IV. Закрепление. Отработка навыка правописания окончаний прилагательных в форме множественного числа.
– Вставьте окончания прилагательных (записываются столбиком только окончания).
К л ю ч:
О трескуч.. морозах. их
С задн.. лапами. ими
Перед высохш.. реками. ими
В здешн.. магазинах. их
К давн.. событиям. им
О вечерн.. сумерках. их
Передн.. зубы. ие
V. Итог урока.
– Сколько способов проверки окончаний имен прилагательных вы знаете?
– Какой способ помогает именно вам? Докажите на примерах.
Домашнее задание:упражнение 32, с. 23.
Урок 98
Склонение имен прилагательных
В форме множественного числа
Ц е л ь: обобщить и систематизировать знания о правописании окончаний имен прилагательных множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Льет дождь, сильная вьюга, отдохнуть у ручья, на деревьях листья, хорошенькое платье, вышивать гладью, серьезное письмо, сверкать медалью, бьет в цель, шить пальто.
– Подчеркните орфограмму «Разделительный мягкий знак».
II. Актуализация опорных знаний.
С л о в а р н а я р а б о т а.
– Вставьте пропущенные буквы, образуйте однокоренные слова – имена прилагательные в форме множественного числа.
..бед – комн..та –
б..лет – к..лендарь –
г..зета – кв..ртира –
ж..лезо – тракт..р –
з..мл..ника – яг..да –
– Составьте с одним из слов словосочетание прил. + сущ.
– Просклоняйте прилагательное, выделите окончания, докажите их написание.
III. Закрепление знаний.
1. В ы п о л н е н и е на доске упражнения 33 на с. 23 по заданию учебника.
2. В ы п о л н е н и е коллективно упражнения 35 на с. 24 по заданию учебника.
IV. Диктант.
Проводится по тексту упражнения 38, с. 25.
Последовательность выполнения:
· Прочитайте текст.
· Разберите орфограммы.
· Запишите под диктовку.
· Самопроверка.
V. Итог урока.
– В чем вы упражнялись сегодня на уроке?
Домашнее задание:упражнение 37, с. 25.
Урок 99
Диктант
Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Книга
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.
Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)
З а д а н и е:
1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.
2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.
3. Разберите по членам предложение о Пушкине.
Урок 100
Работа над ошибками
Ц е л и: устранить пробелы по орфографии; обобщить знания об имени прилагательном.
Х о д у р о к а
I. Коллективная работа над ошибками по памятке(см. Приложение).
II. Индивидуальная работа.
III. Работа в группах.
– Разгадайте кроссворд.
Имя прилагательное
П о г о р и з о н т а л и: 1. Изменяемый признак имени прилагательного. 5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». 6. Изменяемый признак имени прилагательного. 7. Форма имен прилагательных в следующих словосочетаниях: великая держава, серьезные лица, интересные телепередачи. 8. Изменяемый признак, который можно определить только тогда, когда прилагательное стоит в форме единственного числа. 9. Что обозначает имя прилагательное? 10. Форма прилагательного, которая не изменяется по падежам.
П о в е р т и к а л и: 2. Каким членом предложения может быть прилагательное в следующей форме: выступление удачно, книга увлекательна? 3. Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное? 4. Как связываются прилагательные с существительными в словосочетании?
– Обсуждение ответов.
IV. Итог урока.
– Какова роль прилагательных в нашей речи?
– От чего зависит род, число и падеж прилагательного?
– Как проверить безударные окончания имени прилагательного?
– Каким членом предложения является прилагательное?
Урок 101