Типология инновационных систем обучения в авторских школах
Деятельность учителей-новаторов и инновационных авторских школ различается в целевой направленности применяемых ими систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией разделим эти системы обучения на семь групп.
1. Личностно ориентированные системы обучения. Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению дети раскрывают свои творческие возможности. Что и как при этом они изучают, для педагога вторично, поскольку основой метода выступает движение не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету». Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности.
Личностно ориентированные системы обучения лежат в основе «Школы жизни» Ш.А.Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.Н.Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н.Палтышева.
2. Природосообразные системы обучения. Психолого-педагогическая основа природосообразных систем обучения близка к личностно ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и шк.илах. В го же время данный принцип в определенной степени противоположен принципам культуросообразности и «общество-сообразности».
Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Френе, М.Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А. М. Кушнира; в классах, ориентированных на педагогику Л. Н.Толстого, школы «Эврика-развитие» (г.Томск); в Школе свободного развития А. В. Хуторского.
3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле - как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут, - обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русскаяшкола И. Ф. Гончарова) либо к их взаимодействию (И. Е. Берлянд, С. Ю. Курганов).
Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, т.е. любые продукты обучения
рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного самосозидания ученика. К такому роду систем принадлежат устремленная к славянской и восточной космической философии система обучения М.П.Щетинина, система концентрированного обучения А.А.Остапенко.
Анализ комплексных процессов, связанных с творческой самореализацией учащихся в школах альтернативного типа, осуществляющих деятельность под руководством М.П.Щетинина. В.С.Лукьяновой и А.Н.Остапенко, А.Н.Тубельского, обнаружил эффективную для организации эвристической деятельности учеников форму обучения — погружение. Развитие данной формы позволило разработать особую технологию эвристического погружения1 и применить ее для конструирования учебных курсов. Практическое воплощение образования, опирающегося на природосо-образность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей, выразилось в создании и реализации модели школы свободного развития.
На культурологических основаниях отечественной философии космизма (К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский и др.) организуется обучение в ноосферной школе-лицее (г. Боровск Калужской обл.). Центральным образовательным блоком здесь является эколого-ноосферный, в который входят курсы: «Игровая экология» (I — III классы), «Антропология» (II —III классы). «Естественная история» (V—VI классы), «Естествознание с основами экологии» (VI —VIII классы).
4. Креативные системы обучения. К данной категории учите относятся сторонники проблемного обучения (М. И.Махмутов и др.), ставящие задачей отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета. Творческая ориентация обучения состоит е углубленном изучении материала: от учеников требуется «зрить в корень», находить решения сложных проблем. Это обучение развивает интеллектуальные и творческие способности детей, готовит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.
Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения (В.И.Андреев, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, А.В.Хуторской Творческая деятельность ученика расширяется с предметной о ласти изучаемых курсов на весь общеобразовательный проц^ч. включая и его организацию: постановку целей, конструирован содержания образования, выбор траектории обучения. В групп} креативных систем обучения входят методики и технологии р^
1 См.: Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Me дика погружения: за и против. — Краснодар, 1995. — С. 57 — 63; Хуторской Л I Метафизика П.А.Флоренского как основа метапредметных погружений // Та* же.-С. 31-34.
вития у детей изобретательской культуры (Г. С.Альтшуллер, А.A. Гин и другие). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К группе креативных систем относятся подходы к вероятностному образованию (A.M.Лобок, И.В.Христосенко).
Одним из направлений педагогических инноваций является проективное обучение, разработкой которого занимался отдел проектирования инновационных процессов в образовании и воспитании Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск) под руководством Г. Н.Прозументовой, а так-же технология совместной продуктивной деятельности - коллектив ученых МГУ под руководством В.Я.Ляудис.
5. Оргдеятельностные системы обучения. К данному типу относятся методологически ориентированные системы обучения, действующие в Проектно-методологическом колледже и Меташколе
Москве (Ю. В. Громыко), педагогическом центре «Эксперимент» в Риге, в некоторых других образовательных учреждениях.
Учитель в данной системе обучения опирается на разработки системно-мыследеятельностной методологии (Г. П. Щедровицкий), его задачей является формирование у детей навыков мысленной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по своему предмету. Этот подход
меняет плоскость традиционных учебных предметов на учебную деятельность метапредметного плана. Ученики в коллективных комуникациях исследуют культурно-исторические образцы, нормы и средства осуществления деятельности в структуре изучаемых областей.
К данному типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа № 91, Москва) и массового внедрения. Сюда же относятся методы учителей методологической ориентации.
К оргдеятельностным системам обучения относятся также коммунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, парные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потребности активного общения. Через внешнюю мотивированную деятельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникативной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода — И.П.Иванов, В.К.Дьяченко, И.М.Чередов, М. Балабан и другие.
6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики усваивают в единицу времени больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным дей-
ствиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.
Представители данного подхода - В.Ф. Шаталов, Н. А.Зайцев. С. Н. Лысенкова. Степень творчества учеников в их методиках, как правило, не превосходит обычную норму, поскольку усилия учителя направляются на ускоренное достижение традиционных учебных целей по усвоению знаний, умений и навыков. Как пишет В.Ф. Шаталов, систематическое создание детьми «творческих конспектов» невозможно в рамках его системы1. С. Н.Лысенкова вводит трудные вопросы программы с опережением. Н.А.Зайцев, разработавший технологию обучения чтению с помощью специальных «кубиков» и таблиц, ориентируется на то, чтобы «за полгода занятий в первом классе обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы»2.
Примечательно, что для многих новаторских систем обучения 1970 - 1980-х гг. характерна позиция диктата со стороны педагога. Так, в методике С. Н.Лысенковой содержатся требования по выполнению указаний, алгоритмов, этапов, которые задаются только учителем. В.Ф. Шаталов организует строго поэтапное управление познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциации. Цель подобных методик - «дать как можно больше знаний за меньшее количество времени». Применяются специальные приемы, формирующие потребность учеников подчиняться воле, авторитету и знаниям педагога. Учащиеся вовлечены во внешний образовательный процесс, не имея возможности влиять на него.
7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя. Например, И. П. Волков считает: «Знания - фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний... К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему и которую надо закрепить на практике»3. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учительских образцов и их различных сочетаний.
Ремесленный подход свойствен «традиционным новаторам» - учителям различных предметов, достигающим традиционных учебных целей благодаря высокому профессиональному уровню владения предметом и его трансляции ученикам.
К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности
1 См.: Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979. - С. 40 - 42.
2 Зайцев И. А. Письмо. Чтение. Счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. - СПб., 1997. - С. 194.
3 Волков И. П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. — М., 1988. - С. 18.
учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета. Развиваемые способности и продукты труда этих учеников находится обычно в достаточно узкой образовательном области.
Подчеркнем относительный характер разделения дидактических систем на перечисленные выше семь групп. Имея различия в смысловой ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы.