Речь и альтернативная коммуникация. 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Общая характеристика учебного предмета:

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Задачи предмета:

¾ Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 час в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

¾ входить и выходить из учебного помещения со звонком;

¾ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

¾ адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

¾ принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

¾ передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

- «Коммуникация»

Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта

- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»

- «Импрессивная речь»

Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова

- «Экспрессивная речь»

Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.



Тема урока Кол-во ч. Планируемые результаты
    Личностные Предметные Базовые учебные действия
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа
Адаптационный период Раздел "Я" 7 часов
1 Дай мне ответ- да или нет С помощью учителя овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и мире (соблюдать режим и порядок дня); будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; представления о этических нормах и правилах поведения в школе; положительное отношение к окружающей действительности Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) С помощью учителя познакомится с и попытается овладеть элементарными жестами (да, нет, дай), необходимыми для взаимодействия с учителем для получения дальнейшего образования. Будет иметь возможность узнать имена учителя и одноклассников, узнавать себя и других на фотографии. Будет с помощью учителя оперировать пиктограммами: девочка-мальчик Будет иметь возможность познакомиться с одноклассниками, использовать невербальные средства (жесты, символы) для сообщения о своих потребностях Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель – ученик), использует на начальном уровне принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем, одноклассниками Получит возможность использовать коммуникативные средства ( речь, жесты, пиктограммы) для решения различных коммуникативных задач Будет иметь возможность - вступать в контакт, реагируя на свое имя; - фиксировать взгляд на учителе, ориентироваться в пространстве класса, школы
Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я")
Я- ребенок (сведения о себе)
Просьбы (Дай. Я хочу)
Дружат мальчики, дружат девочки
Учат в школе 5
      Школьные принадлежности (повторение). Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек" Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...? Попроси у меня....           Создать условия для принятия образа «хорошего ученика» положительной мотивации учебной деятельности Соблюденияпростейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить Будет иметь возможностьпринять образ «хорошего ученика" С помощью учителя пользуется правилами и нормами этикета Будет иметь возможность - соблюдать этические нормы поведения в школе - узнать о школьных принадлежностях, их назначении; Будет иметь возможность узнавать предмет на картинках, пиктограммах,производить выбор пиктограммы из 2х предложенных, находить парную Будет иметь возможность узнать об основных правилах поведения в школе Соотносить картинку с предметом   Адекватно использует ритуалы школьного поведения (с помощью учителя оценивает свое поведение), нормы речевого этикета Обращается за помощью к учителю и принимает помощь Использует предметы по назначению. Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию Будет иметь возможность соблюдать ритуалы школьного поведения: входить и выходить из учебного помещения со звонком - фиксировать взгляд на учителе, предмете, изображении; - принимать помощь учителя    
" Я - Человек" 7 часов
1.     5. Части тела (голова, руки, ноги) Я и мое отражение. Моё имя. Мое лицо Эмоции (радость-грусть) Работа с пиктограммами "Лицо и тело"     Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми Осознает общность и различия «Я» с другими. Принимает установку на здоровый образ жизни и реализует её в реальном поведении и поступках; получит возможность для формирования: учебно-познавательного интереса к новому, к способам решения учебных задач; Ориентируется в собственном теле, Узнает, находит и показывает на себе части те тела. Узнает себя в зеркале на фотографии Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; Подражает действиям, выполняемы педагогом   С помощью педагога выполняет стереотипную инструкцию
  Природа и человек          
    «Осень, в гости к нам пришла» (пиктограммы) Листопад (поделки из листьев)     Включается в деятельность с учителем и взаимодействует со сверстниками Будет иметь возможность видеть красоту природы, Способствовать формированию элементарная коммуникации с помощью невербальных средств. Получит возможность начать осваивать умение проводить наблюдения за природой,узнать об осенних изменениях в неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь, листья опадают), - понимать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире. Находить один и много предметов Выбирает из двух предложенных картинок время года «Осень», составляет одну общую картинку из двух разрезных частей. Набирать желтую краску на кисть, делает примакивания кистью на листе бумаги Принимает цели и произвольно включается в деятельность   Подражает действиям, выполняемым педагогом Выполняет действия рука в руке
  «Явление природы» Солнце   Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем и дальнем окружении Проявляет дисциплинирован ность в образовательной деятельности. Умеет ориентироваться на листе бумаге, располагать трафарет в верхнем углу листа, проводить прямые линии (лучики), удерживать правильно карандаш Использует в речи слова желтое, круглое, лучики, яркое,теплое Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом, удерживает карандаш в руке Умеет определять и находить предметы из желтого цвета (желтая лента, желтый цыпленок) При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца Подражает действиям, выполняемым педагогом  
  Дождь. (рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения) Расширен и обогащен опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений Сформированы адекватные представления о собственных возможностях Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии. Сопровождает движение речью (дождик кап-кап,   Удерживает карандаш, проводит прямые отрывистые линии. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям  
  Дары осени. Фрукты - овощи. (обзор) Осознает, что может, а что ему пока не удается Проявляет уважение к людям старшего возраста Умеет образовывать множественное число существительного (яблоко-яблоки) Подбирает к существительному прилагательные (сладкое ,кислое, зеленое,желтое)   Определяет на вкус яблоко, Знает форму (круг), цвет (желтое, зеленое) Следует предложенному плану и работает в общем темпе С помощью учителя организовывает рабочее место
Мир вокруг нас
  Фрукты. Яблоко С помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности Проявляет уважение к людям старшего возраста Получит возможность ориентироваться в понятиях один- много(яблоко-яблоки) С помощью педагога узнавать яблоко на картинках, на ощупь, пиктограмме Определяет на вкус яблоко с помощью педагога   Следовать предложенному плану и работать в общем темпе Организовывает рабочее место
  Овощи. Морковь. Сравнение с яблоком. С помощью педагога расширяет и обогащает опыт реального взаимодействия с окружающими предметами Проявляет непроизвольный учебно- познавательный интерес В специально созданных условиях получит представления об овощах, луке (его цвете, форме, вкусе).   Понимает и сохраняет учебную задачу. Получит возможность научиться осуществлять синтез при складывании разрезных картинок Выполняет действие рука в руке
  Игрушки (Мяч, кукла). Чтение стихов. Работа с пиктограммами.   Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д. Осознает, что может, а что ему пока не удается Рассматривает картинку, называет изображенные на ней предметы. Выполняет действия, которое видят на картинке (мальчик пинает мяч, девочка кидает мяч, ловит мяч т.д.) Находить нужный предмет (игрушку) на картинке. Соотносить с реальной игрушкой.   Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Понимает последовательную инструкцию по пиктограммам Подражает действиям, выполняемым педагогом
  «Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом Проявляет интерес к сверстнику как объекту взаи­модействия   Проявляет доброжелательное отношение друг к другу Выполняет определенные. действия в соответствии с потешкой С помощью педагога выбирает мяч по цвету: желтый, красный. Манипулирует с мячом. Понимает односложные инструкции и действует: бросай, пинай, лови. Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога Фиксирует взгляд на движущей игрушке
  Домашние животные Кошка Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика» Определяет свою половую принадлежность (без обоснования);   Представления о кошках, её     Выстраивают алгоритм предстоя щей деятельности (наглядный план) с помощью педагога. При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.  
  Корова Умеет устанавливать и поддерживать контакт, отвечает на вопросы, используя различные средства коммуникации Осознает, что может, а что ему пока не удается Сформированы знания детей о домашних животных: Знают их особенности различают по внешнему виду, чем питаются, как передвигаются, какую пользу приносят людям. Узнает корову на изображении (пиктограмме) по характерным звукам. Звукоподражает (му-у) Показывает где у коровы рога, нос,хвост   С помощью педагога выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план).     При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.  
  «Здравствуй, Зимушка-зима» «Явления природы» Снег Снежинки Сформированы адекватные представления об опасности и безопасности во взаимодействии с окружающей природной средой Проявляет дисциплинирован ность в образовательной деятельности. Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Сформированы представления об основных отличительных признаках времени года. Получит возможность научиться: называть характерные признаки времен года; Умеют с помощью дид.игры имитировать движения летящих снежинок, кружиться, приседать   Следовать предложенному плану и работать в общем темпе Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям Подражает действиям, выполняемым педагогом
  «Свойства снега» «Игры со снегом» Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Проявляет доброжелательное отношение друг к другу Определяет свойства снега Использует в речи слова:снег, снежинки, холодный, летят,падают,   Узнает знакомую игрушку (снеговик) по отдельным дета­лям, по характерным признакам Следовать предложенному плану и работать в общем темпе Подражает действиям, выполняемым педагогом
Звуки и буквы 7 часов
  Звук А (артикуляция) Буква А (узнавание образа) Звук У (артикуляция) Дифференциация А-У Буква У (узнавание образа)   Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем окружении Создать условия для эмоционального взаимодействия, проявления интереса к речи окружающих Получит представление о правильном произношении гласных звуков. Способствовать развитию зрительного восприятия образа звука (узнавание буквы А, У)   Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Понимает жестовую инструкцию
  Посуда Тарелка, ложка, кружка Действия с посудой С помощью педагога расширяет и обогащает опыт реального взаимодействия с окружающими предметами Использует элементарные формы речевого этикета   Находит иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картин­ка, составленная из двух-четырех частей).   Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем: «Пока­жи, как это делают» «Подбери Парные картинки . Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога  
  Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) Получит возможность понимать необходимость выполнения правил гигиены для сохранения здоровья;   Понимает эмоциональные состояния других людей Проявляет собственные чувства Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу Рассматривает картинки по теме, показывают по требованию учителя те или иные картинки Рассматривать яркие картинки по произведению, показывает где нарисована тарелка, кружка и т.д. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Соблюдает ритуалы школьного поведения; Понимает жестовую инструкцию
  «Одежда» «Кофта» «Штаны» Футболка «Платье»   Умеет кооперироваться и сотрудничать Стремится помогать окружающим Избегает конфликтных ситуаций Выполняет упражнения с использованием пиктограмм «Слушай и показывай". Получит возможность научиться проводить простейшие обобщения: выбирает одежду в соответствии с временем года. Выполняет упражнения совместно с учителем: покажи — кофту, штаны, платье, пальто   Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Понимает и выполняет стереотипную инструкцию  
  «Подбираем одежду для мальчика и девочки» Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.)   Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) Осознание общности и различий «Я» от других. Участвует в игровых ситуациях на узнавание одежды по описанию учи­теля (один-два наиболее характер ных признака).   Узнает знакомую одежду по отдель ным дета­лям Выбирает (вместе с учителем) одежду, соответствующую показанному образу. Находить свою одежду, склады вает пополам   Выстраивают алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.   Подражает действиям, выполняемым педагогом
  «Обувь» «Сапоги, туфли, тапочки» Расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем окружении Принимает помощь и (по возможности) самостоятельно в выполняет учебные задания, поручения, договоренности Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу) «Читает» изображения на картинках Умеет классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя,   осенняя.   Находит обувь по картинкам, соотносит с цветовой гаммой (красные туфли на картинке-красные туфли у Ксюши) Находить свою обувь, одевать обувь на ноги в соответствии с правой и левой ногой Понимает инструкцию по пиктограммам Подражает действиям, выполняемым педагогом
  «Одежда, обувь» Урок закрепления   Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (колючая кофта, маленькие ботинки) Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей Выбирает (вместе с учителем) одежду, обувь соответствующую показанному образу Дид. игра «Найди такую же» Выбирает (вместе с учителем) одежду, обувь соответствующую показанному образу   Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.     Подражает действиям, выполняемым педагогом  
  Мебель (обзор) «Стол» «Стул» Шкаф, Кровать Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе Сформированы элементарные знания безопасного и бережного поведения в обществе Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку. Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах   Принимает цели и произвольно включается в деятельность Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога    
  Овощи Морковь, лук, капуста, картофель   Получит возможность для формирования: -понимания необходимости вести здоровый образ жизни (мыть руки, овощи) -адекватного восприятия содержательнойоценки своей работы учителем.   Стремится помогать окружающим Проявляет мотива цию благополучия (желает заслужить похвалу, поглаживание рукой по голове)   Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Знают значение овощей для здоровья человека Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу на картинке) Участвует в играх-имитациях Последовательно выполняет действия по образцу педагога   Последовательно выполняет отдельные действия по образцу педагога
  «Фрукты» «Яблоко» Банан. Апельсин Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, похвалу) Поддерживает дружеские отношения в коллективе. Стремится помогать окружающим   Узнает изучаемые объекты неживой природы; Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку. Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу на картинке) Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Фиксирует взгляд на экране монитора Выполняет стереотипную инструкцию
  Вода. Свойства воды.   Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" Получит возможность проявлять стремление сберегать свое здоровье. осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды) и природной среде Проявляет самостоятельность в выполнении поручений. Имеют представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. Используют в речи слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная Соблюдают аккуратность при использовании воды из под крана. Переливает воду из одной ёмкости в другую проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач При организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца. Фиксирует взгляд на предмете
  Птицы. Осознает, что может, а что ему пока не удается Осознаёт себя как ученика, заинтересованного посещением школы Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают» (кормить птиц, крошит хлеб, кидает крошки птицам) Умеет передавать в движении образы птиц (прыгать, махать руками «крыльями» Перекладывать двумя пальцами по одной горошины из одной емкости в другую Получит возможность научиться: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов Подражает действиям, выполняемым педагогом
  «Домашняя птица» «Петух» «Курица» Утка Следует в поведении социальным нормам.   Понимает эмоциональные состояния других людей Выполняет аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверостиший)»   Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом само­стоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Пока­жи, как это делают».   Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин Выполняет стереотипную инструкцию
  Зимующие птицы Ворона, воробей. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Понимает эмоциональные состояния других людей Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями Получит возможность -узнать о вороне (ее внешних признаках, среде обитания, повадках) -научиться отличать ворону других животных Имеет представление о зимующих птицах, соотносит картинки «Найди пару» Выполняет движения в соответствии с дид.игрой Птицы учатся летать, размяли ноги, (импровизация) При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Переключает взгляд с одного изображения (пиктограммы) на другое
  Весна. Тает снег Понимает эмоциональные состояния других людей Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями Видит сезонные изменения в природе. Находить отличительные черты, сравнивает парные картинки   Узнаёт музыкальное сопровождение капели. Показывает на картинке кап-кап Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Выполняет стереотипную инструкцию  
  «Явления природы» Капель Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Имеет представление о снеге и его свойствах (сосулька-солнце-тает-капель кап-кап) имитирует стук капель с помощью рук Выполняет и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверо­стиший)».   Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Выполняет стереотипную инструкцию
  Игры с водой   Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Стремится помогать окружаю щим Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями Сформированы представления о свойствах воды (жидкая, прозрачная, журчит, течет), с качеством (чистая, грязная, теплая, холодная). Умеют играть с водой с разными игрушками. Переливает содержимое из одной ёмкости в другую Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин  
  «Растительный мир» «Деревья»   «Трава»     «Цветы» Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета ми и явлениями Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Проявляет собственные чувства Схематично изображают дерево, травку. Знают карандаш зеленого цвета Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай цветок...). Показывает предметы на картинке. Работает с мозаикой, выкладывает из мозаики (травка, цветочек) Подражает действиям, выполняемы педагогом Проявляет попытки выполнить задание по образцу. Фиксирует взгляд на изображении
  Дикие животные весной Медведь. Заяц.     Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов Проявляет собственные чувства Проявляет собственные чувства     Получит возможностьусвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться узнавать медведя среди других животных Выполняет частично двигательные упражнения, имитирующие животных Ориентируется как в собственном теле так и показывает у животных (ушки, носик, лапки) Подражает действиям, выполняемы педагогом Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Фиксирует взгляд на изображении
  «Скоро лето» Проявляет интерес к окружающему миру Проводит наблюдения Проявляет доброжелательное отношения к окружающим Проявляет собственные чувства Сформированы знания детей о временах года. Умеет составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Употребляет множественного числа имен существительных в родитель ном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний. Имеет представления о лете, как времени года Умеет подбирать одежду в соответствии с сезонными изменениями Следует предложен ному плану и работает в общем темпе Принимает цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса
  «Закрепление по теме» «Моя школа» Использует модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях   Определяет круг своих интересов свою возрастную группу (ребенок, подрос ток) Проявляет эмоциональную отзывчивость Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: книг, карандашей, мебели в собственном классе, школе.   Осознаёт себя в следующих социальных ролях ученик-школа Осознаёт себя в роли ученика Определять свой демографический статус Принимает цели и произвольно включаться в деятельность Следует предложенному плану и работает в общем темпе Фиксирует взгляд на предметах  
  «Я и моё тело» Осознаёт, что определенные его действия несут опасность для него (не чистить зубы, не мыть руки и т.д.) Проявляет уважение к людям старшего возраста Проявляет доверительные чувства к учителям и ученикам в классе. Знает названия частей тела. Умеет образовывать уменьшительную форму имён существительных. Практическое усвоение форм родительного падежа существительных единственного и множественного числа Сформированы понятия части тела. Усвоили название частей тела человека их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим, нюхаем) Сформированы понятия части тела. Ориентацию в собственном теле. Различает пол окружающих людей Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету Фиксирует взгляд на изображении. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин
  «Мои игрушки» Проявляет бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. Проявляет доброжелательное отношение к игрушкам. Проявляет радостное настроение при игре Сформированы знания об игрушках: их значение, правилах пользования.   Создать условия для формирования привычки убирать игрушки на место.   Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога Фиксирует взгляд на игрушках
  «Домашние животные» Оказывает отзывчивость, желание помочь персонажу Выражает самостоятельность при выполнении задания. Проявляет доверительные отношения к учителю и ученикам в классе. Сформированы обобщающие понятие «домашние животные»; Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке; обогащены представления детей о домашних животных, об уходе за ними,

Наши рекомендации