Утюг,айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли
тапки, утёнок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением
буквы А, тетради карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент (припоминание геометрических фигур).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на У.
4. Знакомство с темой – выделение звука [А] из слов: август, аист, адрес, автор,
Аннушка.
5. Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук
произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).
Вывод: звук [А]– гласный.
6. Выделение звука [А] на слух ( с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа…;
б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…;
в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, ( туфли , тапки,
бант, бинт, бунт, книжный)… .
7. Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу
звуков», «Отгадай и назови звуки»:
Ау уа аи иа
Иу уи ао оа
8. Выделение звука [А] в произношении в словах по предметным картинкам:
А) хоровое проговаривание;
Б) отбор картинок на А – игра «Четвёртый лишний»;
В) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:
«Чего не стало?» - 6 картинок;
«Что изменилось?» - 4 картинки.
9. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного
числа – игра «Закончи предложение» ( по предметным картинкам на А, но без
опоры на наглядность):
На крышу поставили телевизионную … .
Солдаты стреляют из … .
Дети рисуют красками в … .
Мама варит варенье из … .
Дети гуляют по садовой … .
10. Физкультурная минутка ( пальчиковая гимнастика).
11. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание
буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и
в тетрадях.
Итог.
- Какой звук изучали?
- Какой это звук?
- Почему он гласный?
- Какой ещё знаете гласный звук?
Игра «Отгадай слово» (пропущен первый гласный А или У): .хо, .втомат, .тка,
.нтенна, .льбом, .тюг, .мывальник, .дав, .мник, .така, .атомобиль, .литка.
Домашнее задание:
1. Игра « Сосчитай и назови звуки» - звуковой анализ (ау, уа).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» - развитие внимания и памяти.
Подг.гр ФФН
Занятие № 3
Тема: «Звуки [А] , [У]».
Цель: 1. Чёткое произнесение и сопоставление звуков [А], [У].
2. Выделение ударных и безударных звуков [А], [У] в начале слова.
3. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков.
4. Анализ звукового ряда из трёх гласных.
5. Различение существительных мужского, женского и среднего рода в
соотнесении с количественными числительными один, одна, одно.
Оборудование: предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утёнок, утка,
альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник),тетради, карандаши,
магнитная азбука (демонстрационная), разрезные азбуки.
Ход занятия.
1. Организационный момент ( припоминание и называние картинок на [А], [У]).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Отгадывание по артикуляционной позе звуков [А], [У].
4. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков [А, У].
5. Различение на слух звуков [А] – [У]:
а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а … (один ряд – команда хлопает на звук [А],
другой ряд – на [У]);
б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук …;
в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист, авиация,
уксус, узор, азбука, ужин, утро… .
6. Различение звуков [А] – [У] в произношении:
а) проговаривание слов по предметным картинкам;
б) отбор картинок на звук [У];
в) отбор картинок на звук [А].
(Дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на
запоминание.)
7. Физкультурная минутка.
8. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных:
Ауу уау аау
Ууа ауа уаа
9. Анализ звукового ряда из трёх гласных (см. № 7):
а) назови первый звук;
б) назови последний звук;
в) сосчитай звуки.
10. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками – «Выложи буквы».
11. Игра «Телефон» - вспомни и назови свою картинку. Упражнение в различении и
употреблении рода имён существительных.
12. Итог занятия:
- Какие звуки мы сегодня вспоминали?
- Какие это звуки?
- Почему они гласные?
Домашнее задание:
1. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных.
2. Игра «Эхо» - называние первого звука ([А],[У]) в словах.
3. Игра «Сосчитай и назови звуки» (три гласных).
Игра «Отгадай картинку».
5. Игра в мяч – припоминание картинок и называние их с количественными
числительными один, одна, одно.
Подг.гр ФФН
Зангятие № 4
Тема: «Звук и буква И».
Цель: 1.Чёткое произнесение звука.
2. Анализ звукового ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов
из трёх гласных.
3. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа
существительных с окончаниями –и, -а.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Знакомство с буквой И.
Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт,