Механизм принятия и освоения социальных ролей.
Сходен с предыдущим механизмом, но отличается большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.
Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Характеризуется совокупностью прав и обязанностей.
Социальная роль – совокупность действий, которых ожидает социальное окружение от человека, занявшего определенную социальную позицию.
Социальная позиция и социальная роль определяют систему действий, которые человек должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стили поведения.
Освоение социальных ролей связано с развитием личности, т.к.:
- появляются новые мотивы;
- происходит соподчинение мотивов;
- видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм, отношений..
Роль может поглощать личность, когда роль сильная или личность слабая. В обычных ситуациях личность, ассимилирующая роль, не ассимилируется с ней полностью.
Механизмы стихийного формирования личности необходимо знать педагогам, т.к. они могут руководить своим поведением.
3.
Важную роль в становлении личности играет развитие самосознания.
Самосознание– осознание человеком самого себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком.
Самосознание выполняет 3 функции: самопознание, самосовершенствование, поиск смысла жизни.
Самопознаниенацелено на познание физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других.
Пути самопознания:
-анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения с другими людьми через сопоставление их с нормами;
- осознание отношения к себе других людей;
- самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, анализ мотивов поступков.
Сложности самопознания:необходим определенный уровень умственного развития (происходит с возрастом). Человек должен стать кем–то, чтобы познать себя.
Человек находится в непрерывном развитии, поэтому самопознание отстает от О.
Этапы самопознания:
отделение «Я» от окружающего мира;
осознание себя членом микрогруппы;
разрушение эгоцентризма;
осознание духовного «Я»: способностей, характера, нравственных качеств;
формирование идеального «Я»: выработка идеала для самосовершенствования.
Самопознание – основа для развития самооценки.Самооценка включает в себя знание о собственной самости (о себе) и отношение к этому знанию (отношение к себе).
Самопознание меняет субъекта, поэтому самопознание – шаг в развитии.
Самосовершенствование. На этом уровне с идеальным «Я» соотносятся поступки, линия прежней жизни. Этот процесс сопровождается переживаниями, угрызениями совести, внутренними конфликтами.
Поиск смысла жизни – направлен на координацию личности в целом. Возникает не у всех и в разной степени.
4.Надо ли воспитывать взрослых людей?
Если понимать воспитание как воздействие на личность с целью формирования у нее нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ отрицательный.
Если как создание в ходе вузовского обучения оптимальных условий для саморазвития личности, заложенных в ней сущностных сил, максимальной самоактуализации человека, то ответ положительный.
Специалист не только передает студенту профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.
Существует несколько важных правил воспитания в целом, которые следует учитывать и в организации учебно – воспитательного процесса в вузе.
1. Задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, деятельности и общения.
2. Прием воспитания - принятие человека таким, каков он есть, без прямых оценок и наставлений.
Но воспитатель не должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.
3. Неизменно уважительное отношение к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности.
Основными принципами воспитания в вузе должны стать принципы гуманистического подхода и правила гуманистической педагогики.
1. Личность в системе образования никогда не должна выступать в качестве средства решения других проблем, но всегда - как цель, высшая ценность.
2. Личность как цель никогда не должна выступать в качестве жестких образцов, моделей, навязываемых самой личности извне. Ставить личность в центр системы образования, значит заботиться о создании условий для ее свободного саморазвития.
3. Единственная жесткая рамка, которая задает границы для такого саморазвития - это требование не ограничивать право на свободное саморазвитие других людей.
4. Задача воспитателя, преподавателя – максимально широко раскрывать поле выбора путей самореализации, самоактуализации личности через приобщение не только к профессиональному знанию, но и к культуре в целом, в том числе к знанию гуманитарному.
5. Педагогическое воздействие на личность не может быть директивным, прямым, но только косвенным, т.е. те выборы, к которым преподаватель хочет склонить студента, должны даваться в форме образца для подражания, способного побудить студента к принятию тех или иных ценностей. Но окончательный выбор всегда остается за самим человеком.
6. Должны быть обеспечены равноправное, партнерское взаимоуважительное отношение педагога и студентов, соблюдение принципов педагогики сотрудничества; максимальное стимулирование самостоятельности в обучении и его индивидуализация.
7. Желательно не только деловое, но и межличностное отношение преподавателя с учащимися. В вузовском обучении необходимо практиковать совместное решение преподавателем и студентами реальных творческих задач, с которыми и тот и другой сталкиваются впервые.
8. Необходимо устранять условия, потенциально могущие привести к патологическому развитию личности обучающегося, оказывать ему психологическую помощь, в том числе и в решении личных проблем.
5.На какие направления следует обращать особое внимание в воспитании студентов.
1. Физическое развитие молодых людей. Студенческий возраст характеризуется наиболее высоким уровнем развития таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакций, моторная ловкость, скоростная выносливостьи др.
Однако именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе, лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями.
2.Учеба в вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими группами молодежи. Этот факт часто рождает у преподавателей ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянном опеке, снисходительном отношении.
Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности как бы отодвигает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности.
3. В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии высшие психические функции:восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства.Этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки: происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на теоретическом мышлении.
4. Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами.
5.Эмоциональная сферав студенческом возрасте приходит к уравновешенному состоянию. Но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом. Часто может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенное может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.
Преподавателю необходимо сознательно следить за тем, не переходит ли опасную грань дисбаланс рационального и эмоционального в стиле его общения со студентами.
6. Самая главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я» – это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей, к которой обязательно относится и преподаватель.
Помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы, можно, целенаправленно организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку.
6 а). Потребность в достижении входит в конфликт с потребностью в общении. Разрешение этого конфликта в пользу той или иной потребности приводит к дальнейшим личностным изменениям.
Конфликт может возникнуть между потребностью в достижении и познавательной потребностью, удовлетворяемой в ходе творческой исследовательской деятельности. Поэтому здесь важно правильное поведение преподавателя, выступающего в роли первого эксперта, дающего студенту «обратную связь» о результатах его исследовательской работы.
Таким образом, основой воспитания в вузе является создание благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий. При этом окончательное решение все же должен принимать сам воспитуемый.
Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает «принятие» студента преподавателем и признание за ним права на любой выбор.