Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления

Председателями представительного органа местного самоуправления, как уже было сказано, могут быть по должности главы муниципальных образований, а иногда и должностные лица, специально избранные на эту должность и не выполняющие какие-либо иные полномочия в системе органов местного самоуправления.

Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления устанавливается, как правило, уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов местного самоуправления.

Председатель представительного органа:

1) возглавляет деятельность городского Совета;

2) организует работу Совета в соответствии с регламентом;

3) ведет заседания Совета;

4) представляет Совет как в городе, так и за его пределами;

5) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов городского Совета, созывает и ведет его заседания;

6) подписывает принимаемые городским Советом решения и другие акты;

7) руководит работой аппарата городского Совета, осуществляет, в соответствии с действующим законодательством, прием и увольнение его должностных лиц и служащих;

8) открывает и закрывает расчетные и текущие счета городского Совета и является распорядителем по этим счетам;

9) от имени городского Совета подписывает исковые заявления;

10) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;

11) выполняет другие полномочия.

Глава XIV. Гарантии местного самоуправления

В результате освоения данной главы обучающийся должен:

знать

• основные формы гарантирования местного самоуправления в России, виды, гарантий местного самоуправления;

• порядок осуществления и особенности судебной защиты местного самоуправления;

• пределы и возможные формы контроля со стороны государства за местным самоуправлением;

уметь

• анализировать основные направления защиты прав местного самоуправления;

• толковать и правильно применять правовые нормы, регламентирующие охрану и защиту прав местного самоуправления;

• давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам использования соответствующих гарантий в муниципально-правовой сфере;

владеть

• навыками определения в конкретных ситуациях законных, обоснованных и наиболее эффективных форм и способов защиты нарушенных (оспоренных) прав в сфере местного самоуправления с учетом установленных законодательством правил подведомственности и подсудности решения соответствующих дел;

• использования правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для защиты прав местного самоуправления;

• навыками подготовки в целях защиты прав местного самоуправления необходимых процессуальных документов и совершения юридически значимых действий.

Правовое регулирование гарантий местного самоуправления

Под гарантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления. Условия эти имеют и субъективный, и объективный характер.

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г., 2003 г.), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т. д.

Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Наши рекомендации