Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период.Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).
15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х
В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе используются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средства обучения.
Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного отношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.
Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, а также для детей с задержкой психического развития.
ББК 74.3
Издатель - А. Казаков
Ответственный за выпуск - М. Вишневская
Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева
Оригинал-макет - Е. Капнулина
Обложка - В. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.
Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07
Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.
13ВМ 5-296-00080-3
15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998
© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000
ВВЕДЕНИЕ
Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготовительных логопедических группах для детей с недоразвитием фонетического строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с элементами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с задержкой темпа психического развития.
В нем представлены перспективный план коррекционной работы, а также планы фронтальных логопедических занятий на учебный год.
Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:
— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще
ние, 1978.
— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети
ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про
свещение, 1986.
— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне
матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
чева Т.Б., Чиркина Г.В. — М, 1993.
Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в
* нервно-психической сфере;
* познавательной деятельности;
* поведении детей;
* развитии общей и артикуляционной моторики;
* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
произношения, с недоразвитием фонематического слуха —
привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика после дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не менее трех раз в день.
Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюдение психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).
Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:
а) увеличен дневной сон;
б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;
в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;
г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об
разом:
I период(сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-
грамме;
II период(ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-
сто 80;
III период(март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.
Все это требует большей эффективности занятий, более тщательного и экономного отбора материала, более серьезной и вдумчивой отработки методов и приемов коррекционной работы, некоторого изменения структуры и характера занятий (преобладающими стали комбинированные занятия).
Мы придерживаемся существующих в современной логопедии требований к фронтальным логопедическим занятиям по произношению и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:
1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
работы.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес
ким и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм.
4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
содержания материала.
5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш
ления.
6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.
7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
9. Недопустимость использования дефектных звуков.
В качестве наглядного материала в занятиях максимально использовалось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ '
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
Дни недели | I половина дня | II половина дня | ||
Занятия логопеда и воспитателя | Занятия воспитателя | Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с | Работа по заданию логопеда | |
Понедельник | 1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК | Коррегирую-щая гимнастика | Развитие графических навыков, подготовка к письму | 30 мин. |
Вторник | 1 .Логопедическое 2. Музыкальное | ФК/ритмика | Развитие логического мышления, математика | 30 мин. |
Среда | 1. Математика, развитие логического мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения | Корригирующая гимнастика | Развитие речи, российская словесность | 30 мин. |
Четверг | 1 .Логопедическое 2. Музыкальное | ФК/ритмика | Изобразительная деятельность | 30 мин. |
Пятница | 1. Изобразительная деятельность 2.ФК | Коррегирую-щая гимнастика | Эстетическое развитие: драматизации, театрализованная деятельность | 30 мин. |
Общее количество фронтальных занятий:
Логопедические — 2 (3)
ФК -5
Музыкальные - 2
Развитие речи — 1
Математика - 1
Изодеятельность — 1
РЕЖИМ ДНЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
1. | Прием детей, наблюдение | 7.00-8.10 |
2. | Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика | 8.10-8.30 |
3. | Завтрак | 8.35-8.55 |
4. | Занятия | |
I | 9.00-9.30 | |
II | 9.40-10.10 | |
5. | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 10.10-10.20 |
6. | Прогулка | 10.30-12.30 |
7. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика | 12.30-12.40 |
8. | Обед | 12.45-13.10 |
9. | Сон | 13.10-15.20 |
10. | Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура | 15.00-15.45 |
11. | Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с | 15.50-16.20 |
12. | Полдник | 16.20-16.30 |
13. | Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения) | 16.30-17.00 |
14. | Прогулка, игры, развлечения | 17.00-19.00 |
Недели | Звуки, буквы | Звуко-слоговой анализ, грамота | Грамматический строй | Лексика активная | Лексика пассивная, темы | Связная речь |
IV | И П-1Г | Анализ звукового ряда из трех гласных Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап | Именительный падеж множественного числа существительных на -и, -а Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья | Семья. Дом | |
Октябрь | ||||||
I | Т П-Т | Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных Притяжательные прилагательные на -ий-. Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных | Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон См. занятия 5, 6 | Детские игрушки (экскурсия в магазин) | Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя" |
Недели | Звуки, буквы | Звуко-слоговой анализ, грамота | Грамматический строй | Лексика активная | Лексика пассивная, темы | Связная речь |
II | К-К7 П-Т-КО | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.Звуковой анализ прямого слога Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного | Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов Предлоги на, под Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом много | Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук См. занятия 5, 6, 8 Конь, кот, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова | Ранняя осень Цветы (экскурсии в парк) | Рассказ по сюжетной картинке "Котенок" Рассказ по сюжетной картинке "Каток" |
III | Й-Л' | Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. | Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя, мое) | Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, альбом, клюв, клюква, калина, клетка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олененок, копейка, юбка, яхта, ягоды, кофейник, майка, двойка, попугай, баян | Ранняя осень. Деревья. Грибы | Рассказ-по сюжетной картинке "Дети помогают маме" |
Недели | Звуки, буквы | Звуко-слоговой анализ, грамота | Грамматический строй | Лексика активная | Лексика пассивная, темы | Связная речь |
Х-Х? К-Х | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот | Согласование количественных числительных 1, 2, 5, 9 и существительных Согласование количественных числительных и существительных | Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха См. занятия 8, 12 | |||
IV | Ы Ы-И м | Выделение ударного гласного после согласного Звуковой анализ слов типа кит, пыль Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима | Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. Именительный падеж множественного числа существительных на -ы, -и, -а Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) | Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы; существительные на -ы во множественном числе См. занятия 4, 14. Дополнительно — существительные на -и, -а во множественном числе Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мойка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет | Животные домашние и дикие (экскурсия на станцию юннатов) | Рассказ по сюжетной картинке "Тут будет сад" |