Воспитание в первобытном обществе и в период его разложения.
Воспитание в первобытном обществе и в период его разложения.
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:
1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.
2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.
3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.
Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.
Образовательно-воспитательные системы в эпоху Античности.
Зарождение письменности в условиях эгейской культуры
уже в 3-м тысячелетии до н. э. на Крите зародился специфический вид
письменности, восходящий к пиктографическим знакам древнебалканского письма и к протошумерской клинописи. Письменность зародилась здесь вместе с появлением и развитием храмов, жреческих и дворцовых хозяйств. Первоначально центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах.
Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX— VIII вв.до нВоспитание иобучение юношества в эту эпоху получило отражение в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее».Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами..Конечная цель воспитания, по Гомеру, — достичь славы, превзойти в доблести своего отца.
Просвещение и гуманистическая педагогическая мысль в Зап. Европе впериод Возрождения(В) и Реформации(Р) (XIV-XVI вв.)
В европ-ой культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и чел-ка, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили идеи гуманизма, а чел-ка признали тогда высшей ценностью на земле.
В-время великих изобретений и открытий,развития куль-ры, науки, образ-я.
Возникнув в Италии, идеи В проникают вначале во Франц., затем в др. западноевроп. страны. Осн. черты организации обуч. в период В-я: развитие интересов и способностей к обучению, учёт при этом особенностей детского возраста, индивидуализация обуч. и воспит-я. Педагоги-просветители эпохи В подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспит-я. Франсуа Рабле (1494-1553)–франц. писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критикует воспит. того времени и представляет идеал гуман-ого воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физ-образ-ого и хорошо воспитанного чел-ка.Томос Мор (1478-1535) — англ. мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспит. высокой нрав-ности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Гос-ные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обуч. с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.Гл. идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физ., умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физ.Наказ-ий, приобщ. к труду.
С Втесно связана Р как антифеодальный, соц.-полит. движение в Зап. и Сев. Европе, кот-ый принял религиозную форму и выразился в борьбе против насаждения католицизма, в том числе против привилегий католического духовенства на руководство культурой и образованием.
Протестантские организации придавали большое вним. школьному образованию как средству воспитания новой идеологии, подготовки своего духовенства, образованных гос-ных чиновников. Поэтому они организовали много новых конфессиональных школ, преимущественно начальных, в которых обучение проходило на родном языке. Содержание обучения имело рационалистическое направление (природовед.,арифмет., ист. и т.д.)
Под воздействием Р в Европе изменилась среднее и высшее образование. Так, в среднем звене сложилась латинская школа (позднее классическая гимназия), она готовила к поступлению в университет или к проповеднической христианской деятельности. Главное место в них занимали греч. и лат. языки, христианское вероучение, музыка и пение. Высшее образование давали универ-ты. В них кроме богословского большое значение имел юр..фак..
37.
38.
Воспитание в первобытном обществе и в период его разложения.
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:
1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.
2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.
3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.
Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.