II. Сопровождение учащихся первых классов.

Работа с учениками, их родителями, учителями.

Дата   Участники Мероприятия
Август Администрация школы, учителя первых классов, сотрудники ППМС-центра Знакомство с родителями первоклассников и учителями.
сентябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Знакомство с учащимися
  2. Посещение уроков, наблюдение на перемене.
  3. Анализ первых впечатлений учителя о классе.
  4. Проведение классного часа «Знакомство»;
  5. Еженедельный анализ «Дневников настроения», заполняемых учениками ежедневно.
  6. Работа с дневничком «Мои первые шаги в школе»
  7. Оформление карт класса, карт индивидуального сопровождения развития учеников.
сентябрь Администрация школы, учителя первых классов, сотрудники ППМС-центра
  1. Проведение родительских собраний.
  2. Анкетирование родителей (анкета «Первая неделя в школе»). Буклет «Адаптация ребёнка к школе»
октябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Диагностика особенностей адаптационного периода, позволяющая оценить эмоциональное состояние первоклассников и их отношение к основным составляющим процесса обучения.
  2. Логопедическое обследование.
  3. Заполнение карт сопровождения классов, карт наблюдений, карт индивидуального сопровождения развития учеников по результатам диагностики.
октябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Проведение родительских собраний на тему «Адаптация первоклассников».
  2. Анкетирование родителей («Анкета для родителей первоклассников»).
  3. Проведение индивидуальных консультаций для учителей и родителей по проблемам адаптации.
октябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Проведение индивидуальных собеседований с учителями по проблемам адаптации учащихся.
  2. Заполнение карт класса по результатам собеседований.
октябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Анализ наблюдений учителей по проблеме сформированности навыков, необходимых для обучения в первом классе.
  2. Анализ социально – эмоциональных проблем.
ноябрь Администрация школы, учителя первых классов, сотрудники ППМС-центра Психолого-педагогический консилиум «Первые шаги в школе»:
  • анализ особенностей адаптационного периода;
  • выявление детей «группы риска»;
  • разработка и реализация плана индивидуального сопровождения.
ноябрь Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Посещение уроков в первых классах, наблюдение на переменах.
  2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по проблемам учащихся, испытывающих трудности в процессе адаптации.
февраль - март Сотрудники ППМС-центра (логопед, психолог)
  1. Выявление учащихся, испытывающих учебные затруднения.
  2. Разработка и реализация программ индивидуального сопровождения.
апрель  
  1. Диагностика включённости и эмоционального благополучия.
  2. Диагностика межличностных отношений.

III. Подведение итогов.



Дата   Участники Мероприятия
май Психолог, учителя 1-х классов. Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»:
  • результативность индивидуально-ориентированных программ сопровождения учащихся
  • эффективность реализации программы «Адаптация. Преемственность – 1»

Взаимодействие с воспитателями д\с,

Учителями начальной школы

Формы взаимодействия:

· Круглый стол

· Индивидуальные консультации, собеседования

· Совместное заполнение карт класса

Первый этап программы включает в себя тесное взаимодействие с сотрудниками дошкольного отделения. В это время предполагается посещение занятий, индивидуальные собеседования, а так же проведение круглого стола с целью передачи информации о выпускниках детского сада учителям и психологам, сопровождающим первые классы.

Примерный план проведения круглого стола с воспитателями детского сада и учителями начальной школы по преемственности.

Участники: сотрудникиППМС-центра, воспитатели, выпускающие детей, учителя начальной школы.

Необходимые предварительные мероприятия:

  1. Согласование времени и места проведения.
  2. Подготовка приглашений (образец в приложении 3)
  3. Письмо учителя начальной школы воспитателям выпускников детского сада (приложение 3)

Примерный перечень вопросов для обсуждения на круглом столе

Особенности детского коллектива

  • Есть ли дети, у которых возникают трудности в общении?
  • Есть ли в коллективе лидеры?
  • Есть ли дети, которых «не принимают», дразнят?
  • Есть ли в группе дети, отличающиеся агрессивным поведением?

Индивидуальные особенности детей



  • Есть ли дети с проблемами здоровья?
  • Кто из детей требует дополнительного внимания?
  • Есть ли гиперактивные дети?
  • Есть ли дети, не выполняющие общие правила?
  • Есть ли дети застенчивые, тревожные, плаксивые?

Взаимодействие с родителями

План родительского собрания для будущих первоклассников.

  1. Представление административной команды, сопровождающей начальную школу, сотрудников ППМС-центра.
  2. Повествование об особенностях программ, по которым работают учителя начальной школы. Предупреждение о возможных трудностях
  3. Информирование о структуре проведения пробного урока для дошкольников, согласование времени.
  4. Информирование родителей о требованиях к школьной и физкультурной форме.
  5. Информационный буклет «Ребенок идет в школу!»

Темы для родительских собраний:

  • «Первые шаги в школе». Проводится анкетирование родителей (анкета «Первая неделя в школе» приложение 4)
  • «Особенности периода адаптации». Анкета для родителей первоклассников, буклет для родителей «Адаптация ребенка к школе»
  • «Возрастные особенности первоклассников»
  • «Наш класс!» Особенности классного коллектива.

Дальнейшее взаимодействие с родителями проходит в форме индивидуальных консультаций, анкетирования по вопросам трудностей адаптационного периода.

Сопровождение детей

Работа по сопровождению детей ведется по двум направлениям:

1. Подготовка к поступлению в 1 класс.

· Интеллектуальная готовность. Используются тематические занятия по подготовке к школе

· Эмоциональная готовность. Работа с дневниками настроения. Игра «Я иду в первый класс», компьютерная игра «По дороге в школу»

· Подготовка к самопрезентации. Работа с «Портфельчиком достижений»

2. Сопровождение учеников 1 класса в период адаптации.

· Комплекс диагностических процедур

· Дневник «Мои первые шаги в школе»

· Дневник «Мое настроение»

· Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ.

Наши рекомендации