Методы потребительской оценки.
Затратное ценообразование | Ценностные методы |
Самая старая группа методов | Новые, недавно появившиеся методы |
В основе методов - такая реальная категория, как затраты предприятия на производство и реализацию продукции. | Нужно убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они подумали сначала. |
4.9. Экспертные методы ценообразования. Формирование экспертной группы. Метод парных сравнений как основа оценки предпочтений покупателей. Метод ранговой корреляции. Оценка согласованности мнений экспертов в ценностном ценообразовании.
Экспертный метод основан на использовании опыта специалистов-экспертов. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами, обладающими большим профессиональным и практическим опытом (признанными специалистами). Они дают аргументированные заключения об уровне реальной стоимости того или иного товара и его компонентов.В некоторых источниках экспертным методом называют балловый метод, рассмотренный нами ранее. Подбор экспертов - достаточно сложная задача. Его результат определяет эффективность экспертной оценки. Сначала формулируется цель и задачи проведения экспертной оценки. Составляется список компетентных в необходимых областях лиц. Это список потенциальных экспертов, он может быть большой. Затем из него выбираются наиболее подходящие кандидатуры. В малой группе экспертов на итоговую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. Слишком большое число экспертов затрудняет формирование согласованного мнения. Поэтому организаторы проведения экспертной оценки должны выбрать оптимальное количество экспертов.Принципиальное значение имеет возможность обеспечения «равноправия» экспертов - специалистов различных направлений, различного уровня компетентности. Но выработаны некоторые общие требования к экспертам: Ø компетентность потенциального эксперта в исследуемой области;Ø эрудированность в смежных областях;Ø учёная степень, звание;Ø стаж научной или практической работы в определённой сфере;Ø должностное положение;Ø независимость (т.е. способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения);Ø принципиальность;Ø объективность;Ø способность творчески мыслить, прогнозировать;Ø интуиция. Метод парных сравнений основан на попарном сравнении объектов по заданному основанию. Процедура сбора данных происходит следующим образом. На отдельные карточки заносятся названия объектов ранжирования. Пусть речь идет о тех же сортах чая. Карточки перетасовываются, и респонденту предъявляется первая пара карточек с вопросом: Будьте любезны, какой из этих сортов чая вам предпочтительнее? Затем предъявляется вторая, третья пара и т.д. Результаты парных сравнений отдельно взятого респондента заносятся в таблицу. Число клеток в таблице равно N х N. Это число всех возможных сравнений. Диагональ нас не интересует, так как сравнение объекта с самим собой не имеет смысла. Правая верхняя часть таблицы есть зеркальное отражение левой нижней. Поэтому исследователя интересует только одна из них.В каждую клетку таблицы заносится результат сравнения двух сортов, обозначенных в строке и в столбце. В клетку ставится единица, если сорт по строке предпочтительнее, чем сорт, соответствующий столбцу. Если отдельно взятый респондент не может предпочесть один сорт другому, тогда в клетку таблицы вносится 0,5.Затем выстраивается ряд предпочтений. Символы > и < используются обычно для обозначения предпочтений. Например, всего было исследовано 8 сортов и выяснено, что с5 > с1 > с8 > с3 и т.д.Метод ранговой корреляции. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных.Существуют различные способы определения корреляции. Один из них – определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена.Метод ранговой корреляции позволяет ответить, например, на вопрос - насколько коррелированны (неслучайны) оценки каждого из двух экспертов, а значит - насколько можно доверять экспертным оценкам.Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. По каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки – меньше или равна 40. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений. Также следует помнить об ограничениях корреляционного метода вообще – невозможность обнаружения причинной связи между явлениями. Расчет включает следующие этапы.
1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные A и B.
2. Проранжировать значения переменной A, начисляя ранг 1 наименьшему значению. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
3. Проранжировать значения переменной B, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
4. Подсчитать разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.
5. Занести каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
6. Подсчитать сумму d2.
7. При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:
где: a - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду A;b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду B.8. Расчитать коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
а) при отсутствии одинаковых рангов: б) при наличии одинаковых рангов:
где ∑d2 - сумма квадратов разностей между рангами;
Ta и Tb - поправки на одинаковые ранги;
N - количество испытуемых или признаков, участвовавших в ранжировании.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая[d]:− значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; − значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи;− значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.Пример (данные размещены построчно).
№ наблюдения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ∑ |
Эксперт А | 3 | 6 | 1 | 8 | 7 | 10 | 9 | 2 | 4 | 6 | 56 |
Эксперт Б | 5 | 1 | 2 | 6 | 8 | 9 | 10 | 3 | 5 | 7 | 59 |
Разница | -2 | 5 | -1 | 2 | -1 | 1 | 1 | -1 | -1 | -1 | |
Разница2 | 4 | 25 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 40 |
***
Итак, мы рассмотрели некоторые методы ценообразования. Эти методы в конкретной компании зависят от цели, которые она ставит перед собой. Это может быть:
Ø обеспечение выживания;Ø максимизация прибыли;Ø завоевание лидерства на своем рынке;Ø завоевание лидерства по показателям качества услуг и уровню сервиса;Ø изыскание дополнительных средств на развитие организации и материальное стимулирование работников;Ø обеспечение доступности предлагаемых компанией услуг для широких слоев населения и т.п.[a] Номинальная цена - цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках. Может быть принята в качестве базисной при расчете надбавок и проч.
[b] Учитывая уровень менеджмента на отечественных предприятиях, скорее всего, этот вопрос вынужден будет решать специалист.
[c] Парное произведение.
[d] При линейной корреляции коэффициенты изменяются в пределах от -1.00 до +1.00. Ø Значение -1.00 означает, что переменные имеют строгую отрицательную корреляцию, т.е. при возрастании значений одной из них значения другой убывают.Ø Значение +1.00 означает, что переменные имеют строгую положительную корреляцию – при возрастании одной переменной вторая также возрастает.Ø Значение 0.00 означает отсутствие корреляции.