Упражнения на формирование правильного

Звукопроизношения.

• Упражнение «В гостях у свистящей семейки»

Логопед: Давайте заглянем вместе с Язычком в «Домик звуков». Нас приглашает к себе в гости семейка Свистящих звуков. (Логопед знакомит детей с артикуляционным укладом свистящих звуков и их фонетической характеристикой.)

• Упражнение «Поймай звук С»[27] (с использованием пособия «светофор»).

Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука С, и зеленый сигнал — если звук С есть.

Например: свет, окно, лампа, нос, рот, краска, волосы, кот, рука, собака, ласка...

• Упражнение «Самовар».

Логопед: Свистящие звуки решили напоить нас чаем из самовара.

Произнесение звука «С» длительно, отрывисто. Аналогично проводятся игры «Комар», «Тишина» (для отработки правильного произнесения звуков З, Ц).

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятия 8—9. Тема: «Язычок в гостях
у Шипящей семейки»[28]

Цели: отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков; уточнить артикуляционный уклад шипящих звуков; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарь по теме «Одежда».

Оборудование: речевые палочки, предметные картинки по теме «Одежда», массажные ежики, комплекс массажа лицевых мышц «Времена года», кубики Н.А. Зайцева с буквами Ш, Ж, Ч, Щ.

Ход занятия

Приветствие. Упражнение на внимание

«Ракета, машина, самолет»

Логопед предлагает детям внимательно слушать его команды и выполнять соответствующие движения («ракета» — руки вверх; «машина» — присесть, руки к плечам; «самолет» — руки в стороны).

2. Объявление темы и цели занятия.

Лексико-грамматические упражнения

По теме «Одежда».

• Активизация словаря по теме «Одежда»

Логопед: Сядет тот, кто назовет любой предмет одежды.

• Игра «Назови одежду ласково»

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различной одежды. Дети называют предметы ласково.

• Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5)

Пальчиковая гимнастика «Гномы».

Читает логопед Выполняют дети
Жили-были в домике Дети сжимают и разжимают кулачки.
Маленькие гномики: Тики, Ники, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики на каждое имя.
Стали гномики стирать. Трут кулачки друг о друга.
Тики — рубашки, Ники — платочки, Лики — пижамку, Чики — носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. Загибают пальчики на каждое имя.

5. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Индюк».

Дыхательная гимнастика «Шарик».

Выполнение движений по тексту.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнения на формирование

Правильного звукопроизношения.

• Упражнение «В гостях у Шипящей семейки».

Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у Шипящей семейки. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад шипящих звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику[29].

• Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»

Логопед просит детей подобрать одежду для каждого звука Шипящей семейки:

Ш — штаны, шуба, шорты...

Ж — пиджак, жакет, жилетка...

Ч — сорочка, чулки...

Щ — плащ...

Динамическая пауза «Стирка».

Дети под веселую музыку имитируют процесс ручной стирки.

9. «Ежиковый массаж» (см. занятие 1).

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Цели: вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь».

Оборудование: зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Н.А. Зайцева на буквы Л, Ль.

Ход занятия

Приветствие. Упражнение на внимание

«Что ушло, что пришло».

Логопед выставляет на доску картинки по теме «Обувь», предлагает детям запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза и заменяет одну (две) картинку. После этого логопед просит детей назвать картинки, которые «ушли» и картинки, которые «пришли».

2. Объявление темы и цели занятия.

Лексико-грамматическое упражнения по теме

«Одежда». Игра «Подбери действие»

Логопед: Сядет тот, кто подберет слово-действие к слову рубашка. (Шить, покупать, стирать, гладить, носить, порвать, зашивать).

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 7).

5. Артикуляционная гимнастика(см. занятие 7).

6. Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5).

Наши рекомендации