К Временному порядку проведения экспертизы
Настольных, компьютерных и иных игр, игрушек
И игровых сооружений для детей
Журнал регистрации заявлений на проведение социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей и выданных заключений
№ п/п | Дата поступления заявления | Заявитель | Наименование образца (макета, модели) игрушки | Дата и регистрацион- ный № заключения | Ф. И. О., подпись получателя заключения, дата получения |
Приложение 4
К Временному порядку проведения экспертизы
Настольных, компьютерных и иных игр, игрушек
И игровых сооружений для детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ от «____»____________200____г. Регистрационный номер _______________________________________________________ ____________________________________________________________ (наименование организации, выдавшей заключение) Заключение выдано ____________________________________________________________ (наименование и юридический адрес организации, получившей заключение) ________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение) Заключение удостоверяет, что ________________________________________________________________________________________________________________________ (название игрушки, ее разработчик и изготовитель, возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения) (не) соответствует социально-психолого-педагогическим критериям. Срок действия заключения ____________________________________________________________ М. П. подпись ________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф. И. О.) Срок действия заключения продлен до «___»___________________200____г. М. П. подпись ________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф. И. О.) |
Приложение 5
к Временному порядку проведения экспертизы
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек
и игровых сооружений для детей
Сведения о выданных заключениях
о соответствии образца (макета, модели) игрушки
социально-психолого-педагогическим критериям
за __________ год
№ п/п | Дата и регистрационный № заключения | Название образца (макета, модели) игрушки | Заявитель | Срок действия заключения | Область применения | Примечание |
Рекомендации Российско-Фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка»
(Приложение к письму Минобразования РФ
от 6 апреля 2001г. № 29/1495-6)
1. Введение
Российско-Фламандская научно-практическая конференция по проблемам психолого-педагогического, медико-социального сопровождения объединила педагогов, психологов, специальных и социальных педагогов, возрастных физиологов, валеологов, медицинских работников, специалистов высшей школы, системы повышения квалификации и управления образованием — представителей активно развивающейся в стране системы комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Именно поэтому главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения; взаимодействия направленного на конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка.
2. Сопровождение развития ребенка
в образовательном пространстве
В последние годы в российской системе образования при поддержке международного образовательного сообщества сложилась новая профессиональная общность специалистов, которых отличает особая культура помощи ребенку в условиях образовательного процесса. Можно назвать несколько отличительных признаков этой культуры.
Необходимо отметить значимость комплексного, интегративного подхода к оказанию помощи детям, имеющим проблемы в развитии. Только совместная работа (в условиях «одной команды») психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, физиологов, медицинских и юридических специалистов может дать реальный результат.
Для современной системы сопровождения характерны несколько основополагающих организационных принципов:
— комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
— равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
— гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
— специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права.
Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка это не значит — решать проблемы за детей, это означает — вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций.
Любая проблемная ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками — им самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением; поэтому задача специалиста по сопровождению состоит в организации усилий всех заинтересованных лиц по гармонизации положения дел. Очевидно, что противоборство любого из них многократно усиливает действие факторов риска.
Специалист системы сопровождения призван быть квалифицированным диагностом как в отношении ребенка, так и среды его развития. Эффективное сопровождение возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в действенные, поддерживающие и корректирующие программы. В процессе реализации названных программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь ребенку в совершении этих первых усилий — непосредственная задача сопровождения.
Основа любой технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы сопровождения характерно стремление участвовать в процессах социально-педагогических преобразований.
Сегодня можно констатировать необходимость существенного улучшения информационного обеспечения системы сопровождения. Ограниченность информации, ее недоступность специалисту и клиенту, дублирование в деятельности различных социальных служб, отсутствие прочных механизмов взаимосвязи, развитие конкуренции вместо сотрудничества становится тормозом в развитии как самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку.
Решение многих проблем детей связано с правовым аспектом, вне учета которого деятельность специалистов по сопровождению практически невозможна, однако круг специалистов по ювенальному делопроизводству на сегодняшний день неоправданно узок.
3. Службы сопровождения и сферы их деятельности
Комплексное сопровождение развития обучающихся, воспитанников в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными центрами (ППМС-центрами) и службами, создаваемыми как в структуре образовательных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности).
В качестве специалистов «первой линии» сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении выступают — классные руководители, отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей.
Эффективность сопровождения находится в прямой зависимости от качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопедических пунктов и др.
Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами центров сопровождения.
ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими центрами и другими образовательными учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
ППМС-центры работают в области пяти основных групп проблем:
— укрепления здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;
— преодоления затруднений в учебе;
— выбора образовательного и профессионального пути;
— решения социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;
— досуговой самореализации.
Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.
Сферой особого внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено действием множественных факторов риска.
Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.
4. Основные тенденции развития служб
сопровождения в системе образования
Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач деятельности органов управления образованием, попечительских советов.
Действенное сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором неблагополучия, обусловливающим значимость разработки в системе сопровождения адресных программ обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Система сопровождения возникла как составная часть общей системы образования, призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном процессе, в частности, на разработку и реализацию эффективных образовательных программ как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных), а также в учреждениях начального профессионального и дополнительного образования.
В настоящее время в российской системе образования развиваются тенденции к интеграции общего и специального образования, к становлению государственной системы ранней диагностики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций становится важнейшей задачей системы сопровождения.
В практике работы ППМС-служб можно выделить два основных вида программ сопровождения:
— системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению возникновения или решению проблемы в образовательном учреждении или образовательной системе в целом;
— индивидуально-ориентированные, направленные на помощь в решении проблем развития конкретного ребенка.
Развивая оба вида сопровождения, ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении которых необходимо разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы. Важным показателем качества работы ППМС-служб выступает их востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. С другой стороны, более эффективной следует считать ту программу сопровождения, которая реализуется не собственно специалистом по сопровождению, а ближайшим окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую целесообразность в развитии консультативных форм сопровождения детей.
Важнейшей задачей системы сопровождения выступает координация усилий различных служб и ведомств, поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяющую силу межсекторального и межведомственного взаимодействия.
Одной из организационных основ существования ППМС-системы является договор о совместной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяющий права и обязанности обеих сторон.
Предметом такого договора могут выступать:
— обеспечение индивидуального сопровождения развития детей;
— обеспечение системно-ориентированного сопровождения;
— осуществление совместных проектов, направленных на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка;
— повышение квалификации педагогов, консультирование и педагогическое просвещение родителей;
— участие в экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций.
Следует поддерживать управленческие структуры и научные центры по объединению усилий в разработке программно-информационного и диагностического инструментария деятельности служб сопровождения. Дальнейшее упование на то, что службы сами смогут обеспечить себя качественной информацией и диагностическими материалами, также тормозит развитие системы.
Очень важными представляются инициативы тех научно-методических структур, которые участвуют в разработке практико-ориентированных технологий системного и индивидуального сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки тяготеют к констатации проблем без определения пути их решения, либо предлагают научно необоснованные, технологически необеспеченные средства.
Подготовка специалистов для системы сопровождения в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. Поддерживая эту тенденцию, следует думать и о развитии участия вузов в создании действенной системы научно-методического сопровождения самой системы сопровождения и повышения квалификации сотрудников ППМС-служб.
Важно, чтобы поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и переподготовки квалифицированных менеджеров образования.
Следует поддержать попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать эффективными партнерами для родителей, детей и педагогов в условиях реализации программ развития открытого образования в России.
В становлении российской системы образования существенную роль сыграло международное образовательное партнерство. Реализация международных образовательных программ способствовала повышению квалификации сотрудников центров, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности технологий сопровождения. Было бы важно расширить действие международных проектов за счет включения в них новых регионов России, поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в области сопровождения развития ребенка.
5. Развитие нормативной правовой базы,
системы сопровождения
Различные социально-экономические условия существования российских регионов породили разнообразные модели построения системы психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки ребенка. При всех их видимых отличиях (в названиях и организационной структуре) большинство из них реализует близкие по смыслу программы. Современное законодательство представляет широкие возможности для создания региональных моделей сопровождения. Унификация служб в настоящее время не может рассматриваться как целесообразная задача, так как вместо объединяющей сыграет конфронтационную роль.
Кризис бюджетного финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей системы образования, должен стать планомерным; превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.
В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие:
— Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867);
— Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. N 636).
Тем не менее очевидно, что имеющаяся сегодня нормативная правовая база системы нуждается в дальнейшем качественном совершенствовании. Статус специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового, кадрового и материально-технического обеспечения системы. Необходимо установить общие принципы и правила определения соотношения зависимости численности центров от количества сопровождаемых детей (с учетом специфики и сложности проблем сопровождения).
6. Условия для реализации стратегии
Для обеспечения названной стратегии в рамках реализации программы модернизации образования в России должна быть разработана федеральная программа развития системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве.
Необходимо предпринять усилия для большего упрочения профессиональных общественных организаций специалистов системы сопровождения.
Целесообразно создать федеральный научно-методический центр, призванный обеспечить проведение ежегодных научно-практических конференций, разработку информационной и диагностической базы системы (в том числе и на современных носителях информации), реализацию межотраслевых научно-исследовательских программ; проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров.
Важнейшим условием реализации стратегии выступает активность участников настоящей конференции по распространению ее идей, по ознакомлению российского образовательного сообщества с рекомендациями конференции. Своими действиями каждый из нас должен способствовать возникновению новых и улучшению качества работы имеющихся структур системы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.
Раздел 6.
Рабочая документация методиста ДОУ
Примерный перечень документов
методиста дошкольного образовательного
учреждения
Функциональные обязанности методиста;
циклограмма на год;
анализ работы за год;
план работы методиста на год;
базисный учебный план ДОУ;
пояснительная записка к базисному учебному плану;
сведения о педагогических кадрах (в т.ч. по совместительству);
распределение нагрузки педагогов;
гигиенические требования к расписанию;
расписание занятий;
график занятости помещений;
график проведения индивидуальных занятий;
график проведения дополнительных занятий;
требования к программам (положение, программы интегрированных курсов, поурочно-тематическое планирование);
методическое обеспечение программ;
график дежурства педагогов по ДОУ;
график дежурства администрации и специалистов ДОУ;
контроль за учебно-воспитательной работой;
папка учета использования рабочего времени и подсчета заработка (сведение о замене занятий, журнал замены);
бланк выверки замены занятий;
приказы заведующей;
сведения о педагогическом мастерстве педагогов;
план работы с молодыми специалистами, наставничество;
сведения о самообразовании (творческая программа педагогов первой и высшей категории);
график проведения совещаний методического объединения педагогов;
график семинаров, круглых столов, тематических консультаций и т.д. График открытых уроков;
план проведения методической недели;
план работы творческой группы;
план по инновационной деятельности;
тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация);
график повышения квалификации (план, ВШК, где отчитываются);
работа с молодыми специалистами (план, посещение уроков у наставников и наставников у них);
творческие группы (тема, проблема, выход);
план 6-ти педагогических систем;
повышение квалификации в школе педагогов 2-ой квалификационной категории. Стенд «Аттестация» или папка (документы: характеристика от ПМ/О, критерии оценок, отчеты), заключение экспертной группы;
Вся документация методиста должна храниться в методкабинете или у заведующей не менее 3-х лет.
Локальные акты
образовательного учреждения
Рекомендовано Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России в качестве методического материала
(Извлечение)
О формировании организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений
Технология составления положений
Технология составления должностных инструкций
Приложение 1. Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения
Приложение 3. Примерное положение о совете образовательного учреждения
Приложение 4. Примерное положение о педагогическом совете образовательного учреждения
Приложение 5. Примерное положение о родительском комитете общеобразовательного учреждения
Приложение 6. Примерный договор о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся
Приложение 8. Примерное положение о материальных поощрениях и материальной помощи работникам образовательного учреждения
О формировании