Знакомство с будущими пятиклассниками.
Сроки | Участники | Мероприятия |
Март-апрель | Классные руководители будущих 5 классов, психолог | 1. Знакомство с учащимися 4 классов. 2. Знакомство со стилем работы учителей начальной школы. 3. Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся. 4. Установление контакта с детьми. |
февраль-март | Администрация школы, сотрудники ППМС-центра, учителя начальной школы | Собрание для родителей, будущих пятиклассников. Буклет «Родителям будущих пятиклассников» |
март-апрель | будущие учителя 5-х классов (математика, русский язык), методисты | 1. Посещение уроков математики и русского языка в начальной школе. 2. Совместная работа по определению качества знаний учащихся 3-х классов по основным предметам. |
апрель - май | психолог | Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс. |
май - июнь | учитель 4 класса, психолог | 1. Подготовка психолого-педагогической характеристики класса, 2. Анализ индивидуальных программ сопровождения. 3. Анкета «Ожидания». |
май | Сотрудники ППМС-центра, учителя начальных классов | 1. Встреча с родителями выпускников начальной школы; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью. Буклет «Родителям будущих пятиклассников». 2. Процедура передачи документов по сопровождению («досье», карта класса, логопедические документы). 3. Психолого-педагогический консилиум. |
Сопровождение учащихся пятых классов.
Сроки | Участники | Мероприятия |
сентябрь | учителя начальных классов (бывших 4-х классов) | 1. Посещение два полных учебных дня в своих бывших классах. 2. Обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков. 3. Наблюдение за детьми во время перемены. 4. Встреча с учащимися, анализ их первых впечатлений о средней школе 5. Встреча с родителями. 6. Советы классным руководителям 5-х классов. |
сентябрь | психолог | 1. Знакомство с учащимися. 2. Посещение уроков, наблюдение на перемене. 3. Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классного руководителя. |
сентябрь - октябрь | Психолог ППМС-центра | 1. Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Особенности предподросткового возрастного периода» 2. Знакомство родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ. |
октябрь - ноябрь | психолог | 1. Диагностика учебных затруднений. 2. Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5 классов. 3. Диагностика межличностных отношений. 4. Диагностика включенности и эмоционального благополучия. 5. Логопедическое обследование. |
ноябрь | Психолог, учителя, классные руководители, методисты русского языка и математики, администрация. | Психолого-педагогический консилиум: · обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей; · выявление поля проблем и путей их решения; · разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников). |
Подведение итогов.
Сроки | Участники | Мероприятия |
март - апрель | психолог, классный руководитель | Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»: 1. Анализ эффективности индивидуально-ориентированных программ. 2. Анализ эффективности системно-ориентированных программ. |
Взаимодействие специалистов по сопровождению
Преемственность в работе специалистов по сопровождению на этой ступени предполагает процедуры передачи карт сопровождения (класса и индивидуальных), речевых карт. В момент передачи психолог начальной школы подробно рассказывает о проблемах класса, а так же об индивидуальных особенностях детей. Данная процедура может иметь следующую структуру:
- Особенности класса (межличностные отношения, особенности усвоения информации, темп, отношение к учебе, дисциплина, участие родителей в делах класса, работа по системно-ориентированным программам и т. д.)
- Индивидуальные особенности учеников (гиперактивность, учебные затруднения, социально-эмоциональные проблемы, проблемы со здоровьем)
- Особенности семей (многодетные, семьи без мамы, разводы, семьи с низким прожиточным минимумом, не поддерживающие контакта со школой)
- Особенности стиля работы учителя начальных классов.
- Прогноз возможных дальнейших проблем.