Речь и альтернативная коммуникация. 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета:
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Задачи предмета:
¾ Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 час в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
¾ входить и выходить из учебного помещения со звонком;
¾ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
¾ адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
¾ принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
¾ передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Коммуникация»
Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта
- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»
- «Импрессивная речь»
Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова
- «Экспрессивная речь»
Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
№ | Тема урока | Кол-во ч. | Планируемые результаты | |||||
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия | ||||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |||
Адаптационный период Раздел "Я" 7 часов | ||||||||
1 | Дай мне ответ- да или нет | С помощью учителя овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и мире (соблюдать режим и порядок дня); будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; представления о этических нормах и правилах поведения в школе; | положительное отношение к окружающей действительности Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) | С помощью учителя познакомится с и попытается овладеть элементарными жестами (да, нет, дай), необходимыми для взаимодействия с учителем для получения дальнейшего образования. Будет иметь возможность узнать имена учителя и одноклассников, узнавать себя и других на фотографии. Будет с помощью учителя оперировать пиктограммами: девочка-мальчик | Будет иметь возможность познакомиться с одноклассниками, использовать невербальные средства (жесты, символы) для сообщения о своих потребностях | Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик), использует на начальном уровне принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем, одноклассниками Получит возможность использовать коммуникативные средства ( речь, жесты, пиктограммы) для решения различных коммуникативных задач | Будет иметь возможность - вступать в контакт, реагируя на свое имя; - фиксировать взгляд на учителе, ориентироваться в пространстве класса, школы | |
Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я") | ||||||||
Я- ребенок (сведения о себе) | ||||||||
Просьбы (Дай. Я хочу) | ||||||||
Дружат мальчики, дружат девочки | ||||||||
Учат в школе 5 | ||||||||
Школьные принадлежности (повторение). Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек" Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...? Попроси у меня.... | Создать условия для принятия образа «хорошего ученика» положительной мотивации учебной деятельности Соблюденияпростейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Будет иметь возможностьпринять образ «хорошего ученика" | С помощью учителя пользуется правилами и нормами этикета Будет иметь возможность - соблюдать этические нормы поведения в школе - узнать о школьных принадлежностях, их назначении; Будет иметь возможность узнавать предмет на картинках, пиктограммах,производить выбор пиктограммы из 2х предложенных, находить парную | Будет иметь возможность узнать об основных правилах поведения в школе Соотносить картинку с предметом | Адекватно использует ритуалы школьного поведения (с помощью учителя оценивает свое поведение), нормы речевого этикета Обращается за помощью к учителю и принимает помощь Использует предметы по назначению. Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию | Будет иметь возможность соблюдать ритуалы школьного поведения: входить и выходить из учебного помещения со звонком - фиксировать взгляд на учителе, предмете, изображении; - принимать помощь учителя | ||
" Я - Человек" 7 часов | ||||||||
1. 5. | Части тела (голова, руки, ноги) Я и мое отражение. Моё имя. Мое лицо Эмоции (радость-грусть) Работа с пиктограммами "Лицо и тело" | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми Осознает общность и различия «Я» с другими. Принимает установку на здоровый образ жизни и реализует её в реальном поведении и поступках; | получит возможность для формирования: учебно-познавательного интереса к новому, к способам решения учебных задач; | Ориентируется в собственном теле, Узнает, находит и показывает на себе части те тела. Узнает себя в зеркале на фотографии | Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; | Подражает действиям, выполняемы педагогом | С помощью педагога выполняет стереотипную инструкцию | |
Природа и человек | ||||||||
«Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы) Листопад (поделки из листьев) | Включается в деятельность с учителем и взаимодействует со сверстниками Будет иметь возможность видеть красоту природы, | Способствовать формированию элементарная коммуникации с помощью невербальных средств. | Получит возможность начать осваивать умение проводить наблюдения за природой,узнать об осенних изменениях в неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь, листья опадают), - понимать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире. Находить один и много предметов | Выбирает из двух предложенных картинок время года «Осень», составляет одну общую картинку из двух разрезных частей. Набирать желтую краску на кисть, делает примакивания кистью на листе бумаги | Принимает цели и произвольно включается в деятельность | Подражает действиям, выполняемым педагогом Выполняет действия рука в руке | ||
«Явление природы» Солнце | Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем и дальнем окружении | Проявляет дисциплинирован ность в образовательной деятельности. | Умеет ориентироваться на листе бумаге, располагать трафарет в верхнем углу листа, проводить прямые линии (лучики), удерживать правильно карандаш Использует в речи слова желтое, круглое, лучики, яркое,теплое | Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом, удерживает карандаш в руке Умеет определять и находить предметы из желтого цвета (желтая лента, желтый цыпленок) | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
Дождь. (рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения) | Расширен и обогащен опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях | Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии. Сопровождает движение речью (дождик кап-кап, | Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям | ||
Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор) | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Проявляет уважение к людям старшего возраста | Умеет образовывать множественное число существительного (яблоко-яблоки) Подбирает к существительному прилагательные (сладкое ,кислое, зеленое,желтое) | Определяет на вкус яблоко, Знает форму (круг), цвет (желтое, зеленое) | Следует предложенному плану и работает в общем темпе | С помощью учителя организовывает рабочее место | ||
Мир вокруг нас | ||||||||
Фрукты. Яблоко | С помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности | Проявляет уважение к людям старшего возраста | Получит возможность ориентироваться в понятиях один- много(яблоко-яблоки) С помощью педагога узнавать яблоко на картинках, на ощупь, пиктограмме | Определяет на вкус яблоко с помощью педагога | Следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Организовывает рабочее место | ||
Овощи. Морковь. Сравнение с яблоком. | С помощью педагога расширяет и обогащает опыт реального взаимодействия с окружающими предметами | Проявляет непроизвольный учебно- познавательный интерес | В специально созданных условиях получит представления об овощах, луке (его цвете, форме, вкусе). | Понимает и сохраняет учебную задачу. Получит возможность научиться осуществлять синтез при складывании разрезных картинок | Выполняет действие рука в руке | |||
Игрушки (Мяч, кукла). Чтение стихов. Работа с пиктограммами. | Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д. | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Рассматривает картинку, называет изображенные на ней предметы. Выполняет действия, которое видят на картинке (мальчик пинает мяч, девочка кидает мяч, ловит мяч т.д.) | Находить нужный предмет (игрушку) на картинке. Соотносить с реальной игрушкой. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Понимает последовательную инструкцию по пиктограммам | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
«Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом | Проявляет интерес к сверстнику как объекту взаимодействия | Проявляет доброжелательное отношение друг к другу | Выполняет определенные. действия в соответствии с потешкой С помощью педагога выбирает мяч по цвету: желтый, красный. | Манипулирует с мячом. Понимает односложные инструкции и действует: бросай, пинай, лови. | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Фиксирует взгляд на движущей игрушке | ||
Домашние животные Кошка | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика» | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования); | Представления о кошках, её | Выстраивают алгоритм предстоя щей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | |||
Корова | Умеет устанавливать и поддерживать контакт, отвечает на вопросы, используя различные средства коммуникации | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Сформированы знания детей о домашних животных: Знают их особенности различают по внешнему виду, чем питаются, как передвигаются, какую пользу приносят людям. | Узнает корову на изображении (пиктограмме) по характерным звукам. Звукоподражает (му-у) Показывает где у коровы рога, нос,хвост | С помощью педагога выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план). | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | ||
«Здравствуй, Зимушка-зима» «Явления природы» Снег Снежинки | Сформированы адекватные представления об опасности и безопасности во взаимодействии с окружающей природной средой | Проявляет дисциплинирован ность в образовательной деятельности. Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Сформированы представления об основных отличительных признаках времени года. Получит возможность научиться: называть характерные признаки времен года; | Умеют с помощью дид.игры имитировать движения летящих снежинок, кружиться, приседать | Следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
«Свойства снега» «Игры со снегом» | Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Проявляет доброжелательное отношение друг к другу | Определяет свойства снега Использует в речи слова:снег, снежинки, холодный, летят,падают, | Узнает знакомую игрушку (снеговик) по отдельным деталям, по характерным признакам | Следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
Звуки и буквы 7 часов | ||||||||
Звук А (артикуляция) Буква А (узнавание образа) Звук У (артикуляция) Дифференциация А-У Буква У (узнавание образа) | Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем окружении | Создать условия для эмоционального взаимодействия, проявления интереса к речи окружающих | Получит представление о правильном произношении гласных звуков. Способствовать развитию зрительного восприятия образа звука (узнавание буквы А, У) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Понимает жестовую инструкцию | |||
Посуда Тарелка, ложка, кружка Действия с посудой | С помощью педагога расширяет и обогащает опыт реального взаимодействия с окружающими предметами | Использует элементарные формы речевого этикета | Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). | Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем: «Покажи, как это делают» «Подбери Парные картинки . | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | |||
Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) Получит возможность понимать необходимость выполнения правил гигиены для сохранения здоровья; | Понимает эмоциональные состояния других людей Проявляет собственные чувства | Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу | Рассматривает картинки по теме, показывают по требованию учителя те или иные картинки Рассматривать яркие картинки по произведению, показывает где нарисована тарелка, кружка и т.д. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Соблюдает ритуалы школьного поведения; Понимает жестовую инструкцию | ||
«Одежда» «Кофта» «Штаны» Футболка «Платье» | Умеет кооперироваться и сотрудничать | Стремится помогать окружающим Избегает конфликтных ситуаций | Выполняет упражнения с использованием пиктограмм «Слушай и показывай". Получит возможность научиться проводить простейшие обобщения: выбирает одежду в соответствии с временем года. | Выполняет упражнения совместно с учителем: покажи — кофту, штаны, платье, пальто | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Понимает и выполняет стереотипную инструкцию | ||
«Подбираем одежду для мальчика и девочки» | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) Осознание общности и различий «Я» от других. | Участвует в игровых ситуациях на узнавание одежды по описанию учителя (один-два наиболее характер ных признака). | Узнает знакомую одежду по отдель ным деталям Выбирает (вместе с учителем) одежду, соответствующую показанному образу. Находить свою одежду, склады вает пополам | Выстраивают алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
«Обувь» «Сапоги, туфли, тапочки» | Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем окружении | Принимает помощь и (по возможности) самостоятельно в выполняет учебные задания, поручения, договоренности Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу) | «Читает» изображения на картинках Умеет классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя. | Находит обувь по картинкам, соотносит с цветовой гаммой (красные туфли на картинке-красные туфли у Ксюши) Находить свою обувь, одевать обувь на ноги в соответствии с правой и левой ногой | Понимает инструкцию по пиктограммам | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
«Одежда, обувь» Урок закрепления | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (колючая кофта, маленькие ботинки) Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей | Выбирает (вместе с учителем) одежду, обувь соответствующую показанному образу Дид. игра «Найди такую же» | Выбирает (вместе с учителем) одежду, обувь соответствующую показанному образу | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
Мебель (обзор) «Стол» «Стул» Шкаф, Кровать | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе | Сформированы элементарные знания безопасного и бережного поведения в обществе Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей | Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку. | Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах | Принимает цели и произвольно включается в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | ||
Овощи Морковь, лук, капуста, картофель | Получит возможность для формирования: -понимания необходимости вести здоровый образ жизни (мыть руки, овощи) -адекватного восприятия содержательнойоценки своей работы учителем. | Стремится помогать окружающим Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить похвалу, поглаживание рукой по голове) | Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Знают значение овощей для здоровья человека Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу на картинке) Участвует в играх-имитациях | Последовательно выполняет действия по образцу педагога | Последовательно выполняет отдельные действия по образцу педагога | |||
«Фрукты» «Яблоко» Банан. Апельсин | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу) | Поддерживает дружеские отношения в коллективе. Стремится помогать окружающим | Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку. | Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу на картинке) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Фиксирует взгляд на экране монитора Выполняет стереотипную инструкцию | ||
Вода. Свойства воды. Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" | Получит возможность проявлять стремление сберегать свое здоровье. осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды) и природной среде | Проявляет самостоятельность в выполнении поручений. | Имеют представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. Используют в речи слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная | Соблюдают аккуратность при использовании воды из под крана. Переливает воду из одной ёмкости в другую | проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | При организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца. Фиксирует взгляд на предмете | ||
Птицы. | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы | Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают» (кормить птиц, крошит хлеб, кидает крошки птицам) | Умеет передавать в движении образы птиц (прыгать, махать руками «крыльями» Перекладывать двумя пальцами по одной горошины из одной емкости в другую | Получит возможность научиться: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов | Подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
«Домашняя птица» «Петух» «Курица» Утка | Следует в поведении социальным нормам. | Понимает эмоциональные состояния других людей | Выполняет аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверостиший)» | Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | Выполняет стереотипную инструкцию | ||
Зимующие птицы Ворона, воробей. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Понимает эмоциональные состояния других людей Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями | Получит возможность -узнать о вороне (ее внешних признаках, среде обитания, повадках) -научиться отличать ворону других животных | Имеет представление о зимующих птицах, соотносит картинки «Найди пару» Выполняет движения в соответствии с дид.игрой Птицы учатся летать, размяли ноги, (импровизация) | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | Переключает взгляд с одного изображения (пиктограммы) на другое | ||
Весна. Тает снег | Понимает эмоциональные состояния других людей Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями | Видит сезонные изменения в природе. Находить отличительные черты, сравнивает парные картинки | Узнаёт музыкальное сопровождение капели. Показывает на картинке кап-кап | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет стереотипную инструкцию | ||
«Явления природы» Капель | Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами | Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Имеет представление о снеге и его свойствах (сосулька-солнце-тает-капель кап-кап) имитирует стук капель с помощью рук | Выполняет и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверостиший)». | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Выполняет стереотипную инструкцию | ||
Игры с водой | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Стремится помогать окружаю щим Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями | Сформированы представления о свойствах воды (жидкая, прозрачная, журчит, течет), с качеством (чистая, грязная, теплая, холодная). | Умеют играть с водой с разными игрушками. Переливает содержимое из одной ёмкости в другую | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | ||
«Растительный мир» «Деревья» «Трава» «Цветы» | Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Проявляет собственные чувства | Схематично изображают дерево, травку. Знают карандаш зеленого цвета | Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай цветок...). Показывает предметы на картинке. Работает с мозаикой, выкладывает из мозаики (травка, цветочек) | Подражает действиям, выполняемы педагогом Проявляет попытки выполнить задание по образцу. | Фиксирует взгляд на изображении | ||
Дикие животные весной Медведь. Заяц. | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Проявляет собственные чувства | Проявляет собственные чувства | Получит возможностьусвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться узнавать медведя среди других животных | Выполняет частично двигательные упражнения, имитирующие животных Ориентируется как в собственном теле так и показывает у животных (ушки, носик, лапки) | Подражает действиям, выполняемы педагогом Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксирует взгляд на изображении | ||
«Скоро лето» | Проявляет интерес к окружающему миру Проводит наблюдения | Проявляет доброжелательное отношения к окружающим Проявляет собственные чувства | Сформированы знания детей о временах года. Умеет составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Употребляет множественного числа имен существительных в родитель ном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний. | Имеет представления о лете, как времени года Умеет подбирать одежду в соответствии с сезонными изменениями | Следует предложен ному плану и работает в общем темпе | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса | ||
«Закрепление по теме» «Моя школа» | Использует модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях | Определяет круг своих интересов свою возрастную группу (ребенок, подрос ток) Проявляет эмоциональную отзывчивость | Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: книг, карандашей, мебели в собственном классе, школе. | Осознаёт себя в следующих социальных ролях ученик-школа Осознаёт себя в роли ученика Определять свой демографический статус | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Следует предложенному плану и работает в общем темпе Фиксирует взгляд на предметах | ||
«Я и моё тело» | Осознаёт, что определенные его действия несут опасность для него (не чистить зубы, не мыть руки и т.д.) | Проявляет уважение к людям старшего возраста Проявляет доверительные чувства к учителям и ученикам в классе. | Знает названия частей тела. Умеет образовывать уменьшительную форму имён существительных. Практическое усвоение форм родительного падежа существительных единственного и множественного числа | Сформированы понятия части тела. Усвоили название частей тела человека их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим, нюхаем) Сформированы понятия части тела. Ориентацию в собственном теле. Различает пол окружающих людей | Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету | Фиксирует взгляд на изображении. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | ||
«Мои игрушки» | Проявляет бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. | Проявляет доброжелательное отношение к игрушкам. Проявляет радостное настроение при игре | Сформированы знания об игрушках: их значение, правилах пользования. | Создать условия для формирования привычки убирать игрушки на место. | Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога | Фиксирует взгляд на игрушках | ||
«Домашние животные» | Оказывает отзывчивость, желание помочь персонажу | Выражает самостоятельность при выполнении задания. Проявляет доверительные отношения к учителю и ученикам в классе. | Сформированы обобщающие понятие «домашние животные»; Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке; обогащены представления детей о домашних животных, об уходе за ними, |