Бинт, лилия, малина, бант, калина, калитка, будильник, утюг, улитка
туфли,дуб), предметные картинки для упражнения в образовании
именительного падежа множественного числа существительных
(дыня,муха,нога, конь, книга,,мак, петух, улитка, утюг, паук,
дом,окно,утёнок),индивидуальные зеркала, тетради, карандаши,
разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент ( припоминание картинок на [У],[А]).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение изученных гласных [А], [У].
4. Знакомство с темой – выделение на слух звука [И] из слов: игры, иволга,
Ивушка, Иглы, Инна.
5. Произнесение звука [И] (логопедом, детьми), наблюдение за положением
артикуляционных органов, звучанием, характеристика звука: поётся – гласный.
6. Выделение на слух звука [И]:
а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои…;
б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…;
в) из слов: ириска, апрель, избушка,инженер, абрикос, ананас,испугаться,
уголок, удивляться...;
г) из имён: Анна, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья… .
7. Звуковой анализ ряда из трёх гласных: ауи, аиу, уиа, уаи,иуа, иау (определение
первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества
звуков, воспроизведение звуковых рядов).
Физкультминутка.
9.Выделение звука [И] в произношении:
а) проговаривание картинок;
б) отбор картинок на звук [И];
в) игры на развитие внимания и памяти с этими картинками:
«Что изменилось», «Отгадай указанную картинку».
г)договаривание предложений словом ива (по картинке) в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую … .
Всё лето они ухаживали за … .
Весной распустились зелёные листочки на … .
Дети весело играют под зелёной … .
Они поставили скамейку под своей … .
Вместе с воспитателями они посадили цветы около … .
10. Упражнение в употреблении по образцу именительного падежа множественного
числа существительных – игра «Эхо»:
дыня – дыни мак - паук -
Муха - петух - дом -
Нога - улитка - лебедь -
Конь - утка - индюк -
Книга - утюг - линейка -
Окно - утёнок - калитка -
11.Знакомство с буквой И:
- рассматривание буквы,
- отыскивание её среди других,
- обведение контура, печатание.
12. Итог занятия:
- произнесение звука [И]
- характеристика;
- припоминание картинок на И.
Домашнее задание:
1. Игра на внимание « Что изменилось?»
2. Игра «Сосчитай и назови звуки» (оуи, аиу, иуа, иау, уои, уои, уиа)
3. Воспроизведение звуковых рядов (см № 2)
4. Печатание на асфальте звука [И].
Подг.гр ФФН
Занятие № 5
Тема: «Звуки [П] [П’]. Буква П».
Цель: 1. Закрепление произношения и различение звуков [П] –[П’] – [Б]
2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез
обратных слогов ап, уп, ип.
3. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам по
образцу – согласование глаголов настоящего времени с существительными
в числе.
4. Знакомство с буквой П.
5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание
обратных слогов.
Оборудование: предметные картинки (пион, бант, батон, буквы, павлин, панама,
Бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемёт, паук, попугай,
пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита), сюжетные картинки
(Петя (Поля) поёт. Дети поют .Петя (Поля) подметает. Петя (Поля)
Наливает воду. Петя (Поля) выливает воду. Петя (Поля) поливает
пионы), индивидуальные зеркала, тетради карандаши, разрезные азбуки.
Индивидуальные цветные метки на местах детей (любой формы).
Ход занятия.
1. Оргмомент ( называние индивидуальных меток по цвету).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение и характеристика изученных гласных.
4. Знакомство со звуками [П], [П’]:
а) выделение повторяющегося звука [П]: сноп, глуп, хлоп, панама…;
произнесение его логопедом, детьми;
характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный,
активно участвуют губы – губной;
б) выделение звука [П’]: сыпь, петь, накипь, Петя, пять…;
в)попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием.
Вывод: [П] – твёрдый – ап, уп, ип;
[П’] – мягкий – апь, упь, ипь;
5. Различение [П]-[П’] на слух ( выделение П):
а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апь,ипь…;
б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо,
пароход…;
в)Игра «Наоборот»:
Па-па-па – пя-пя-пя ап-ап-ап – апь-апь-апь
По-по-по – пя-пя-пя оп-оп-оп – опь-опь-опь
пу-пу-пу - уп-уп-уп –
Пы-пы-пы - топ-топ-топ-
6. Дифференциация в произношении по картинкам:
а) проговаривание названий картинок на панно;
б)отбор картинок на звук [П], игра с ними на развитие внимания и памяти
«Назови указанную картинку».
в)отбор картинок на звук[П’] –игра на внимание и память «Запомни,
повтори, положи» (3-4 картинки).
Физкультминутка.
8.Звуковой анализ обратных слогов ап, оп, уп, ип:
а)выделение первого гласного;
б)выделение последнего гласного;
в) полный анализ слога;
г)синтез обратного слога.
9.Воспроизведение слоговых рядов:
ап-оп-уп ап-оп-уп-ип
Ап-уп-оп оп-уп-ип-ап
оп-уп-ап уп-ип-ап-оп
10.Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на
которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу:
Поля поёт. Петя поёт. – Дети поют.
Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с
существительными.
11.Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение
контура, печатание их.
12. Итог занятия:
- Какие звуки изучали?
- Какие они?
- Вспомни картинки.
- Игра «Отгадай последний звук»:сто., хло. ,глу., пото., су., то. .
Подг.гр ФФН
Занятие № 6
Тема: «Звук и буква Т».
Цель: 1.Чёткое произнесение звука.
2.Дифференциация на слух Т-Д-К.
3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п…).
4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит.Воспроизведение
слоговых рядов.
5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью вопросов,
объединение их в рассказ.
6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именительном и
винительном падежах и существительных.
7. Знакомство с буквой Т, печатание.
Оборудование:предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит,