К Временному порядку проведения экспертизы

Настольных, компьютерных и иных игр, игрушек

И игровых сооружений для детей

Журнал регистрации заявлений на проведение социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей и выданных заключений

№ п/п Дата поступления заявления Заявитель Наименование образца (макета, модели) игрушки Дата и регистрацион- ный № заключения Ф. И. О., подпись получателя заключения, дата получения
             

Приложение 4

К Временному порядку проведения экспертизы

Настольных, компьютерных и иных игр, игрушек

И игровых сооружений для детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ от «____»____________200____г. Регистрационный номер _______________________________________________________ ____________________________________________________________ (наименование организации, выдавшей заключение) Заключение выдано ____________________________________________________________ (наименование и юридический адрес организации, получившей заключение) ________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение)   Заключение удостоверяет, что ________________________________________________________________________________________________________________________ (название игрушки, ее разработчик и изготовитель, возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения)   (не) соответствует социально-психолого-педагогическим критериям. Срок действия заключения ____________________________________________________________   М. П. подпись ________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф. И. О.) Срок действия заключения продлен до «___»___________________200____г.   М. П. подпись ________________________________________________ ____________________________________________________________ (Ф. И. О.)  

Приложение 5

к Временному порядку проведения экспертизы

настольных, компьютерных и иных игр, игрушек

и игровых сооружений для детей

Сведения о выданных заключениях

о соответствии образца (макета, модели) игрушки

социально-психолого-педагогическим критериям

за __________ год

№ п/п Дата и регистрационный № заключения Название образца (макета, модели) игрушки Заявитель Срок действия заключения Область применения Примечание
             

Рекомендации Российско-Фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка»

(Приложение к письму Минобразования РФ

от 6 апреля 2001г. № 29/1495-6)

1. Введение

Российско-Фламандская научно-практическая конференция по проблемам психолого-педагогического, медико-социального сопровождения объединила педагогов, психологов, специальных и социальных педагогов, возрастных физиологов, валеологов, медицинских работников, специалистов высшей школы, системы повышения квалификации и управления образованием — представителей активно развивающейся в стране системы комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Именно поэтому главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения; взаимодействия направленного на конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка.

2. Сопровождение развития ребенка

в образовательном пространстве

В последние годы в российской системе образования при поддержке международного образовательного сообщества сложилась новая профессиональная общность специалистов, которых отличает особая культура помощи ребенку в условиях образовательного процесса. Можно назвать несколько отличительных признаков этой культуры.

Необходимо отметить значимость комплексного, интегративного подхода к оказанию помощи детям, имеющим проблемы в развитии. Только совместная работа (в условиях «одной команды») психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, физиологов, медицинских и юридических специалистов может дать реальный результат.

Для современной системы сопровождения характерны несколько основополагающих организационных принципов:

— комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

— равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

— гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

— специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права.

Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка это не значит — решать проблемы за детей, это означает — вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций.

Любая проблемная ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками — им самим, его семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением; поэтому задача специалиста по сопровождению состоит в организации усилий всех заинтересованных лиц по гармонизации положения дел. Очевидно, что противоборство любого из них многократно усиливает действие факторов риска.

Специалист системы сопровождения призван быть квалифицированным диагностом как в отношении ребенка, так и среды его развития. Эффективное сопровождение возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в действенные, поддерживающие и корректирующие программы. В процессе реализации названных программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по ее реализации, помощь ребенку в совершении этих первых усилий — непосредственная задача сопровождения.

Основа любой технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы сопровождения характерно стремление участвовать в процессах социально-педагогических преобразований.

Сегодня можно констатировать необходимость существенного улучшения информационного обеспечения системы сопровождения. Ограниченность информации, ее недоступность специалисту и клиенту, дублирование в деятельности различных социальных служб, отсутствие прочных механизмов взаимосвязи, развитие конкуренции вместо сотрудничества становится тормозом в развитии как самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку.

Решение многих проблем детей связано с правовым аспектом, вне учета которого деятельность специалистов по сопровождению практически невозможна, однако круг специалистов по ювенальному делопроизводству на сегодняшний день неоправданно узок.

3. Службы сопровождения и сферы их деятельности

Комплексное сопровождение развития обучающихся, воспитанников в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными центрами (ППМС-центрами) и службами, создаваемыми как в структуре образовательных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности).

В качестве специалистов «первой линии» сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении выступают — классные руководители, отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей.

Эффективность сопровождения находится в прямой зависимости от качества деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопедических пунктов и др.

Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами центров сопровождения.

ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими центрами и другими образовательными учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

ППМС-центры работают в области пяти основных групп проблем:

— укрепления здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;

— преодоления затруднений в учебе;

— выбора образовательного и профессионального пути;

— решения социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;

— досуговой самореализации.

Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, имеющим проблемы в развитии.

Сферой особого внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено действием множественных факторов риска.

Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.

4. Основные тенденции развития служб

сопровождения в системе образования

Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач деятельности органов управления образованием, попечительских советов.

Действенное сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором неблагополучия, обусловливающим значимость разработки в системе сопровождения адресных программ обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Система сопровождения возникла как составная часть общей системы образования, призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном процессе, в частности, на разработку и реализацию эффективных образовательных программ как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных), а также в учреждениях начального профессионального и дополнительного образования.

В настоящее время в российской системе образования развиваются тенденции к интеграции общего и специального образования, к становлению государственной системы ранней диагностики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций становится важнейшей задачей системы сопровождения.

В практике работы ППМС-служб можно выделить два основных вида программ сопровождения:

— системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению возникновения или решению проблемы в образовательном учреждении или образовательной системе в целом;

— индивидуально-ориентированные, направленные на помощь в решении проблем развития конкретного ребенка.

Развивая оба вида сопровождения, ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении которых необходимо разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы. Важным показателем качества работы ППМС-служб выступает их востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров. С другой стороны, более эффективной следует считать ту программу сопровождения, которая реализуется не собственно специалистом по сопровождению, а ближайшим окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую целесообразность в развитии консультативных форм сопровождения детей.

Важнейшей задачей системы сопровождения выступает координация усилий различных служб и ведомств, поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяющую силу межсекторального и межведомственного взаимодействия.

Одной из организационных основ существования ППМС-системы является договор о совместной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяющий права и обязанности обеих сторон.

Предметом такого договора могут выступать:

— обеспечение индивидуального сопровождения развития детей;

— обеспечение системно-ориентированного сопровождения;

— осуществление совместных проектов, направленных на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка;

— повышение квалификации педагогов, консультирование и педагогическое просвещение родителей;

— участие в экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций.

Следует поддерживать управленческие структуры и научные центры по объединению усилий в разработке программно-информационного и диагностического инструментария деятельности служб сопровождения. Дальнейшее упование на то, что службы сами смогут обеспечить себя качественной информацией и диагностическими материалами, также тормозит развитие системы.

Очень важными представляются инициативы тех научно-методических структур, которые участвуют в разработке практико-ориентированных технологий системного и индивидуального сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки тяготеют к констатации проблем без определения пути их решения, либо предлагают научно необоснованные, технологически необеспеченные средства.

Подготовка специалистов для системы сопровождения в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. Поддерживая эту тенденцию, следует думать и о развитии участия вузов в создании действенной системы научно-методического сопровождения самой системы сопровождения и повышения квалификации сотрудников ППМС-служб.

Важно, чтобы поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и переподготовки квалифицированных менеджеров образования.

Следует поддержать попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать эффективными партнерами для родителей, детей и педагогов в условиях реализации программ развития открытого образования в России.

В становлении российской системы образования существенную роль сыграло международное образовательное партнерство. Реализация международных образовательных программ способствовала повышению квалификации сотрудников центров, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности технологий сопровождения. Было бы важно расширить действие международных проектов за счет включения в них новых регионов России, поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в области сопровождения развития ребенка.

5. Развитие нормативной правовой базы,

системы сопровождения

Различные социально-экономические условия существования российских регионов породили разнообразные модели построения системы психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки ребенка. При всех их видимых отличиях (в названиях и организационной структуре) большинство из них реализует близкие по смыслу программы. Современное законодательство представляет широкие возможности для создания региональных моделей сопровождения. Унификация служб в настоящее время не может рассматриваться как целесообразная задача, так как вместо объединяющей сыграет конфронтационную роль.

Кризис бюджетного финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей системы образования, должен стать планомерным; превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.

В качестве основных законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система сопровождения, можно назвать следующие:

— Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867);

— Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. N 636).

Тем не менее очевидно, что имеющаяся сегодня нормативная правовая база системы нуждается в дальнейшем качественном совершенствовании. Статус специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового, кадрового и материально-технического обеспечения системы. Необходимо установить общие принципы и правила определения соотношения зависимости численности центров от количества сопровождаемых детей (с учетом специфики и сложности проблем сопровождения).

6. Условия для реализации стратегии

Для обеспечения названной стратегии в рамках реализации программы модернизации образования в России должна быть разработана федеральная программа развития системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве.

Необходимо предпринять усилия для большего упрочения профессиональных общественных организаций специалистов системы сопровождения.

Целесообразно создать федеральный научно-методический центр, призванный обеспечить проведение ежегодных научно-практических конференций, разработку информационной и диагностической базы системы (в том числе и на современных носителях информации), реализацию межотраслевых научно-исследовательских программ; проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров.

Важнейшим условием реализации стратегии выступает активность участников настоящей конференции по распространению ее идей, по ознакомлению российского образовательного сообщества с рекомендациями конференции. Своими действиями каждый из нас должен способствовать возникновению новых и улучшению качества работы имеющихся структур системы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.

Раздел 6.
Рабочая документация методиста ДОУ

Примерный перечень документов
методиста дошкольного образовательного
учреждения

Функциональные обязанности методиста;

циклограмма на год;

анализ работы за год;

план работы методиста на год;

базисный учебный план ДОУ;

пояснительная записка к базисному учебному плану;

сведения о педагогических кадрах (в т.ч. по совместительству);

распределение нагрузки педагогов;

гигиенические требования к расписанию;

расписание занятий;

график занятости помещений;

график проведения индивидуальных занятий;

график проведения дополнительных занятий;

требования к программам (положение, программы интегрированных курсов, поурочно-тематическое планирование);

методическое обеспечение программ;

график дежурства педагогов по ДОУ;

график дежурства администрации и специалистов ДОУ;

контроль за учебно-воспитательной работой;

папка учета использования рабочего времени и подсчета заработка (сведение о замене занятий, журнал замены);

бланк выверки замены занятий;

приказы заведующей;

сведения о педагогическом мастерстве педагогов;

план работы с молодыми специалистами, наставничество;

сведения о самообразовании (творческая программа педагогов первой и высшей категории);

график проведения совещаний методического объединения педагогов;

график семинаров, круглых столов, тематических консультаций и т.д. График открытых уроков;

план проведения методической недели;

план работы творческой группы;

план по инновационной деятельности;

тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация);

график повышения квалификации (план, ВШК, где отчитываются);

работа с молодыми специалистами (план, посещение уроков у наставников и наставников у них);

творческие группы (тема, проблема, выход);

план 6-ти педагогических систем;

повышение квалификации в школе педагогов 2-ой квалификационной категории. Стенд «Аттестация» или папка (документы: характеристика от ПМ/О, критерии оценок, отчеты), заключение экспертной группы;

Вся документация методиста должна храниться в методкабинете или у заведующей не менее 3-х лет.

Локальные акты
образовательного учреждения

Рекомендовано Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России в качестве методического материала

(Извлечение)

О формировании организационной нормативной основы функционирования образовательных учреждений

Технология составления положений

Технология составления должностных инструкций

Приложение 1. Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения

Приложение 3. Примерное положение о совете образовательного учреждения

Приложение 4. Примерное положение о педагогическом совете образовательного учреждения

Приложение 5. Примерное положение о родительском комитете общеобразовательного учреждения

Приложение 6. Примерный договор о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся

Приложение 8. Примерное положение о материальных поощрениях и материальной помощи работникам образовательного учреждения

О формировании

Наши рекомендации