Библиотечный электронный информационный ресурс

13. Бондалетов В. Д. Старославянский язык. — М. : Флинта, 2012. - ibooks.ru

14. Захарова Ю.Г. История русского языка. — М. : Флинта : Наука, 2012. - ibooks.ru

15. Шулежкова С.Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учеб.-метод. пособие.

М. : Флинта, 2010, 128 с. ibooks.ru

6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для организации самостоятельной работы студентов (содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы)

1. Введение в славянскую филологию. Рабочая программа. Издательство «Самарский государственный университет». Самара, 1996 г.

2. Карпенко Л.Б. Практикум по старославянскому языку. Самара, 1994.

3. Карпенко Л.Б. Сказание Черноризца Храбра о письменах.Самара, 1999.

4. Карпенко Л.Б. Как создавалась славянская письменность. Самара, 2004.

5. История России. (Россия в мировой цивилизации) : учеб.пособие / под ред. А.А.Радугина. – М., 2002 и другие издания.

6. История России / ред. кол.: А.Н.Сахаров (отв. ред.) [и др.]. – Т.1-3. – М., 2003.

7.http://media.ssu.samara.ru/editions/

8.Калягин А.В. Древнерусское общество: от образования до распада Киевской Руси. (Лекции, методические рекомендации, материалы). Самара, 2007.

9.История России. (Россия в мировой цивилизации) : учеб.пособие / под ред. А.А.Радугина. – М., 2002 и другие издания.

10.История России / ред. кол.: А.Н.Сахаров (отв. ред.) [и др.]. – Т.1-3. – М., 2003.

11. http://media.ssu.samara.ru/editions/

6.4. Рекомендуемые периодические издания

1. Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология

2. Вестник Самарского государственного университета

7. Методические рекомендации

7.1. Методические рекомендации студентам по освоению учебной дисциплины

Текущий и промежуточный контроль результатов освоения дисциплины осуществляется с учетом балльно-рейтинговой системы, поэтому на первом занятии студенты подробно ознакомятся с технологической картой (БРС), планируют прохождение контрольных точек и выполнение заданий для самостоятельной работы. Следует обратить внимание на возможность получения дополнительных 30 баллов за выполнение практико-ориентированных заданий, характер заданий по которым заранее обсуждается с преподавателем.

По каждой теме предусмотрены задания из средств оценки результатов обучения, которые студент выполняет в часы самостоятельной работы. Критерии оценки описаны в фонде оценочных средств.

При подготовке к лекции и при выполнении самостоятельной работы необходимо прочитать материал предыдущей лекции, стремясь к пониманию всех понятий и утверждений.

По первой теме 1.1. «Славянские языки в семьеиндоевропейских языков» предполагается написание реферата, представляющего общий обзор основных сведений по одному из современных славянских литературных языков» и выступление с докладом по подготовленному реферату.

Тема 2.1 «Праславянский язык» предполагает подготовку кейса (конспектов рекомендованной литературы) и участие в эвристической беседе с использованием кейса. Внимание уделяется групповому обсуждению подготовленных обзоров научных статей, рекомендуется подготовить 2-3 конспекта. При проведении обзора научных статей следует выделять ключевые слова, методологические подходы, принципы, позиции исследователей по обсуждаемой проблеме.

Тема 2.5. «Происхождение славянской письменности» предполагает участие в круглом столе выполнение междисциплинарных кейсов, проблемных заданий, в которых обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию.

Контроль самостоятельной работы осуществляется в часы КСР на кафедре, а также посредством ресурса дисциплины в личном кабинета преподавателя на основе открытых медиа ресурсов корпорации Google.

7.2. Методические рекомендации ППС вуза по организации учебного процесса

Курс «Введение в славянскую филологию» является одной из первых языковедческих дисциплин в программе подготовки студентов русского отделения. Он призван не только заложить знания основ славянской филологии, но и подготовить студентов к восприятию языкового материала на новом, вузовском уровне подготовки, привить интерес к сравнению языковых фактов, к работе со словарями и другими лингвистическими источниками.

При подготовке данного курса необходимо учитывать, что его программа включает обширный материал по истории славянства, это предполагает активное обращение к славистической литературе, критическое осмысление литературы по истории славянской письменности. Преподаватель должен быть подготовлен к аргументированному изложению «проблемных» тем, к ведению коллоквиумов в виде диалога со студентами.

Преподаватель должен быть готовым к активному диалогу со студентами, использовать инновационные методы обучения (эвристическая беседа, ролевая игра, круглый стол, групповое обсуждение и др.). При этом преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности студентов, создавать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу, способствующую продуктивному усвоению изучаемого материала.

Курс предполагает самостоятельное выполнение студентами целого ряда практико-ориентированных заданий. Задача преподавателя – эффективно организовать самостоятельную работу студентов: дать чёткие инструкции по выполнению различных видов работы, пакет заданий выдать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения.


Наши рекомендации