Организация инновационной деятельности в ДОУ
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений и их руководителей, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их инновационную деятельность; отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов дошкольных учреждений и мониторинга качества и эффективности их внедрения; необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.
Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов, руководителей, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность, управлять инновационными процессами в дошкольном образовании.
Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.
Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:
1) считаю бесполезным;
2) есть сомнения в необходимости использования;
3) есть сомнения в возможности применения;
4) есть интерес;
5) есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
6) затрудняюсь ответить;
7) свой ответ.
Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.
Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога:
1. Степень ответственного отношения к делу.
2. Мотив педагогической деятельности: призвание — старание — случайность.
3. Приоритеты в организации работы: поиск нового — набор известных приемов.
4. Отношение детей: любовь — уважение — боязнь.
5. Отношение родителей: уважение — неприятие — «никакое».
6. Отношение коллектива: стремление к лидеру — ровное — отчуждение.
7. Кругозор.
8. Воспитанность: тактичность — низкая культура — конфликтность.
9. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен — участвует — отмалчивается.
10. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) — после уговоров — иногда.
11. Моральные правила: принципиальность — невмешательство — игра в «правду».
12. Чувство юмора.
13. Коммуникабельность: открытость — сдержанность — «все в себе».
Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе.
В свою очередь, предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность. Он должен:
1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных, недостижимых;
2) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;
3) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;
4) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;
5) иметь в коллективе группу единомышленников;
6) мыслить категориями успеха.
Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
— что мы имеем, каких результатов достигли;
— что нас не удовлетворяет в работе;
— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.