Знакомство с будущими пятиклассниками.

Сроки Участники Мероприятия
Март-апрель Классные руководители будущих 5 классов, психолог 1. Знакомство с учащимися 4 классов. 2. Знакомство со стилем работы учителей начальной школы. 3. Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся. 4. Установление контакта с детьми.
февраль-март Администрация школы, сотрудники ППМС-центра, учителя начальной школы Собрание для родителей, будущих пятиклассников. Буклет «Родителям будущих пятиклассников»
март-апрель будущие учителя 5-х классов (математика, русский язык), методисты 1. Посещение уроков математики и русского языка в начальной школе. 2. Совместная работа по определению качества знаний учащихся 3-х классов по основным предметам.
апрель - май психолог Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.
май - июнь учитель 4 класса, психолог 1. Подготовка психолого-педагогической характеристики класса, 2. Анализ индивидуальных программ сопровождения. 3. Анкета «Ожидания».
май Сотрудники ППМС-центра, учителя начальных классов 1. Встреча с родителями выпускников начальной школы; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью. Буклет «Родителям будущих пятиклассников». 2. Процедура передачи документов по сопровождению («досье», карта класса, логопедические документы). 3. Психолого-педагогический консилиум.

Сопровождение учащихся пятых классов.

Сроки Участники Мероприятия
сентябрь учителя начальных классов (бывших 4-х классов) 1. Посещение два полных учебных дня в своих бывших классах. 2. Обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков. 3. Наблюдение за детьми во время перемены. 4. Встреча с учащимися, анализ их первых впечатлений о средней школе 5. Встреча с родителями. 6. Советы классным руководителям 5-х классов.
сентябрь психолог 1. Знакомство с учащимися. 2. Посещение уроков, наблюдение на перемене. 3. Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классного руководителя.
сентябрь - октябрь Психолог ППМС-центра 1. Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Особенности предподросткового возрастного периода» 2. Знакомство родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.
октябрь - ноябрь психолог 1. Диагностика учебных затруднений. 2. Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5 классов. 3. Диагностика межличностных отношений. 4. Диагностика включенности и эмоционального благополучия. 5. Логопедическое обследование.
ноябрь Психолог, учителя, классные руководители, методисты русского языка и математики, администрация. Психолого-педагогический консилиум: · обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей; · выявление поля проблем и путей их решения; · разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников).

Подведение итогов.



Сроки Участники Мероприятия  
март - апрель психолог, классный руководитель Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»: 1. Анализ эффективности индивидуально-ориентированных программ. 2. Анализ эффективности системно-ориентированных программ.

Взаимодействие специалистов по сопровождению

Преемственность в работе специалистов по сопровождению на этой ступени предполагает процедуры передачи карт сопровождения (класса и индивидуальных), речевых карт. В момент передачи психолог начальной школы подробно рассказывает о проблемах класса, а так же об индивидуальных особенностях детей. Данная процедура может иметь следующую структуру:

  1. Особенности класса (межличностные отношения, особенности усвоения информации, темп, отношение к учебе, дисциплина, участие родителей в делах класса, работа по системно-ориентированным программам и т. д.)
  2. Индивидуальные особенности учеников (гиперактивность, учебные затруднения, социально-эмоциональные проблемы, проблемы со здоровьем)
  3. Особенности семей (многодетные, семьи без мамы, разводы, семьи с низким прожиточным минимумом, не поддерживающие контакта со школой)
  4. Особенности стиля работы учителя начальных классов.
  5. Прогноз возможных дальнейших проблем.

Наши рекомендации