Зарождение педагогической мысли в древности.

1. Проанализируйте сущность взглядов наиболее известных мыслителей Древнего Востока и античного мира на проблемы воспитания и личности ребёнка.

! Результаты оформите в виде таблицы:

Таблица 2.

“Мыслители Древнего мира о воспитании”.

мыслитель основные труды ведущие педагогические идеи
     

При заполнении третьей графы используйте цитатный материал из первоисточников работ Конфуция, Демокрита, Платона, Сократа, Аристотеля, Квинтилиана, наиболее ярко показывающий понимание мыслителем цели и сущности воспитания, возрастной и социальной дифференциации воспитательного процесса, а также содержания, методов, средств воспитания.

Сделайте общий вывод, в котором отразите основные тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в странах древневосточной и западноевропейской цивилизаций.

2. Изучите сущность используемого Сократом метода обучения. При этом следует иметь в виду, что Сократ распространял свои взгляды, по преимуществу, в разговорах и дискуссиях. В процессе их сформировался особый метод ведения диалога. Его целью было помочь собеседнику достигнуть истины путём обнаружения противоречий в его утверждениях. Первоначально Сократ возбуждал интерес к беседе при помощи правильно подобранных вопросов, выяснял слабые места в знаниях собеседника. В этом состояла сократовская ирония (сомнение). Вслед за этим наступал основной период беседы – маевтика («повивальное искусство»). Этим термином, который Сократ выбрал по аналогии с профессией своей матери – помогать ребёнку появиться на свет, он определил стремление обрести новое знание как основу истинной нравственности. Достижению этого служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией – понятийной фиксацией полученного общего знания. Дефиницию, по Сократу, следует подвергать новой иронии, а если общее ещё содержало противоречие, сформировать таким же путём (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниции в сократовском понимании служат понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов в их взаимных отношениях. (См.: История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. – С. 132.)

Проанализируйте ситуацию беседы Сократа с Аристодемом о божестве, которую приводит в своих «Очерках истории воспитания и обучения» Л.Н. Модзалевский.

! Результаты оформите в виде таблицы:

Таблица 3.

“Анализ сократической беседы”.

этапы беседы Сократа примеры из ситуации
1. ирония 2. маевтика 3. индукция 4. дефиниция  

L Задания для самоконтроля.

I. Назовите авторов следующих педагогических высказываний.

1. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня».

2. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное».

3. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

4. «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».

5. «Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей».

6. «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

7. «Я знаю, что я ничего не знаю».

8. «Для начала всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени».

9. «Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие».

10. «Настоящим очагом красноречия служит душа».

11. «Я не родился со знаниями».

12. «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи».

13. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем».

14. «Многие многознайки не имеют ума».

15. «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, т.к. в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит оттого ущерб».

16. «Полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти».

17. «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость».

18. «В душе же никакая насильственная наука не остаётся прочно».

19. «Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека».

20. «Я познаю всё с помощью одной истины».

II. Ответьте на вопросы.

1. Кто из мыслителей имел склонность замечать и удивляться всему существенно необычному?

2. Кто был учеником Сократа?

3. В каких сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает вопросы воспитания?

4. Педагогические воззрения каких мыслителей античности оказали очень сильное влияние на последующее развитие педагогики?

5. После смерти какого мыслителя в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ?

6. Как называется иначе сократический метод?

7. Что Сократ ответил на вопрос о том, кого можно считать счастливым?

8. Кому принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества?

9. Кто из философов в жизни неизменно воздерживался от четырёх вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично?

10. Кому из мыслителей принадлежит высокая оценка роли труда в воспитании и обучении?

Задание №3.

Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран.

Наши рекомендации