. Однако, так или иначе им приходится быть более или менее осторожными в выборе знакомств, ибо тесная дружба таможенника и работающего в рискованном бизнесе человека вызывает вопросы.

Таможеннику приходится больше, чем другому, сдерживать себя. Например, задержанный милицией «крепко выпивший» сотрудник таможенного органа в отличие от простого инженера обычно на этом заканчивает свою карьеру. Материальное положение таможенника привлекает внимание журналистов гораздо больше, чем доходы профессора математики.

Другая группа трудностей связана с ответственным характером работы.

Таможенник на государственной службе, постоянно принимает ответственные решения. Он отвечает - и довольно строго - за ошибки, упущения, просмотры, в сущности за любые погрешности, даже возникшие из-за его неосторожности, а порой и без всякой вины. Это нервирует сотрудников таможни, особенно молодых, многих изнашивает раньше времени, заставляет менять работу.

В экономике работа специалиста по таможенному делу когда-то была более или менее спокойной. Однако в настоящее время она также связана с высокой ответственностью. Неправильный совет может принести огромный ущерб фирме и не меньший - репутации самого специалиста. Разумеется, риск ответственности зависит от характера принимаемых решений, их масштабности. Восприятие риска, умение его переносить зависит от личных качеств: есть спокойные люди, берущие на себя ответственность; есть люди, которые вообще слабо реагируют на собственные решения, не переживают их. Но в целом работу таможенника спокойной назвать нельзя.

Третья группа трудностей связана с напряженностью работы, отсутствием нормированного рабочего дня и даже рабочей недели. Таможенники часто вынуждены работать по вечерам, и в выходные дни. Во время рабочего дня могут поступать самые различные задания, требующие немедленного решения.

9. О привлекательности профессии. Разумеется, не случайно многие люди стремятся получить специальность «Таможенное дело». Было бы лицемерием ограничиться указанием на трудности этой профессии. В действительности она несет с собой и для самого специалиста много хорошего, хотя оценка плохого и хорошего неодинакова у разных людей.

Профессия таможенника связана, прежде всего, с возможностью позитивно влиять на происходящее. Привлекательность профессии состоит в ее определенной самостоятельности. Таможенники подчинены своему руководству. Но все же они принимают решения в соответствии с законом, а толкование закона предполагает самостоятельность. Чем лучше соображает таможенник, чем больше знает, чем он смелее и настойчивее, тем точнее будут его решения и тем самым выше репутация.

Именно эти широкие возможности использования своего интеллекта, характера порождают удовлетворенность своей работой. Таможенник вырабатывает собственный стиль, мастерство, и большинству профессионалов это доставляет удовольствие.

Многие таможенники в итоге пользуются большим уважением в обществе. Престиж таможенника обычно высок, и предполагается, что таможенники-профессионалы обладают различными организационными и интеллектуальными возможностями.

Привлекательная черта профессии таможенника (во всяком случае, для многих людей) - то, что она предоставляет широкие возможности для постоянного расширения своих знаний и эрудиции. Таможенник профессионально общается со многими людьми, хотя иногда ему приходится соблюдать определенную осторожность при таком общении, и уже поэтому его жизнь становится интеллектуально насыщенной, интересной. Наконец, немаловажно и то, что профессия таможенника, редко позволяя зарабатывать очень крупные деньги, все-таки способна материально обеспечить специалиста и его семью.

2. Вузы, осуществляющие подготовку по специальности

«Таможенное дело»

1. Состояние проблемы. В последние годы (конец XX - начало XXI вв.) все больше внимания уделяется нормативно-правовому регулированию профессионального образования, включая подготовку специалистов таможенного дела. Это относится к доступу в учебные заведения, использованию результатов единого государственного экзамена, процедуре сдачи экзаменов и принятию решений о зачислении, условиям обучения, включая материальную базу, образовательным стандартам, обязанностям обучающих и обучаемых, оплате за обучение и материальному обеспечению обучаемых, ответственности студентов и учебных заведений. Указанные проблемы на нормативно-правовом уровне решаются в рамках образовательной системы и на местах - усилиями отдельных вузов. При всех сложностях сейчас можно утверждать, что во всяком случае права студентов на получение образования, соответствующего государственным стандартам, защищены достаточно жестко.

2. Виды нормативных актов, в которых содержатся предписания о вузах, осуществляющих подготовку специалистов таможенного дела. Их число достаточно велико.

Конституция РФ является законом прямого действия, т.е. непосредственно на нее можно ссылаться, выясняя и отстаивая свои права, решая различные проблемы, требующие обращения к закону. Статья 43 Конституции РФ предусматривает, в частности, в п. 3: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии», а в п. 5: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Эти предписания порождают право граждан России, имеющих соответствующее образование, претендовать на допуск в государственные и муниципальные вузы, по результатам которого обеспечивается получение бесплатного образования. Соответственно упомянутые вузы обязаны обеспечить распространение информации об объявлении конкурса, его условиях, времени и месте сдачи вступительных экзаменов. Государственные и муниципальные вузы, финансируемые налогоплательщиками, обязаны предоставить равенство шансов в процессе проведения конкурсов и соблюсти определенную прозрачность своей деятельности, связанной с проведением конкурса и принятием решений о зачислении или незачислении в вуз.

Конституционные предписания также устанавливают единство высшего образования в России, поскольку оно определяется федеральными государственными образовательными стандартами, должно соответствовать этим стандартам. Обучающийся в вузе вправе претендовать на соответствующий уровень образования, в частности на то, чтобы вуз обеспечил преподавание всех дисциплин, предусмотренных стандартами, а в рамках дисциплин изложение материала, предусмотренного стандартами.

Закон РФ «Об образовании» развивает и конкретизирует положения Конституции РФ применительно к высшему образованию, в частности регламентируются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Этот Закон распространяется на государственные, муниципальные и частные вузы, независимо от того, ведут ли они платное или бесплатное обучение. Иные законы о высшем образовании должны приниматься в соответствии со ст. 3 Конституции РФ.

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» осуществляет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования, устанавливая, что государственная политика в этой области основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании» и на принципах, им регламентируемых. В этом Законе устанавливается крайне важное положение о содержании автономии высшего учебного заведения и об академических свободах, регулируется система высшего и послевузовского профессионального образования, в частности государственные стандарты и программы, ступени, сроки и формы получения высшего образования, документы о высшем образовании, положение вуза, его структура, а также решаются многие другие вопросы.

Нормативные акты федеральных государственных органов по вопросам управления образованием и контроля за ним. Например, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования был утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г.; постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. также утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Все нормативные акты органов исполнительной власти должны соответствовать Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании» и иным законам, регулирующим отношения в области образования, поскольку законы обладают высшей юридической силой.

3. Практическое использование правовых нормативных актов о высшем образовании. Законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к высшему образованию, являются реально действующими и способны обеспечить широко понимаемые права абитуриента, студента, преподавателя, защитить интересы государства.

Реализация содержащихся в них правовых предписаний требует:

а) уяснения содержания массива нормативных-правовых актов;

б) установления того, как регламентируется то или иное право, которое основательно или неосновательно считается нарушенным;

в) обращения к компетентному должностному лицу или органу для решения соответствующего вопроса.

Массив нормативных правовых актов, относящихся к профессиональному образованию, очень велик. Поэтому дадим перечень вопросов, на которые можно и нужно искать разъяснения.

Содержащиеся в актах предписания - это:

- правовое положение вузов, их права и обязанности перед государством в лице управленческих и контролирующих органов, перед лицами, желающими получить высшее профессиональное образование, т.е. перед абитуриентами и их законными представителями;

- порядок, правила и условия поступления в вузы и получения соответствующего образования;

- порядок осуществления управления системой образования;

- гарантии реализации права граждан на доступ к высшему профессиональному образованию;

- экономические отношения между обучающимся и вузом;

- ответственность вузов за качество и результаты образования и т.д.

Во всяком случае можно посоветовать прежде всего особо тщательно уяснить свои права и обязанности по отношению к вузу, равно как и права и обязанности вуза по отношению к поступающему лицу и студенту. Многие права поступающего и студента могут быть защищены, при этом не только в административном порядке или путем переговоров с работниками вузов, но и в суде, если речь идет о незаконных действиях должностных лиц, ущемляющих права граждан, либо об имущественных отношениях между вузом и физическими лицами. Практика рассмотрения судами дел такого рода уже имеется. Права и обязанности можно конкретизировать применительно к поступлению в вуз, процессу получения образования, получению диплома и права на работу на должностях, требующих высшего образования.

4. Правовые отношения при поступлении в вуз. В процессе поступления в вуз между вузом и абитуриентом устанавливаются правовые отношения, порождающие права и обязанности, определенные законом. Эти отношения различаются в зависимости от правового положения вуза, т.е. от того, является ли он государственным или негосударственным, от платности или бесплатности образования и некоторых других особенностей. Но во всяком случае в правоотношениях участвуют: государство (государственные органы), абитуриент (студент), вуз.

5. Общие гарантии при поступлении. В соответствии с п. 3 ст. 43 Конституции РФ п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены «ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости», которые могут быть установлены только законом. По остальным признакам ограничения прав на профессиональное образование не допускаются.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» условия конкурса (там, где он проводится) должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных.

Сам абитуриент, строя расчеты на будущее, должен учитывать ограничения по признакам здоровья, наличия судимости и некоторым другим, которые могут быть установлены законами, регламентирующими требования к личности сотрудника таможенного органа, претендующего на определенную должность. Такого рода ограничения являются вполне законными.

6. Государственные вузы. Общий порядок поступления в любой вуз. Как правило, - это конкурсные экзамены, по результатам которых государственные вузы, за исключением предусмотренных законом случаев, принимают решение о зачислении абитуриента. Не урегулированная Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» процедура приема граждан в высшие учебные заведения определяется учредителями этих заведений (п. 1 ст. 11).

Этим определяются права и обязанности как абитуриента, так и вуза.

Абитуриент имее<

Наши рекомендации