По производственной (педагогической) практике

Методические рекомендации для студентов по выполнению заданий по учебной дисциплине «Педагогика»

Редактор Ю. А. Иванов.

Технический редактор А. Е. Богданов

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Дневник по производственной (педагогической) практике, (далее–Дневник) – это индивидуальная форма учебно-методического документа студентов дневной и заочной форм обучения по организации самостоятельной работы в период практики по учебной дисциплине «Педагогика» в учреждении образования, по овладению студентами практическими умениями и навыками и их подготовке к будущей профессионально-педагогической деятельности

Цель Дневника, как методических рекомендаций – проектирование, организация работы, анализ и оценка воспитательной работы, овладение студентами обще-профессиональными и специальными компетенциями в аспекте осуществления воспитательной работы в классах II–III-её ступеней обучения учреждений образования.

Содержание Дневника представляет собой систему заданий разного уровня, разработанных в соответствии с программой учебной дисциплины «Педагогика», которые сгруппированы в 1–3-й образовательные маршруты, в соответствии с их объёмом и сложностью. Это позволит каждому студенту самостоятельно осуществляет выбор маршрута своей практической воспитательной работы с классным коллективом, в соответствии со своими интересами и способностями.

Структура Дневника представлена несколькими этапами: подготовительный; диагностический; проектировочно-конструктивный и аналитический, которые помогут студенту рационально планировать воспитательную деятельность с классом в течение всего периода пребывания в учреждении образования.

Дневник самостоятельно заполнятся студентом чётким, разборчивым почерком по мере выполнения заданий, постоянно находится на рабочем месте студента и предоставляется руководителям практики, которые осуществляют научно-методическое консультирование, анализ и оценку выполняемых студентом заданий, ведут необходимые записи в дневнике и подводят итоги с выставлением отметок (баллов).

Полностью заполненный Дневник,возможно с приложениями (по желанию студента), завершается отчётом о результатах педагогической практики, подписанный студентом-практикантом, руководителем практики (классным руководителем) от учреждения образования и заверенный печатью школы, предоставляется лично руководителю практики от кафедры педагогики в сроки, установленные в Учреждении образования «БрГУ имени А. С. Пушкина».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цели педагогической практики:создание условий для апробирования на практике теоретических знаний по педагогике при решении практических воспитательных задач; ознакомление с функциями, направлениями и средствами деятельности классного руководителя; овладение опытом проектирования, организации, анализа (самоанализа) и оценки (самооценки)воспитательной работы в классном коллективе.

Задачи педагогической практики:

ознакомление с условиями и особенностями профессиональной деятельности классного руководителя, а также с его функциями в учреждении образования (УО);

изучение особенностей организации воспитательного процесса с учащимися 11 – 111-й ступеней обучения;

изучение нормативно-правовой документации Министерства образования Республики Беларусь, а также планирующей документации учреждения образования, на базе которого организована практика;

изучение опыта организации воспитательной работы с классом: технологии планирования воспитательной работы с классным коллективом, содержания, методов и форм её организации, критериями оценки т.д.;

освоение опыта проектирования, организации и осуществления воспитательной работы в классе, проведения учебного исследования;

освоение опыта анализа и рефлексии самостоятельной деятельности в период педагогической практики в качестве помощника классного руководителя или классного руководителя.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики у студентов формируются и развиваются следующие профессиональные компетенции:

общепрофессиональные:

владение основами коммуникативного общения с учащимися, учителями-предметниками и другими педагогическими работниками педагогического коллектива;

способность работать в команде, нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

способность к подготовке и редактированию текстов профессионально значимого содержания (составление психолого-педагогической характеристики, анализа воспитательного мероприятия (далее – ВМ), коллективного творческого дела (далее – КТД и др.);

способность принимать решения в нестандартных ситуациях и решать их на творческом уровне;

в области педагогической деятельности:

способность анализировать и осуществлять планирование воспитательной работы классного руководителя;

готовность применять современные методики и технологии, в том числе и интерактивные и информационные, для обеспечения качества воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного УО;

способность применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, уровня их воспитанности, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

способность использовать возможности внешней и внутренней воспитывающей среды, в том числе информационной, для обеспечения качества воспитательного процесса;

готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества результатов воспитания;

способность организовывать самоуправление (соуправление) и сотворчество воспитанников;

готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, в образовательном процессе на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности.

После прохождения практики студент должен знать:

Законодательные, нормативно-правовые, документы, а также документы, регламентирующие деятельность классного руководителя и учреждения образования в аспекте воспитательной работы (план воспитательной работы, рабочая тетрадь классного руководителя и другие;

виды и формы проектирования воспитательной работы с классным коллективом;

основные направления воспитательной работы классного руководителя в соответствии с Концепцией и Программой воспитания в Республике Беларусь, годовым планом воспитательной работы в школе и другими теоретико-методическими документами;

функциональные обязанности, нравственно-этические нормы деятельности классного руководителя и используемый диагностический инструментарий при работе с воспитанниками.

После прохождения практики студент должен уметь:

анализировать и реализовать на практике законодательные, нормативно-правовые и научно-методические документы по воспитательной работе;

использовать рекомендации современной научно-методической литературы по воспитанию и апробировать известный опыт воспитания;

устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с педагогами и руководителями УО;

наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности своей деятельности и деятельности педагогов;

проектировать, организовывать и осуществлять воспитательную работу в классе, оценивать её результаты, осуществлять её рефлексию.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТУДЕНТУ -ПРАКТИКАНТУ НА ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Наши рекомендации