X. Исследование процесса письма.

Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях.

При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).

2 класс «Прогулка».

Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.

3 класс «Осень».

Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.

4 класс «Осень».

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.

В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.

Особое внимание обращаем на специфические ошибки:

1. специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).

2. нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).

3. грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).

4. графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.

Описанные категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию, поэтому они считаются диагностическими.

По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru


X. Исследование процесса письма. - student2.ru


X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru



X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru



X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru



X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

X. Исследование процесса письма. - student2.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - «Аркти», 1997

2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.- СПб., 2003

3. Воронова А.П. Нарушения письма у детей (методические рекомендации) .- СПб., 1994

4. Воронова А.П.Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия №1, 2004

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2003

6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.,1997

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников.- СПб., 2004

8. Логинова Е.В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР.-СПб., 2004

9. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н. –М.,1998

10. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей; из опыта работы, учебное пособие.-СПб., 1995

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. / Компл. раб. мат-ов под ред. Семаго М.М.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб., Речь, 2005

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

14. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.,1985

15. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал Дефектология №5, 1988

16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи детей для начальной и средней школы. М., 2001

17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития.- М.,1995

18. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия», М., 1994

19. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции детей с трудностями в обучении // научно-методический журнал Дефектология №1, 1995


Наши рекомендации