Консервативно - педагогическое направление.

В широком спектре педагогической мысли второй половины XIX века рельефно и неотъемлемо проявлялась ееконсервативная составляющая, связанная, прежде всего, с именами М.Н.Каткова и К.П.Победоносцева.

Михаил Никифорович Катков (1817-1887) в 1838 г. оканчивает словесное отделение Московского университета «кандидатом с отличием». Выступает с первыми публикациями, вызвавшими значительный интерес. Свободно владевший немецким, английским и французским языками, он много занимается переводами, сам пишет стихи. Уже в этих первых публикациях проявляется характерная для его позднейшей деятельности национальная струя.

Вернувшись после двухлетнего пребывания в Германии, где изучал философию, Катков дает уроки в аристократических семействах, преподает в университете. Затем становится редактором газеты «Русский вестник», а в 1862 году возглавляет очень тогда влиятельные «Московские ведомости» Мало кому как Каткову удавалось слышать, аккумулировать общественное мнение. И выражать его непреклонно, резко и страстно.

Публицист был поборником классического образования и со всем темпераментом и мастерством яркого педагогического ритора последовательно отстаивал его ценности. М.Н.Катков был глубоко и искренне убежден, что серьезное, систематическое (не менее 50% учебного плана) изучение латинского и греческого языков способно не только подготовить новое поколение русских ученых, но более того, спасти Россию от нигилизма, от революционных потрясений.

Не занимая никаких государственных постов, имея ввиду лишь одного своего читателя – императора, выступая неофициальным советником Государя публицист внес значительный вклад в осуществление контрреформы 1871 г., утвердившей приоритетный статус классических гимназий.

Подобное же позиция определяла отношение Каткова к женскому образованию. Он резко выступал против создававшихся в то время Высших женских курсов и вместе с тем ратовал за то, чтобы девушки, так же как и юноши, заканчивали классические гимназии, получали фундаментальное образование, поступали в университет, где могли бы заниматься наукой и стать затем гордостью России. Всякого же рода женские курсы давали, по мнению Каткова, лишь суррогат образования.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) закончил одно из самых привилегированных учебных заведе­ний — училище правоведения. Затем служба в Сенате, преподавательская дея­тельность в Московском университете, из­брание в действительные члены Импера­торского Общества Российской истории и древностей. Одновременно с С.М.Соловье­вым он становится воспитателем престоло­наследника — вначале Николая, безвре­менно умершего, затем будущего импера­тора Александра III, на которого он имел большое влияние. В 1868 г. за выдающи­еся заслуги в области научной (им был опубликован первый в стране «Курс граж­данского права») деятельности К.П.Победоносцев ста­новится членом Государственного совета, с 1880 по 1905 г. — обер-прокурором Свя­тейшего Синода.

У Победоносцева, несомненно, была четко и глубоко продуманная образовательная политика. В начальной школе видел, прежде всего, хранительницу российских традиций, религиозных устоев, нравственных норм и только затем собственно место обучения. Идеалом народной школы для него была такая, где учащиеся приобретали минимум элементарных знаний, но зато глубоко впитывали уважение к Богу, любовь к Отечеству и почитание своих родителей. Он решительно противопоставлял школу формальную школе воспитательной, выступал против просветительского характера школьного образования.

В книге «Новая школа» (1898) К.П.Победоносцев вполне определенно признавал возможность и необходимость пе­дагогических реформ в России, в то же время считая, что для по­добных преобразований требуется серьезный анализ всех сущест­вующих систем воспитания, чтобы, в конце концов, выработать наиболее приемлемый теоретический образец для русского обще­ства.

В главной педагогической книге К.П.Победоносцева «Учение и учитель» (1903-1904) хорошим рус­ским литературным языком говорилось о вечных и необычайно привлека­тельных для учительского сознания исти­нах: о педагогическом долге, о необходи­мости связи учения с жизнью, о высоком призвании педагога — «подвижника с жи­вою душою, полагающего всю эту душу свою в дело обучения и воспитания».

Сквозь внешние, формальные оболочки - документацию, учебные планы и программы, правила правописания, результаты экзаменов К.П.Победоносцев страстно призывал увидеть человеческую личность учащего и учащегося. И не просто увидеть, а максимально им помочь.

Поднять на новую ступень церковную школу для К. П. Победоносцева стало одним из важней­ших дел его жизни. Сделав ставку на церковную школу, обер-прокурор Синода попытался создать все возможное для ее возрождения, и в пер­вую очередь он теоретически обосновал ее необходимость. Причины такого пристального и заинте­ресованного внимания к церковной школе были связаны с необходимостью укрепле­ния государственного устройства и усиле­ния монархической власти.

10.5.Философско-педагогическая система Л.Н.Толстого. Литературное и философское наследие Льва Николаевича Толстого (1828-1910) далеко не исчерпывает его вклад в мировую и отечественную культуру. По сути, на всем протяжении своей жизни в течении более чем 60 лет Лев Николаевич обращался к широкому спектру педагогических проблем, вопросам семейного воспитания. Блестящие по форме его педагогические размышления полны глубоких и мудрых откровений, порой обжигающих своей новизной и нетрадиционностью.

Сейчас все отчетливее становится ясно то огромное влияние, которое оказала личность Льва Николаевича Толстого на различные сферы русской культуры, в том числе и образование. С ним связаны традиции естественного свободного воспитания, воплощение в жизнь идей природосообразности, ненасильственной гуманной педагогики. Его «Азбука» находится в центре внимания передовых методистов начального обучения. А реализованные им принципы: индивидуального подхода к ребенку, стимулирования познавательного интереса и творческой активности учащихся, естественного воспитания, народности педагогики и школы и сейчас во многом определяют развитие отечественного образования. Символично, что Толстой почитается и на Западе как виднейший русский педагогический мыслитель.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он принадлежал к старинному дворян­скому роду. С осени 1841 до весны 1847 г. он обучался в Казанском университете: один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом. В эти годы он увлекся философией, читал Ге­геля, Вольтера, Руссо. Особенно близки ему были взгляды Ж.Ж. Руссо, фи­лософия которого соответствовала и его собственным мыслям о мире.

Педагогическая деятельность Толстого делится на три периода: пер­вый — 1859—1862 гг., второй — 1870—1876 гг., третий — начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя.

На протяжении своего сложного, противоречивого и даже драматичного жизненного и педагогического пути, Лев Николаевич Толстой отрешался от многих, казалось бы незыблемых истин. Но среди них всегда оставалась базовая идея, изнутри подсвечивающая все его педагогическое мировоззрение – это свобода личности в процессе ее воспитания и образования. И именно это кредо классика вызывало наибольшее неприятие в различных общественных кругах, в том числе и в педагогических.

К практическому участию в деле народного просвещения Л.Н. Толстой стремился с юношеских лет. В 1849 г. Л.Н.Толстой начинает обучать крестьянских детей. Он открывает в родовом имении, Ясной Поляне, бесплатную школу и ведет в ней уроки. Первая школа в описаниях ее учеников выглядит даже слишком свободной. Лев Николаевич проводит с детьми довольно много времени. Забавы, которые он придумывал на переменах, были бесконечно далеки от представлений о классическом образовании и образе учителя, как ментора. Один из учеников Толстого вспоминал: «Да мало ли он чудил. Потащил нас раз осенью на охоту. Расставил тенета на Воронке, а нас, мальчиков, заставил лаять по собачьи.… Всего не припомнишь. Обходился он с нами хорошо, просто. Нам было с ним весело, интересно, а учителю он завсегда приказывал нас не обижать».

Но первые педа­гогические опыты оказались непродолжительными. Молодой дворянин был оторван от них необходимостью служить. С весны 1851 г. Лев Николаевич — на армейской службе: внача­ле на Кавказе, затем, в 1854—1855 гг., — среди защитников Сева­стополя. В ноябре 1855 г. Л.Толстой выходит в отставку, приезжает в Петербург, устанавливает дружеские отношения с писателями, публикует рассказы, повесть «Казаки» и автобиографическую три­логию «Детство. Отрочество. Юность», в которой стремится про­никнуть в духовный мир ребенка, подростка, юноши, осмыслить их переживания, понять, как формируются в этом возрасте нравст­венные начала, в том числе и под влиянием целенаправленного обучения.

Видимо, окончательно решение вернуться к обустройству школы созревает во время первого заграничного путешествия Льва Николаевича. Из этой поездки, в ходе которой Толстой посещает кроме Франции и Щвейцарии еще и Германию с Италией, он выносит довольно критическое отношение к современной ему западной педагогике. Он видит здесь ту же болезнь, о которой предупреждают славянофилы, оторванность педагогики от жизни народа, от его потребностей. Толстой записывает в дневнике: «Главное – сильно, явно пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде».

В 1859 году по деревне Ясная Поляна оповестили о желании графа открыть бесплатную школу для всех желающих детей. Как вспоминали бывшие ученики этой школы, своим простым и добрым отношением Лев Николаевич преодолел недоверие родителей. Созданная им атмосфера оказалась настолько привлекательной, что число учеников быстро выросла с 22 до 70 человек. Этот период своей жизни (1859-1862) Толстой назовет временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом».

Сама школа вызывала удивление. Вот как описывает царящий в ней уклад американский педагог Эрнст Кросби: «Маленький колокол, висевший на крыльце, звонил каждое утро в восемь часов. И через пол часа появлялись дети. Никогда никому не делали выговоров за опоздание, и никогда никто не опаздывал. С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Никакого урока, ничего сделанного вчера ученик не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера».

Такая модель школы вполне соответствовала тогдашним представлениям Толстого. Он жестко разделяет образование и воспитание, а также теоретическое (не живое) знание и знание, приобретенное через конкретный опыт и необходимое для практической жизни. «Всякое учение должно быть только ответом на вопросы возбужденные жизнью» - напишет Лев Николаевич, открыв дискуссию, точка в которой не поставлена до сих пор.

Сам Толстой в этот период понимает под образованием свободное получение индивидуумом знаний, а под воспитанием их насильственную передачу. Писатель и педагог призывает учителя искать разные увлекающие детей приемы преподнесения знаний, став тем самым предтечей такого направления в педагогической практике, как учение с увлечением. Именно такое образование, где стимулом являются не розги, а интерес ученика определяется им как свободное. Наряду с этим большое значение имеет попытка Толстого теоретически обосновать и практически реализовать модель такой русской национальной народной школы для крестьянских детей.

В 60-е -70-е годы он был убежден, что главная и единственная задача педагога это обучение в соответствии с природой, интересами, склонностями конкретных учащихся. Ключевыми словами для него тогда являлись «опыт и свобода». В то время Толстой отрицал саму возможность воспитательного воздействия педагога на своих питомцев. Аргументировал он это тем, что не существует абсолютной истины и поэтому учитель не может навязывать своего относительного знания учащимся. Другой причиной такого подхода являлась убежденность Толстого в том, что дети нравственнее взрослых, хотя бы потому, что они еще не испорчены жизнью. Из этого он делал вывод: воспитание кощунственно по своей сути, т.к. безнравственные воспитывают нравственных.

И следует признать - в этом достижение Толстого - педагога, что ему удалось в Ясной поляне, пусть и единичном экземпляре создать такую « свободную» школу. Другое дело, что всей своей направленностью, сущностью она диаметрально противостояла реальному крестьянскому менталитету тогдашней России.

В 1862 после политических преследований Толстой был вынужден закрыть Яснополянскую школу. Однако его педагогически поиски продолжились. В 1872 году была издана составленная Толстым « Азбука», а в 1875 году вышли в свет переработанная « Новая азбука» и четыре книги для чтения.

С конца 80-х годов у Л.Н. Толстого происходит глубокий мировоззренческий переворот, который не мог не сказаться и на его педагогических взглядах. Главным для мыслителя становится разработка религиозно-нравственного учения и обличение всех недостатков окружающей жизни. В данной связи Лев Николаевич резко осуждает свои взгляды предшествующего периода и даже с присущей ему беспощадностью оценок делает вывод, что в Яснополянской школе он занимался «духовным развратом и растлением детей». У него формируется убеждение, диаметрально противоположное прежним взглядам – педагог должен, прежде всего, заниматься воспитанием детей и только уже затем обучением. Такой вывод был сделан Львом Николаевичем на основе его уверенности в существовании носителя Абсолютного Знания – Бога. Вот это знание и должен был воспитать учитель в ученике. Такая позиция Толстого была вызвана и его резкой критикой пороков современной цивилизации, приводящей к дегуманизации общества. Одной из причин такого явления мыслитель считал опасное доминирование в образовании рационализма над духовно - нравственным, эмоциональным формирование личности.

Естественное, хотя и очень сложное противоречивое развитие этой могучей личности особенно рельефно видно на изменении трактовки ключевого для Толстого понятия «свобода». Если в конце 50-начале 60-х гг. Толстой выступал с позиций максимально широких и подвижных границ свободы выбора и действий ребенка, то на завершающем этапе своего творчества Толстой подходил к трактовке свободы с более рационалистических позиций. Теперь, свобода выбора и действий, по его мнению, должна дозироваться и варьироваться при помощи внешних ограничителей в объемах диктуемых педагогической целесообразностью. Отсюда и признание им необходимости прямого внешнего контроля и воздействий на ребенка со стороны взрослых как в интересах самого растущего человека, так в интересах общества.

Несомненно, на изменение мировоззрений Толстого оказала вся драматичная обстановка в России начала XX века. Толстой своей гениальной интуицией предчувствовал грядущие социальные потрясения и пытался, как мог, обращаясь к абсолютной истине повлиять на общественное сознание, на сколько возможно предотвратить катастрофу. Он бил в набат, предупреждая об опасности губительного для России либерального искуса.

Наши рекомендации